Главная страница

Конспект урока по природоведению в 5 классе в форме виртуальной экскурсии: «Солнечная система. Планеты земной группы»


Скачать 44.07 Kb.
Название Конспект урока по природоведению в 5 классе в форме виртуальной экскурсии: «Солнечная система. Планеты земной группы»
Дата 04.03.2016
Размер 44.07 Kb.
Тип Конспект

План-конспект урока по природоведению в 5 классе в форме виртуальной экскурсии: «Солнечная система. Планеты земной группы»

Цель урока: создать условия для наглядного представления солнечной системы, познакомиться с планетами земной группы.

Задачи урока:

- образовательные: дать представление о солнечной системе на основе интерактивных моделей, познакомиться с характеристиками планет земной группы.

- развивающие: умение сравнивать, анализировать и обобщать знания о солнечной системе.

- воспитательные: соблюдать этические нормы поведения, уважение к интелектуальному труду, формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга, развивать познавательный интерес.

Тип и урока: изучение нового материала на основе проведения виртуальной экскурсии при помощи компьютерной поддержки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, цифровые образователь-ные ресурсы.

Планируемые результаты обучения:

- предметные: представление о солнечной системе, знакомство с планетами земной группы;

- метапредметные: планирование и организация учебной деятельности, осуществление поиска дополнительной информации, умение представлять свои результаты работы;

- личностные: формирование познавательных интересов, доброжелательного отношения к мнению другого человека, коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве со сверстниками и с учителем; осознание значимости жизни на Земле.

Ход урока:

Солнечная система состоит из огромного количества небесных тел, центральным из которых является Солнце. Именно оно удерживает всю огромную космическую семью, а это планеты, астероиды, кометы, метеоры, космическая пыль. Планеты вокруг Солнца вращаются по орбитам, они представляют собой эллипсы, или, по-другому, вытянутые окружности.

Все планеты солнечной системы условно можно разделить на две группы: планеты земной группы, планеты-гиганты.

К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля и Марс. С ними мы как раз сегодня и познакомимся.

Меркурий

Ближе всех к Солнцу располагается Меркурий.

Названа эта планета в честь древнеримского бога, покровителя торговли и путников. Надев свои крылатые сандалии, Меркурий мчался на Олимп, нёс вести жителям Олимпа. Точно также и Меркурий – самая быстрая планета солнечной системы. Один оборот вокруг Солнца она совершает за 88 земных суток. По размерам и массе Меркурий больше похож на Луну. На Луну похожа и поверхность Меркурия: те же кратеры, горы. В переводе с греческого «кратер» означает огромные чаши, и действительно размер некоторых кратеров достигает 200 километров. Меркурий практически лишён газовой оболочки – атмосферы. Спутников планета также не имеет. Из-за очень близкого расположения к Солнцу температура на Меркурии достигает +400 градусов.

Венера

Следующая планета солнечной системы – Венера, одна из самых красивейших планет солнечной системы.

И действительно на небе она сияет ярче всех звёзд. Она и названа в честь богини красоты и любви. По размеру Венера немного меньше Земли. Она имеет очень плотную атмосферу, состоящую на 96% из углекислого газа и на 4% процента из азота. Такая атмосфера удерживает тепло, и поэтому температура на Венере поднимается до +500 градусов по Цельсию. Давление атмосферы у поверхности Венеры в 100 раз больше, чем на поверхности Земли. В основном сама поверхность представлена холмистыми равнинами, хотя есть и горные участки. Так, например, в одном из районов высота потухшего вулкана составляет 12 километров. Спутников эта планета не имеет.
Земля

Третьей планетой от Солнца является Земля. Она имеет атмосферу, состоящую из азота, кислорода, углекислого газа, паров воды. В атмосфере нашей планеты рождаются облака, дуют ветры, перемещаются циклоны. На поверхности Земли располагается большое количество воды. Вода занимает до 70% поверхности нашей планеты. Но уникальность нашей планеты состоит в том, что только на ней имеется жизнь.

Спутник Земли - Луна
Земля имеет единственный спутник – Луну. Среднее расстояние от Земли до Луны 400 километров. Это самое близко расположенное небесное тело к Земле. И именно поэтому Луна наиболее хорошо

изучена.

На поверхности Луны выделяют материки и моря. Материками называют горные районы, как правило, они выглядят более светлыми. Высота некоторых гор достигает 9 километров. Моря же представлены застывшей вулка-нической лавой, поэтому выглядят они более тёмными участками. На Луне разряженная атмосфера, и также на поверхности Луны имеются огромные кратеры, как правило, это следы ударов метеоритов.

Марс

Марс – красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, поэтому её и назвали в честь бога войны. По размерам Марс в два раза меньше Земли и почти в 10 раз меньше её по массе. На Марсе тонкая разряженная атмосфера, представ-ленная в основном углекислым газом. Поверхность представлена равнинами горами, причём высота некоторых гор может быть огромной. Так, например, потухший вулкан Олимп достигает 27 километров в высоту. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. По мнению учёных, они состоят из смеси льда и углекислого газа. Причём на Марсе чётко происходит смена времён года. Во время лета полярные шапки уменьшаются, а зимой они становятся больше. Температура на Марсе низкая и достигается уровня –70 градусов по Цельсию. И только возле экватора температура может подниматься до 0 градусов. Марс имеет 2 спутника – Фобос и Деймос.

Закрепление изученного.

Проведение интерактивной викторины:

Домашнее задание: Учебник, стр.16-19, подготовить презентации планет Солнечной системы.

Подведение итогов

На этом уроке мы познакомились со строением солнечной системы. Узнали, что планеты солнечной системы подразделяются на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. Более подробно узнали строение и расположение планет земной группы.
Информационные источники

  1. Литература

    1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Москва:«Дрофа», 2012 г.

    2.  Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации.- М.: Просвещение, 2003 г.

    3. Бялко А.В. Наша планета – Земля. М.: Наука, 1989 г.

    4. Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. М.: Наука, 1993 г.




  1. Интернет-ресурсы

    1. Емельянов Б.В. Методика проведения экскурсий. Источник: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs24.htm

    2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

    3. Википедия http://ru.wikipedia.org/