|
Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний. Знать
Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.
Знать: виды словосочетаний (именные, глагольные); схему разбора словосочетания.
Уметь: различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по схемам; разбирать словосочетания.
Повторение: орфограммы ( гласные и согласные) в корне слов.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Дополнительные вопросы.
-Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически).
-Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? (С помощью вопроса от главного слова к зависимому).
-Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием).
Запись под диктовку словосочетаний.
Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в группы, посвящение другу.
Обозначьте главные и зависимые слова, составляя схему словосочетания. По мере написания словосочетаний проводится работа по объяснению написания безударных гласных в корнях слов.
-Какими частями речи могут выражаться главные слова в словосочетаниях?
Делается вывод о том, что словосочетания могут быть с главным словом – существительным и главным словом – глаголом.
Учитель сообщает учащимся, что словосочетания с главным словом существительным называются именным, глаголом – глагольным.
Закрепление материала.
Виды словосочетаний по строению. (Из учебника)
- На какое слово надо обратить внимание, когда мы делим словосочетания на группы по строению? ( На главное слово).
- Что мы должны узнать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено).
- Какие виды словосочетаний можно выделить по строению? (Именные и глагольные).
4. Учащимся сообщается, что словосочетание «суш.+ прил.» могут быть средством выразительности речи. Это происходит тогда, когда прил. , входящие в состав словосочетания, не только сообщают определенные сведения о предмете, нужные для понимания смысла, но и ярко, образно рисуют предмет, передают чувства, отношение автора к нему. Такие прилагательные называются эпитетами.
Сравните предложения:
Высокая рябина мокнет под дождем.
Чахлая рябина мокнет под дождем.
В первом предложении прил. высокая просто сообщает сведения о рябине – ее высоте, во втором – благодаря эпитету чахлая создается образ.
Составьте словосочетания со следующими словами.
Осина ( прямая, голая, трепетная, нарядная, серебристая, горькая и пр); туча (большая, темная, свинцовая, угрюмая, снежная, грозная и пр.)
Одно словосочетание – с эпитетом, другое – сообщающая просто общие сведения.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
|
|
|