Главная страница

«Друзья природы»


Скачать 103.86 Kb.
Название «Друзья природы»
Дата 14.03.2016
Размер 103.86 Kb.
Тип Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Друзья природы»

Срок реализации 2014 – 2015 у.г.


Руководитель:

воспитатель

Старостина О.В.


Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка – вызвать у детей желание общаться с природой, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Друзья природы» призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей любознательности, наблюдательности; способности самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  1. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

  2. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.


Перспективный план работы кружка «Друзья природы»

2014– 2015учебный год

Тема

сроки

Цели:

содержание

«Цветик – семицветик»

4.09

Помочь проявлять любознательность, развивать воображение и творческую активность.

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение.

«Что нам осень подарила»

11.09

Вызвать желание выражать свои мысли, интересоваться причинно-следственными связями.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

18.09

Развивать познавательную активность, желание проявлять инициативу и самостоятельность.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«То березка, то рябинка»

25.09

Проявлять инициативу и самостоятельность в игре.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

«Доброе, хорошее солнце»

2.10

Проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

9.10

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дид-кая и. «За каким растением спрятался Хрюша?», конспект

«Осеннее дерево»

16.10

Помочь овладеть умением детей наблюдать за явлениями природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование

«Домашние животные»

23.10

Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды.

Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»

«Сколько знаю я дождей»

30.10

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Помочь выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап…» муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и. «Облака», конспект

«Воробьишка»

6.11

Формирование представления об объектах окружающего мира. Развивать интерес к наблюдениям.



Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

(конспект)

«Синичкин праздник – 12 ноября»

12.11

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

20.10

Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.


«Снежинка»

27.10

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

«Защитите ель и сосну»

4.12

Помочь детям самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию

«Плыли по небу тучки»

11.12

Помочь овладеть элементарными представлениями детей о явлениях неживой природы. Развитие любознательности и наблюдательности. 



Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.

«Снежный хоровод»

18.12

Проявлять у детей желание общаться с природой, видеть красоту окружающего мира.



Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

«Зимняя красавица - ель»

25.12

Приобщить к желанию наслаждаться красотой природы, способствовать развитию умения высказывать свои мысли; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект

«Наблюдение за снегом и льдом»

15.01

Развивать интерес детей, вызвать желание проявлять любознательность, выявлять причинно-следственные связи.

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

«Жизнь птиц зимой»

22.01

Формирование познавательных действий, становления осознанного отношения к объектам окружающего мира.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают».

«Мороз – удивительный художник»

29.01

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование худ-ного слова,

практическая работа

(конспект)

«Выращиваем лук на окошке»

5.02

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за происходящими изменениями.

Беседа с элементами труда.

«Дикие животные в лесу зимой»

12.02

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

«Лаборатория добрых дел»

19.02

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

26.02

Проявлять любознательность, интерес к наблюдениям и установлению причинно-следственных связей.

Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

5.03

Помочь вспомнить названия весенних месяцев; проявлять у детей желание общаться с природой, видеть красоту окружающего мира.


Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

«Наши четвероногие друзья – собака»

12.03

Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды.

Наблюдение, Подвижные игры

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

«Забота о здоровье»

19.03

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

26.03

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.

«Божья коровка»

2.04

Воспитывать интерес к объектам окружающего мира, развивать интерес детей, вызвать желание проявлять любознательность.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

«Русская березка»

9.04

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

«Пернатые гости»

16.04

Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

«Весенний пейзаж»

23.04

Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

«Солнышко на травке»

30.04

Развивать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект)

«Кто живёт в пруду?»

7.05

Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды.

Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

«Цветущие деревья»

14.05

Воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар

«Что такое облака, дождь, гроза?»

21.05

Вызывать у детей интерес к явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

«Песочные фантазии»

28.05

Развивать образное и логическое мышление. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей


Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.

  5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

  6. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html