Главная страница

Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях


Скачать 97.26 Kb.
Название Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях
Дата 03.03.2016
Размер 97.26 Kb.
Тип Документы

Использование приёмов сказкотерапии

на логопедических занятиях

Белорукова В.Н., учитель-логопед ГДОУ 51 СПб, Калининский район
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Ребенок, имеющий нарушение речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Часто дети стараются избегать общения, вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы. Всё это заставляет искать новые методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. 

Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, даём знания о законах жизни, о способах проявления творческой силы и смекалки, помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Она является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова). К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б.Беттельхейм, Э.Фромм, Э.Берн, Р.Гарднер, А.Менегетти, К.Юнг, В.Пропп, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

  В середине19 века известный исследователь русской народной сказки А.Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».

Для эффективности логопедической работы необходимо знать специфические особенности речевых расстройств. В речевую группу попадают дети с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи. Стёртая дизартрия». Общее недоразвитие речи - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Стёртая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения. Мышцы мимической мускулатура вялые. Фонематические процессы у большинства детей не развиты, звукослоговая структура слов нарушена. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои). Коррекционно -воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.

Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учёта возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память, новизна приёмов, многообразие и никакого насилия над природой. В работе со сказкой часто используются, приёмы ТРИЗа , мнемотехники, логоритмики, психогимнастики и применение компьютерной техники. Всё это позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей к школе и предупредить вторичные расстройства письменной речи. Обучение проходит более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Это позволяет решить ряд коррекционных задач. Остановимся на некоторых из них. На материале различных сказок успешно используются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи. Например, в работе над развитием речевого дыхания, плавной речи , дикцией - на выдохе произносятся фразы : «Расти, расти, репка, сладка. Расти, расти, репка, крепка» («Репка»). Можно произносить фразы с различной силой выдыхания: «Кто-кто, в теремочке живёт?», «Я –мышка-норушка»( с разными героями сказки «Теремок»). В упражнении «Песенка Волка» на каждое слово воздух выгоняется с силой: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…»(к сказке «Волк и семеро козлят»). На развитие голоса используются такие упражнения, как «Спой песенку внучки на одном выдохе» (произнесение гласного ряда), «Белоснежка заблудилась»(тихо-громче-громко: «ау»), «Песенка Козы»(высоко), «Песенка волка»(низко). В упражнении «Высоко-низко»- произнести низким голосом Морозко, высоким- голосом девушки : «Тепло ли тебе, девица?»(низко), «Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка» (высоко) . Успешно используется чтение отрывков из сказок стихотворной формы с постепенной сменой силы голоса(1 строчка- одна артикуляция, 2 - шепот, 3-тихо,4-громче,5-громко,6-тихо,7- шепот,8- одна артикуляция). На развитие темпа и голоса используются упражнения «Медленно-быстро», «Шепотом и громко». Например, нужно произнести фразу «Нам не страшен серый волк!». На развитие ритма используются упражнения «Отстучи телеграмму доктору Айболиту» (по подражанию), «Простучи песенку ведер по ноткам» («По щучьему велению»). На развитие интонации используются игровые упражнения «Изобрази героев сказок»(хитрую лису, злого волка, переодетого в Красную Шапочку, храброго зайца и т.д.) -проговаривание фраз из сказок разной интонацией. На развитие слухового внимания успешно используются игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Узнай нас» (по типу «Подскажи словечко»). Детям интересны упражнения на развитие слухового внимания и логического мышления, как например, «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек»- «Золотой ключик», «Метровочка- Дюймовочка», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок». В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, репочка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка , и т.д. В этом упражнении закрепляется образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. В игровом упражнении «Длинные слова»- дети учатся образовывать сложные слова (У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д. Образование антонимов быстрее отрабатывается в игровом упражнении «Всё наоборот» по сказке А. Афанасьева «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.). Упражнение «Если бы, да кабы…» развивает умение строить сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевопло-щаться, вставать на точку зрения другого. Детям предлагается закончить предложение, которое строится по схеме: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).Одной из любимых игр является «Хорошо –плохо». Дети учатся высказывать свое мнение, что они видят хорошего или плохого о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. Интересной и очень полезной игрой является «Слово-сказка». Предлагается какое-то одно слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу. Не менее интересный вид упражнения «Бином фантазий». Дети называют два слова, не связанные между собой. Но чтобы сочинить сказку, надо видоизменить эти слова таким образом, чтобы отыскать интересные словосочетания, которые вызвали бы желание сочинять. Например, детям предлагается два слова - небо и розы. У детей получились интересные сказки: «Небо в розах», «Небесные розы», «Розовое небо». На развитие памяти, внимания и воображения используется игра «Завиральные истории». Для этого берётся знакомая детям сказка и немного видоизменяется. Дети хлопают в ладоши, если слышат ошибку. Очень полезно придумывать свои варианты окончаний к знакомым сказкам. Например, в сказке «Репка» герои вытянули не репку, а клад… В упражнении «Сказка наизнанку» героев известных сказок меняем местами, т.е. добрых делаем злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми или наоборот. Увлекательным является упражнение «Салат их сказок», когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью кукол-марионеток. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно разыгрывать диалоги.

На основе сказок разработаны занятия по логоритмике по лексическим темам: «Осень» («Встреча с гномом»), «Овощи. Фрукты»(Весёлое путешествие в деревню Репкино»), «Посуда» («Федорино горе»). На занятиях активно применяются компьютерные технологии. К сказкам разработаны презентации. Таким образом, в логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи. Следовательно, сказка- эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией. Но чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Список литературы

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса. - М.: Просвещение, 1973.

2. Алмазова Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. - М.: Просвещение, 1978.

3. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. - М.: Учпедгиз, 1983.

4. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.

5. Белоусова Л.Е. Удивительные истории.СПб. «Детство Пресс»,2001.

6. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

7.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.

8.Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб. «Каро», 2002.

9.Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. СПб. «Каро», 2002.

10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М. «Просвещение».1985.

11.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. «Речь», 2002.

12. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи. СПб. Союз, 2000.

13.Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. Псков.1997.

14.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.

15.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.

16.Саркисьян Н. Перспективное планирование «Сказки, сказки». Дошкольное воспитание. 4/1998.

17.Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы. Дошкольное воспитание. 2,5,6,10,12/2001.

18.Синицына Е. Умные сказки. «Лист». М.1997.

19. Синицына Е. Умные слова. «Лист». М.1997.

20.Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М. «Класс», 1997.

21.Токмакова И.П. Поиграйте с ребятами в сказку. Дошкольное воспитание. – 2000. № 5.

22.Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. СПб. «Речь», 2000.

23.Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой. Харьков. «Фолио».1996.

24.Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб. «Речь», 2002. 25.ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М. «Просвещение».1995.

26.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.