Главная страница

Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»


Скачать 62.94 Kb.
Название Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
Тумольская О.А
Дата 24.03.2016
Размер 62.94 Kb.
Тип Статья

Статья

«Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»

Автор

Тумольская О.А.
В последнее время среди педагогов возрос интерес к детской экспериментальной деятельности, как к более эффективному методу интеллектуального развития детей. На современном этапе возникла потребность в использовании более эффективных технологий работы с дошкольниками для их всестороннего развития.

В работах А.П. Усовой,  Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.  

  Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Но, так как этот метод малоизучен в дошкольной педагогике, нам приходилось обогащать свои знания на городских курсах по экологическому воспитанию, через публикации в журналах «Обруч». «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», новинки методической литературы. Я участвовала в проблемной группе района, работающей по теме детского экспериментирования, посещала там открытые занятия.

Поскольку я работаю с детьми, имеющими нарушения речи, кроме развития познавательной активности, я должна проводить работу по развитию звуковой культуры речи, грамматического строя, связной речи, по формированию словаря.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Заинтересовать детей экспериментальной деятельностью;

  2. Развивать у них познавательную активность;

  3. Воспитывать интерес с самостоятельной исследовательской деятельности;

  4. Учить ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы, отражать это в речи;

  5. Заинтересовать родителей успехами детей в экспериментальной деятельности и сделать их нашими партнерами и помощниками.

Свою практическую деятельность я начала с диагностики, которая помогла выявить отношение детей к экспериментированию, их познавательный интерес. Использовала в работе методику Л.Н.Прохоровой «Маленький исследователь», «Выбор деятельности»; B.C. Юркевич «Древо желаний».

Для исследования уровня речевого развития детей использовала авторская диагностика (Приложение 1). По результатам диагностики поняла, что дети не проявляют интереса к экспериментированию, у них слабо развита познавательная деятельность, нет навыков работы с оборудованием. Уровень речевого развития детей явно не соответствовал возрасту детей, в целом можно охарактеризовать как низкий уровень речевого развития.

На основе диагностики, опираясь на исследование Н.Н. Поддъякова, программу Н.Н. Кондратьевой «Мы», я составила перспективный план работы на год, где определила познавательные и речевые задачи, поквартально раскрыла содержание работы.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к открытиям, сформировать навыки исследовательской деятельности, необходимо создать условия, то есть создать предметно развивающую среду. У нас в группе в доступном для детей месте создан уголок экспериментирования. Здесь детям предлагаются материалы согласно перспективного плана:

- это и оборудования для исследования воды, воздуха, почвы, песка;

- материалы: ткань, бумага, металл;

- оборудование для опытов с растениями;

- природный материал находится в уголке природы;

- все сыпучие материалы хранятся в прозрачных контейнерах;

- Создана картотека опытов по разделам: «Воздух - невидимка», «Волшебница вода», «Что у нас под ногами» (почва, глина, песок), «Кто в доме природе живет» (растения, животные)

- В создании «лаборатории» активное участие принимали родители. Детям для проведения опытов они сшили специальные халатики, сделали эмблемы «исследователи воды», «исследователи воздуха» и др.

- В уголке находятся алгоритмы, по которым дети могут самостоятельно провести опыты.

- Есть специальный журнал, где фиксируется опыт: цель, материал, совместно или самостоятельно выполнен, дата его проведения, высказывания детей и рисунки по поводу проведенного опыта;

- Находятся дневники наблюдений, детские сочинялки.

В начале опытной деятельности дети затруднялись сформулировать вывод, подобрать нужное слово. Я старалась им в этом помочь. Чем больше дети ставили опытов, делали выводы, тем совершенней становилась их речь, укреплялись их навыки работы с оборудованием.

Первые опыты мы проводили с водой, знакомились с ее свойствами. Дети делали выводы: вода прозрачная, бесцветная, безвкусная, текучая, жидкая,. Обогащался словарь детей за счет прилагательных. Определяя текучесть воды, дети наблюдали, как из бутылки вода течет струйкой, из банки потоком.

Неугомонный, озорной, любознательный житель нашей «лаборатории» игровой персонаж ПОЧЕМУЧКА часто задавал детям вопросы: «Как и почему вода льется? Можно ли унести воду в решете? Что делает вода в роднике, в море, в ручейке? Дети подбирали глаголы течёт, журчит, бежит, бурлит, вырывается, спотыкается, переливается, падает, капает, бушует, бурлит. Образовывали слова: в реке - речная вода, в море - морская вода, в ключе - ключевая. А на вопрос Почемучки, какой еще бывает ключ, дети ответили - дверной, гаечный, музыкальный, т.е. в игровой форме дети знакомились с омонимами.

Далее мои дошкольники самостоятельно ставили перед собой цель. Например, Люся (6,5 лет): «Я хочу узнать, есть ли воздух в земле?» Сами подбирали оборудование для опыта, определяли его ход, делали выводы.

После проведения серии опытов по знакомству со свойствами воды, большой предварительной работы (а это и чтение научно-популярной детской литературы, просмотр диафильмов, рассматривание иллюстраций, открыток, наблюдение в жизни, и многое другое), мною было проведено итоговое занятие на тему «Круговорот воды в природе», где дети смогли применить на практике полученные знания и навыки. Весёлый Почемучка задал детям очень трудный вопрос: «Почему вода в реке не кончается?» И меня очень порадовал ответ шестилетнего дошкольника: «Я думаю потому вода в реке не кончается, что происходит круговорот воды в природе». Но Почемучке было непонятно слово «круговорот». Дети очень точно, ясно, конкретно, грамматически правильно строя предложение, смогли объяснить это явление. Почемучка был удивлен знаниями детей. Он воскликнул: «Куда это я попал? Это школа или детский сад?» А дети получили еще большее удовлетворение собой, Несомненно, что большая работа по развитию речи средством экспериментирования дала свои положительные результаты.

Реализация поставленных задач возможна лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. В беседах, консультация на родительских собраниях я постаралась привлечь родителей, заинтересовать их данной проблемой. Проводя родительское собрание на тему «Как ребенок познает окружающий мир», рассказала о важности экспериментальной деятельности для развития интеллекта ребенка. На консультации «Экспериментальная деятельность в домашних условиях» я рассказала, что и как можно организовать дома. В родительском уголке родители могут ознакомиться с правилами «Что нужно и чего нельзя делать» (для поддержания интереса детей к экспериментированию). Я старалась регулярно знакомить родителей с зарисовками опытов детьми, их высказываниями. Была организована выставка детских работ «Я изобретатель». В ходе индивидуальных бесед с родителями я выяснила, что многие дети охотно рассказывают об экспериментах в детском саду, просят у родителей разрешения ставить опыты вместе с ними. Родители стали чаще интересоваться, какие опыты можно проводить дома, об их последовательности. Договорились вместе с ними вести совместные дневники по экспериментированию. Часто, приходя в детский сад, дети делятся результатами опытов в домашних условиях. Очевидно, что у детей сформировался устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Естественно, такая планомерная, углубленная работа дала свои положительные результаты:

  1. Повысился уровень поисково-познавательной активности. К концу учебного года дети самостоятельно могут найти ответ на интересующий их вопрос путем экспериментирования.

    1. Значительно обогатился словарный запас. Дети связно, последовательно могут рассказать о ходе опыта, могут сделать вывод, умозаключение. Они овладели доказательной, описательной и объяснительной речь. Улучшились взаимоотношения между детьми.