|
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, Музыки, рисунка, фантазии, творчества»
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
Музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А. Сухомлинский
Проблема: За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.
Актуальность: Данная проблема заставляет логопедов искать новые методы и формы работы с детьми, интегрировать в логопедию знания сказкотерапии.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными учеными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А.К. Менегетти) и российскими учеными (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева).
Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых расстройств.
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком.
У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. А еще есть дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы. Есть дети с крепкой нервной системой, которые не проявляют особенного интереса к тому, что их окружает.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.
Использование сказкотерапии в логопедической работе с детьми-логопатами. Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Задачи сказкотерапии:
Развить речь детей с помощью:
Пересказывания сказок;
Рассказывания сказок от третьего лица;
Группового рассказывания сказок;
Рассказывание сказок по кругу;
Сочинение сказок.
Выявить и поддержать творческие способности.
Снизить уровень тревожности и агрессивности.
Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Развить умение преодолевать трудности и страхи.
Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».
Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.
Игры и упражнения, которые используются в моей совместной логопедической деятельности с детьми:
1.Активизация познавательных способностей детей: использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.
Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развитие сенсомоторной координации.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
2.Развитие общих речевых навыков:
Сила голоса
Игра: «Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
Речевое дыхание
Игра: «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».
3.Развитие лексико-грамматических категорий.
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.
Игра: «Кого встретил в лесу колобок» (по сказке «Колобок»)
Цель: тренировать употребление Р.п. сущ., формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Этапы коррекционной работы. Можно выделить три этапа работы с дошкольниками с применением сказкотерапии. Рассмотрим эти этапы.
I этап - познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.
Задачи: Догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев; выразительно интонировать голоса героев сказки; для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова, голоса животных;
знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами; активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых дети продолжают высказывания взрослого.
II этап - словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка.
Задачи: Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение; совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы; в играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.
III этап - выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова.
Задачи: Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Очень важно включать на данном этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.
Особенности выбора сказок. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Королями, Солдатами и пр.
Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Организация исследования. Важное место в моей работе заняла исследовательская деятельность.
Целью данного исследования явилось изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь дошкольников, изучение взаимосвязи эмоционально-личностной сферы ребенка на развитие речи.
В ходе исследования были:
Выявлены уровень развития эмоционально-личностной сферы ребенка (рисуночный тест «Моя семья»);
Уточнены особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и несчастье детей (рисуночный тест «Моя семья»);
Определено речевое развитие ребенка на начало и конец учебного года (Перечень методик логопедического обследования, автор Кирьянова Р.А.);
-
Произведен анализ результатов;
Процедура проведения исследования. Исследование проводилось в МДОАУ № 95, с детьми, посещающими логопункт, работа проводилась индивидуально.
Первый этап. Подготовительный. Отбор диагностического материала, игр; подготовка комплексной карты, бланков для заполнения полученных результатов логопедического обследования.
Второй этап. Основной.
Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления и сформированность эмоциональной сферы.
Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком – сотрудничество. Проводится объективное исследование ребенка: исследование фонематических процессов, исследование экспрессивной речи и т.д.
Третий этап. Заключительный. Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты. Учитель-логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию о развитии ребенка, определяет уровень речевого, интеллектуального развития каждого ребенка, особенности его эмоционально-личностной сферы.
Анализ результатов. Из полученных результатов можно сделать вывод, метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка. После работы по данной методике у детей повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, расширился круг общения, метод сказкотерапии способствовал позитивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, а это в свою очередь подготовило почву для эффективной коррекционной работы по развитию речи детей. Данное исследования показало положительную корреляцию между методом сказкотерапии и развитием речи ребенка дошкольника.
|
|
|