|
Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком
Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком.
В каждом классе встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах часто забывают.
«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезвычайно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, каждому учителю знаком этот портрет.
«Гипер…»- составная часть всех сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптация в коллективе должен быть комплексным. «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться» (специалист по работе с гиперактивными детьми, д.м.н., проф., Ю.С.Шевченко). Вот тут-то и должны прийти на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивными детьми, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет».
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявления у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? «Импульсивность-особенность поведения человека (в устойчивых формах-черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих поступках.
Психолого-педагогическая поддержка ребенка, имеющего отклонения в поведении:
Аспект отклоняющегося поведения, характеризующийся социальными отклонениями, сопровождается деформацией связей и отчуждением такого ребенка от школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение учащегося в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно осваивать позитивный социальный опыт.
Решение этой задачи предполагает целый ряд социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий школьного и семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности такого ребенка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.
Комплекс мер, проводимых в данном направлении, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств учащегося, с учетом тех конкретных обстоятельств, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, но можно наметить общие этапы работы с ребенком, имеющим отклонения в поведении.
Этапы работы:
Комплексное диагностическое обследование учащегося:
Обследование психологом.
Цель: выявление дефектов индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, агрессивность, акцентуации характера) – методики: опросник Айзенка, опросник Басса-Дарки, проективный цветовой тест М.Люшера.
Обследование социальным педагогом.
Цель: исследование социальной ситуации, провоцирующей отклоняющегося поведения учащегося (характер межличностных отношений, социально-психологический климат в коллективе сверстников, социометрический статус подростка в группе) – методики: социометрия; наблюдения; анкеты.
Педагогическое наблюдение классного руководителя.
Цель: выявления диагностически значимых показателей уровня социального развития ребенка, подбор занятия по интересам, включение в систему мероприятий класса и школы.
2. Установление контакта:
Целью данного этапа работы является сокращение дистанции между взрослыми (педагогами) и учащимся и самораскрытие его личности в процессе общения.
Взаимодействие с ребенком проходит в шести стадиях:
расположение к общению;
поиск общего интереса;
выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств;
выяснение опасных и демонстрируемых качеств;
адаптивное поведение партнеров;
установление оптимальных отношений.
Коррекционная работа:
Целью данного этапа работы является исправление педагогических позиций учителя, разрешение острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.
На данном этапе следующим специалистам: (педагогу-психологу, социальному педагогу) необходимо решить следующие задачи:
восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у учащегося до появления отклоняющегося поведения, обращение к памяти ребенка о его добрых делах;
формирование у ребенка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов;
активизация положительной общественно-полезной деятельности учащегося;
исправление отрицательных качеств учащегося.
В программу коррекционных мероприятий включается:
1) консультирование родителей, педагогов с целью помочь взрослым понять индивидуально-психологические особенности детей, избежать ошибок в воспитании, ведущих к нервно-психическим срывам учащихся, к отклоняющемуся поведению и деформации личностного развития;
2) групповые тренинги с детьми (3-4 человека в группе): тренинг коммуникативных умений; тренинг личностного роста;
3) индивидуальные занятия с подростками: психогимнастика, психотехнические упражнения; аутотренинг, аутогенные тренировки.
Таким образом, профилактическую работу по предупреждению отклоняющегося поведения необходимо начинать с формирования личностной и социальной компетентности ребенка, т.е. развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того, чтобы учащийся умел делать здоровый выбор, его следует обучить:
- умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами;
- неагрессивным способам реагирования на критику;
- умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Приложение 1.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности:
Критерии оценки
|
Гиперактивный ребенок
|
Контроль поведения
|
Постоянно импульсивен
|
Двигательная активность
|
Постоянно активен
|
Характер движений
|
Лихорадочный, беспорядочный.
|
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком):
Дефицит активного внимания
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
не слушает, когда к нему обращаются.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Испытывает трудности в организации.
Часто теряет вещи.
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность.
Постоянно ерзает.
Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
Очень говорлив.
Импульсивность.
Начинает отвечать, недослушав вопроса.
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
Плохо сосредотачивает внимание.
Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).
Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, специалист может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Приложение 2.
Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком:
1) В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
2) Помните, что Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку. Старайтесь совместно решать возникающие трудности.
3) Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.
4) Классный руководитель может взять на себя обязанности по ведению «Дневника самоконтроля», чтобы отмечать в нем вместе с ребенком его успехи в школе. Примерные графы: успеваемость на уроках, поведение на уроках и на перемене, общение с одноклассниками.
5) Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям и возрасту.
6) Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
7) Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
8) Вызывающее поведение гиперактивного ребенка на уроках и переменах – его способ привлечь внимание к себе, поэтому ему необходимо изыскивать возможности уделять ему больше времени, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах и другим социальным навыкам.
9) Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10) Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
11) Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка!
12) Не забывайте о том, что такому ребенку необходимо давать больше возможности расходовать избыточную энергию, поэтому нужно создавать для этого оптимальные условия.
13) Школа должна помочь ребенку воспитывать у себя интерес к какому-нибудь занятию, так как ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то «знатоком». Задача учителей и педагогов дополнительного образования найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «базой» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где имеются значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
14) Гиперактивный ребенок испытывает трудности с программированием и контролем собственной деятельности: он не может поставить себе задачи, определить, как и в каком порядке будет их решать, выполнить эту работу и проверить себя. Работать над развитием функций программирования и контроля можно на обычном учебном материале-например, при написании реферата или сочинения, подготовки сообщения перед аудиторией или доклада по предмету и т.п.
|
|
|