|
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?» иурока технологии по теме «Домашние животные»
МБОУ «Марковская средняя общеобразовательная школа»
п. Марковский, Чайковского района, Пермского края
учитель: Никитина Людмила Петровна
Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?» и урока технологии по теме
«Домашние животные » изделие «Барашек из ватных палочек и пластилина»
Название программы: «Школа России»
Учебники: «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А Плешаков
«Технология», 1 класс, автор Н.И Роговцева
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: способствовать формированию у учащихся понятия кто такие звери.
Задачи урока:
а) образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о группах животных; формировать представление о том, кто такие звери; изготовить барашка из ватных палочек и пластилина.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, синтезировать, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в парах, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, атласы - определители, картинки с изображением зверей, лупы, шерсть зверей, ножницы, пластилин, картон.
Планируемые результаты:
Предметные:
- характеризовать зверей, как часть живой природы;
- уметь наблюдать и выделять признаки зверей.
- уметь работать с ножницами и пластилином.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
поиска и выделения необходимой информации;
извлекать необходимую информацию из текста и словарей;
анализировать объекты с целью выделения признаков;
находить определённые понятия.
Регулятивные:
самостоятельно и с помощью учителя выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
с помощью учителя решали проблемы поискового характера;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,
составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
- иметь представление о ценности и уникальности природного мира
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
УУД
(Сокращения:
ЛУУД – личностные;
РУУД – регулятивные;
КУУД - коммуникативные;
ПУУД – познавательные)
|
Мотивационный момент и целеполагание
|
- Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться , а трудиться!
Работаем старательно.
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
- Давайте начнём наш урок. А о чем мы сегодня будем с вами говорить определим, выполнив задание.
- В каждой строчке закрасьте прямоугольник, который вы считаете, соответствует названию «лишнего животного»
-Кто лишний в первой строчке?
-Почему?
- Кто лишний во второй строчке?
Почему?
-Кто лишний в третьей строчке?
- Почему?
На доске:
- Назовите общие признаки птиц.
- Назовите общие признаки насекомых.
- Назовите общие признаки рыб.
- К какой из этих групп можно отнести «лишних» животных?
- Почему?
На доске:
- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке узнаем?
- Предположите, к какой группе их можно отнести.
- Назовите цель нашего сегодняшнего урока.
|
Настраиваются на урок.
Фамилия, имя
|
кузнечик
|
богомол
|
лиса
|
окунь
|
волк
|
щука
|
корова
|
синица
|
дятел
|
-Лиса
-Кузнечик и богомол – это насекомые, а лиса - нет.
- волк
- Окунь и щука – рыбы, а волк – нет.
- Корова
- Синица и дятел – птицы, а корова – нет.
- Тело птиц покрыто перьями.
- 6 ног
- Тело рыб покрыто чешуёй.
- Нельзя ни к какой из групп.
- Нет признаков, которые подходят к какой - либо из групп.
- К какой группе отнести «лишних животных»
Ответы детей.
- Узнать кто такие звери. И выделить их основные признаки.
|
ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.
РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.
КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.
РУУД: учится ставить проблему.
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Актуализация необходимых знаний
|
- Чтобы не было никаких сомнений, мы должны выявить признаки, которые относятся к группе – звери.
Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных.
Узнайте о ком идёт речь, разгадав загадки. ( по мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображением животных). Слушайте внимательно!
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он….
Посреди двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается….
- Что общего у всех этих животных?
|
- Жираф
- Корова
- Кошка
Ответы детей
|
ПУУД: формулирует вывод на основе анализа.
|
Организация познавательной деятельности
|
Работа в группе (у каждой группы на парте картинки кошки, собаки, лисы и коровы)
- Откройте учебники на стр.38. Изучите по рисунку строение тела жирафа. Найдите указанные части тела у других зверей, на ваших картинках.
- Какие части тела вы можете выделить?
На доске:
- Какие части тела вы выделили у своих животных?
- Какой вывод можно сделать?
- Назовите главный признак зверей.
-Чем покрыто тело птиц, рыб?
- Чем покрыто тело зверей?
-Сделайте вывод.
Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей.
Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много..
- От чего это зависит?
|
Работают в группе, подписывают части тела животного на картинке, показав стрелочкой.
Заслушивание ответов детей.
От каждой группы по одному человеку рассказывают, что сделали.
- Тела разных зверей имеют разную форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые.
- перьями, чешуёй.
- Шерстью
- Тело зверей покрыто шерстью.
- Это зависит от того , в каком месте живет зверь
|
КУУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.
ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя.
|
Физкультминутка
|
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
|
Выполняют движения.
|
РУУД – действуют с выдвинутыми учителем ориентирами.
ЛУУД: формирует ЗОЖ
|
Продолжение работы
|
- А на какие две группы можно разделить зверей?
- Чем они отличаются?
Практическая работа (в группе)
- Рассмотрите шерсть животных. Изучите её строение. Назовите этих зверей. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя.
- Проверьте свою работу на стр.91
- Что необычного вы заметили в строении тела некоторых зверей?
- С чем это связано?
Игра «Назови детёныша»
- Я буду называть взрослое животное, а вы его детёныша.
Собака –
Кошка –
Корова-
Свинья –
Лось –
Верблюд –
-Чем кормят эти звери своих детёнышей?
Звери вскармливают своих детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют…
- Найдите на стр.39 как ещё называют зверей?
-Муравьишка пошёл в лес гулять, чтобы познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого он увидел. А ребята немного расскажут вам об этом звере.
1. Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось.
Познакомьтесь это...
2. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
3.Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся.
4. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
- Зачем звери зимой шубку меняют?
5. В день детёныш получает. Триста литров молока.И в длину он достигает.Десять метров лишь пока.Став огромным, многотонным,
Он питается планктоном.
В море бодрствует и спит.
Ну, а имя носит …
- Что интересного узнали из загадки про кита?
- Кита, к какой группе отнесём?
|
Дикие и домашние
Ответы детей
Работают с лупой, рассматривают шерсть различных зверей.
Ответы детей
Предположения детей (с местом обитания некоторых зверей)
- Молоком
- Млекопитающие
Подготовленный ученик рассказывает про лося
Подготовленный ученик рассказывает про медведя
Подготовленный ученик рассказывает про зайца
Подготовленный ученик рассказывает про белку
Ответы детей
- Кит
-Кит кормит детёнышей молоком.
-Звери
|
РУУД – действуют с выдвинутыми учителем ориентирами.
РУУД – аргументирует своё мнение и позицию.
ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.
ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
РУУД – аргументирует своё мнение и позицию.
|
Первичное осмысление
|
- Откройте тетради и выполните задание 3 и 4 на стр.27-28
|
Выполняют работу в тетради.
Взаимопроверка
|
КУУД: контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
- Сейчас я буду читать вам утверждения, а вы если согласны на листочке ставите «+», если не согласны – «-»
1. У всех птиц есть крылья.
2. Все птицы умеют летать
3. Если животное большое, то это – зверь.
4. Летучая мышь – это птица.
5. Кит – это большая рыба.
6.Кошка и мышка относятся к одной группе – звери.
7. Бабочка, дятел, летучая мышь относятся к одной группе, потому что они умеют летать.
- Всё ли правильно вы сделали?
Если задание выполнено верно поставьте себе -
- если, при выполнении возникали какие - то сомнения -
- если при выполнении было много ошибок –
|
Самопроверка по эталону
Оценивают свою работу
|
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.
|
Творческая работа по изготовлению «Барашка из ватных палочек»
|
- Какую цель мы сегодня перед собой ставили в начале урока? Что было главным?
- Мы выполнили поставленную цель?
- Чем покрыто тело зверей?
-Сегодня мы с вами изготовим зверя.
Угадайте кого.
Шерстяная его шуба.
Сострижём и тётя Люба.
Из неё спрядёт нам пряжу
Кофту и носки мне свяжет.У него рога, крутые.Словно в кольца завитые.Сколько у него кудряшек
Кто же это? Наш….
На доске
Картинка с изображением барана
- Вспомните, на какие две группы можно разделить зверей?
- Назовите домашних зверей.
- Чем покрыто тело зверей?
- Для чего зверям шерсть?
- На уроке технологии, какие можно использовать материалы, чтобы показать, что тело покрыто шерстью?
- Давайте сегодня изготовим барашка, используя подручные материалы. Показ презентации с пошаговым изготовление барашка.
- Для работы нам понадобится (слайд 1)
- Картон
- Ватные палочки
- Пластилин (черный и белый) и ножницы.
-Проверим рабочее место и вспомним правила техники безопасности (слайд 2)
· Работай на клеёнке или на дощечке.
· Бери для работы нужный цвет пластилина.
· Отрежь стекой нужное количество пластилина.
· Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
· По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
- Берем пластилин белого цвета и делим его на две части – одна должна быть немного больше (для туловища), а вторая – поменьше (для головы) (слайд 3)
- Из пластилина формируем два овала и соединяем туловище с головой будущего барашка.
Берем пластилин черного цвета и делаем из него глазки, ушки, хвостик и ножки барашка (слайд 4)
- Теперь возьмем ватные палочки и обрежем от них кончики с ватой – это будет шерсть нашего барашка. Очень осторожно вставляем ватные палочки в туловище барака как можно плотнее друг к другу (слайд 5)
- Наш барашек, сделанный из ватных полочек готов!
|
Выяснить, кто такие звери.
Выявить главные признаки этой группы.
Шерстью
Барашек
- На диких и домашних
Ответы детей
- Шерстью
Ответы детей
- Использовать вату, шерстяные нитки, ватные палочки.
Выполняют работу с пошаговой инструкцией.
|
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
РУУД определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,
РУУД составление плана и последовательности действий.
|
Рефлексия деятельности на уроке
|
Я знаю кто такие звери
|
|
Я могу отличить зверей от других групп
|
|
Я знаю главный признак зверей
|
|
Я знаю второе название зверей
|
|
Я знаю, почему их так называют
|
|
Я выполняю технику безопасности при работе с пластилином и ножницами
|
|
- Заполните лист успехов на уроке. Поставьте + или -
- Если вам было интересно на уроке, и считаете, что достигли поставленной цели, подарите (нарисуйте) улыбку Муравьишке.
|
|
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
|
|
|
|