Главная страница

Проект перспективного развития «Наследие родного края я с детства этим дорожу»


Скачать 182.16 Kb.
Название Проект перспективного развития «Наследие родного края я с детства этим дорожу»
Дата 12.03.2016
Размер 182.16 Kb.
Тип Документы



Проект перспективного развития
« Наследие родного края – я с детства этим дорожу»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский

Краткая аннотация проекта
Работа над данным проектом определяется необходимостью всестороннего изучения родного края с тем, чтобы расширить общеобразовательный кругозор детей, развивать историческую память, способствовать осознанному пониманию ими окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества, воспитывать любовь и интерес к родному краю, к самостоятельному поиску, т.е. обеспечить условия для формирования личности ребенка как гражданина.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать

Данный проект будет охватывать воспитанников детского сада в возрасте от 3 до 6 лет, а так же родителей и педагогов ДОУ.

Проект можно охарактеризовать как информационно-практико-ориентированный. Реализация данного проекта предполагает использование народных методов воспитания и образования, введение в педагогический процесс всего богатства русской культуры, систематическую работу по приобщению к народной культуре по разным направлениям, с включением всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и родителей ), а так же установление внешних связей.

Педагогическая деятельность будет планироваться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, а так же праздники.
Цель проекта:

- формирование ключевых компетенций

- воспитание любви к родному краю, посёлку, формирование представлений о

достопримечательностях посёлка;

- воспитание чувства гордости за посёлок, в котором живем;

- обобщение и систематизирование знаний о родном крае;

- знакомство с местным поэтом, художником, земляком Рысиным В.И;

- расширение детского кругозора.

- создание максимально благоприятных условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры, историческому наследию родного края путем создания комнаты русского быта и комнаты краеведения.
Основные задачи:
- расширять представления детей об истории родного края, формирования положительного отношения к малой Родине – родному посёлку;

- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

- формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик посёлка;

- воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное

отношение к людям другой национальности.

- развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному

искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;

- знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися

горожанами прошлого и настоящего времени;

- развивать чувства ответственности и гордости за культурно - исторические

достопримечательности родного села.

- способствовать осознанному пониманию детьми окружающей действительности, своего

места и роли в жизни общества;

- воспитывать любовь и интерес к родному краю, к самостоятельному поиску, т.е. обеспечить

условия для формирования личности ребенка как гражданина.

Сроки реализации проекта: май 2013- декабрь 2014
Описание объекта проектирования

Дошкольный возраст-период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию.

Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности.

Примером такого подхода является русская культурная традиция, которая во- первых, предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, во – вторых конкретный воспитательный и образовательный материал, уже пропитанный духовностью и нравственностью.

Воспитание дошкольников в русле русской культурной традиции – это не только средство духовного и интеллектуального развития личности ребенка, но и профилактика таких характерных для нашего времени деформаций личности, как эгоцентризм, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь.

Поэтому наш путь – это обращение к российской старине, попытке реализовать в современных условиях традиционные ценности, фундаментальные качества русского народа благодаря которым он стал великим и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы.

Культурные ценности - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость.

«Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России ».

(Ю. Тюрин)
Актуальность проекта
В период смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок.

Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезна, озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья.

Необходимое условие этого - наличие моральных ориентиров.

Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники, и понимать, что эти достижения - результат труда отдельных людей в разных сферах. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, города , к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с краеведческим музеем г. Улан –Удэ, расширение детского кругозора. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В.С. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение, как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Ожидаемые результаты:

Сформированность у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном посёлке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик посёлка; знание названий улиц посёлка. Расширение кругозора детей о знаменитых людях посёлка, народных умельцах родного края. Умение видеть красоту родного края и посёлка, радоваться ей, гордиться; умение ориентироваться по карте-схеме посёлка.
Этапы реализации проекта:
Для реализации проекта был разработан план мероприятий, предусматривающий три этапа. На подготовительном этапе педагогическому коллективу предстоит решить следующие задачи:

повышение квалификации педагогов

(консультирование по проблеме организации изучения краеведения);
- изучение отношения родительской общественности к предлагаемой деятельности воспитанников в рамках проекта.( анкетирование)
-повышение педагогической культуры родителей.

-создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребенка,

В работе на основном этапе я выделила для себя ведущую цель – это максимальное поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков, формирование нравственно- патриотических чувств и развитие художественно – творческой активности детей.

Свою работу на каждом этапе его реализации буду выстраивать в пяти направлениях:

- деятельность старшего воспитателя,

- деятельность воспитателя и детей, в реализации факультативной деятельности 2-х возрастных групп: « Мой край родной, страна родная»- средняя группа;

- « Из глубины веков, до наших дней» - старшая группа;

- работа с родителями

- работа детского сада в социуме.

Дошкольное учреждение на протяжение пяти лет активно сотрудничает

  • С МБОУ СОШ п.Радовицкий

  • Радовицкой библиотекой,

  • Домом Культуры.

В дошкольном учреждении создан мини уголок старины - комната русского быта, где представлены предметы быта радовичан, собраны методические разработки праздников – развлечений; «Путешествие в прошлое». Также есть комната краеведения, где находятся картины местного художника Рысина В.И., а также имеются альбомы с фотографиями предприятий, которые работали и работают в посёлке.

Я считаю, что в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициями родного края важное место должно занимать сотрудничество детского сада

  • с местными краеведами,

  • народными умельцами,

  • работниками музеев и библиотек.


Рабочий план реализации проекта


Этапы реализации проекта

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Подготовительный

-Анкетирование среди воспитателей
-Методические рекомендации воспитателям для работы по теме проекта

- Подготовка методической, художественной литературы, иллюстрированных книг, фотографий, альбомов ,

-Анкетирование родителей;


май-июнь
август


сентябрь

октябрь


Ст. воспитатель
воспитатель
воспитатели групп


Основной

-Прогулки по близлежащим улицам посёлка

-Праздник «Осенины»;

-Выпуск газеты « Родничок», посвященный празднику « Покрова»

-Помощь в организации экскурсий в библиотеку, Дом Культуры, организация встреч с народными умельцами края.

-Встреча с народными умельцами.

-Экскурсия в краеведческий музей школы

- Рассказы воспитателя об исторических местах посёлка и его знаменитых людях - комната краеведения

- Рассматривание фотографий - комната краеведения

-Развлечение « Коляда- коляда, отворяй ворота».

Проведение календарно-тематических праздников «Пасха», «День Победы», «Троица», «Посиделки»

- Знакомство с произведениями местных поэтов.

- Работа кружка дополнительного образования

« Природа и фантазия».

-Развлечение « Коляда- коляда, отворяй ворота».

-Занятие в комнате русского быта «Золотое веретино»

-Праздник « Масленица»- \народные традиции радовичан\

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

- Экскурсии к памятнику погибшим воинам .

- Оформление выставки рисунков в сотворчестве с родителями « Родная сторонка»
-Тематический контроль « Организация работы по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью».

-Рукодельная мастерская « Украшение пасхальных яиц»\ тестопластика,\

-Посещение Храма иконы Нечаянная радость.

-Народные игры « Встреча весны».

-Игра- викторина « О чем говорят имена?»

-Беседа в комнате краеведения «-Фольклорный праздник « История колыбельной песни» -Экскурсия в библиотеку, разучивание стихотворений Я.Акима.

-Знакомство с творчеством местного поэта Рысина В. И. (в комнате краеведения)-Оформление выставки рисунков по творчеству В. И. Рысина (в сотворчестве с родителями

-.Рисование на тему «Дом, где я живу», «Детский сад в который я хожу».

-Летние забавы детей( разучивание народных игр, закличек , потешек., поговорок и др.)

-Праздник урожая.

-Оформление выставки рисунков

« Краски осени родного края»

- Выставка поделок из природного материала

« Щедрый дар-урожай!».

-Оформление экспозиций в комнате краеведения по теме мероприятий

октябрь

ноябрь

октябрь
ноябрь

декабрь
январь

февраль

январь

апрель

май

апрель

в течение года

январь
март

май
май
апрель


май

Апрель- май

апрель


июнь

июнь
июль
сентябрь

июль- август

сентябрь

октябрь
октябрь - ноябрь

ежекварта-льно


воспитатели

IIмл.-ср.групп

воспитатель

ст.группы
ст.воспитатель

воспитатели

групп

.
воспитатели ср- ст.групп

воспитатели

воспитатели всех групп
воспитатели всех групп

воспитатели


воспитатели

групп
воспитатели ср. и ст.групп

воспитатели групп
воспитатели всех групп
воспитатели ст.группы
воспитатели всех групп


воспитатели всех групп

воспитатели всех групп
воспитатели

всех групп

воспитатели ср. и ст. групп
ст.воспитаель и воспитатели

Итоговый

-Презентация мини – музея (комната русского быта и комната краеведения)

-Проведения праздника: « Как у наших у ворот».


ноябрь-декабрь

ст.воспитатель- воспитатели




Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей:

Организована деятельность по ознакомлению дошкольников с историей родного края, которая разделена на несколько блоков:

- 1 блок: «Воспитание любви к родному краю на базе дошкольного образовательного

учреждения».

Цель: воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок

родился и живет: к семье, родному дому, улице, детскому саду.
- 2 блок: «Достопримечательности посёлка Радовицкий .

Цель: познакомить с историей и достопримечательностями посёка Радовицкий,

воспитать у детей интерес и гордость за его прошлое.
- 3 блок: «Культурно-историческое наследие посёлка Радовицкий

Цель: познакомить детей культурой и историей посёлка Радовицкий.
К наиболее часто используемым педагогами дошкольных образовательных учреждений форм патриотического воспитания дошкольников и по ознакомлению с историей родного края относятся организация экскурсий, походов, акций, участие в праздниках.

Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Экскурсии в школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений , формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях посёлка. Экскурсии к памятным местам посёлка, посещение музеев помогают дошкольникам больше узнать об истории и культуре родного края.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются различные задачи: познавательные, нравственные, эстетические. Положительные воздействия в походе дети получают от целого ряда факторов: формируются представления о ближайшем окружении детей; дети получают яркие впечатления; положительное воздействие оказывает и окружающая среда.

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким – либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на старших дошкольников. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую продолжительность во времени, что делает их особенно ценными.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День Победы, День посёлка.

Особое место в ознакомлении детей с историей родного края должно отводиться праздникам. Роль праздников в воспитании детей было рассмотрено еще в статье Е.А. Флериной «Праздник в дошкольном учреждении» Автор отмечает, что «Праздник есть явление биологически и социально оправдываемое». Ритм ежедневной жизни должен нарушаться, иначе будет теряться ощущение этого ритма. Особенность праздника для детей заключается в том, что «праздник для ребенка есть момент большой и активной радости».

В наши дни народные праздники (Масленица, Пасха, Ивана Купалы) считаются активным средством возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Поэтому, наряду с другими средствами самовыражения народа, народные праздники выступают стабилизирующим фактором нашего общества и оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у дошкольников и сохранение исторического наследия родного края.

Большое внимание было отведено организации предметно-развивающей среды группы. В ней принимали участие все участники педагогического процесса: педагоги, дети, родители и родственники. Был собран материал о родном посёлке: небольшая библиотека, журналы, открытки, альбомы («Растительный и животный мир Шатурского района», «Достопримечательности посёлка Радовицкий», «Земляки-герои посёлка» и т.д.), оформлена выставка картин и изображением природы родного края (художник наш земляк - Рысин В. И.).

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены консультации «Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников и исторического наследия родного края», «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ по патриотическому воспитанию детей», «Методы и формы работы с детьми по ознакомлению с историей родного края».
Конкретный результат
Создание комнаты русского быта « История вещей родного края» и пополнение комнаты краеведения, работа с социумом.
Механизм оценки результатов


Критерии оценки результатов

Индикаторы

Развитие мотивации педагогов на дальнейшее изучение истоков русской народной культуры

Увеличение количества числа педагогов участвующих в конкурсах духовно- нравственной направленности с 20% до 80%

Приобщение детей к истории родного края и сформированное уважительное отношение к вечным подлинно человеческим ценностям

Диагностика знаний и умений детей по проекту перспективного развития « Наследие родного края – я с детства этим дорожу»).

Формирование банка данных по теме проекта

Накопление художественной, методической литературы, методических разработок мероприятий, оформление портфолио экспонатов музея, размещение информации по проекту в интернет ресурсах.


Перспективы и дальнейшее развитие проекта.

В дальнейшем я планирую продолжить свою работу по наполнению комнаты русского быта на тему «История вещей родного края» предметами старинного быта и организовать работу по оснащению материалами в комнате краеведения, продолжать совершенствовать работу с социумом (библиотека, школа, Дом Культуры, талантливые люди посёлка).
Заключение: В процессе воспитания любви к родному краю и почитания исторического наследия использую самые различные средства. Например: художественные средства (художественная литература, искусство, музыка, кино и т.д. средства); собственная деятельность детей (игра, труд, художественная деятельность); ознакомление с природой и т.д.

Таким образом, анализ свидетельствует о том, что целенаправленная система работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края, в рамках которой реализуется выделенная совокупность педагогических условий: учет принципа краеведения, взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами, повышение компетентности педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, обогащение предметно-развивающей среды, создает предпосылки для более эффективного патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В процессе ознакомления дошкольников с культурно-историческом наследием родного края, я стараюсь формировать у детей целостное представление о родном крае как о самобытном в плане истории, культуры; учить понимать историческое прошлое и связывать его с тенденциями современного развития родного края; воспитывать любовь к малой родине, бережное отношения к её природе, гордость к достижениям и подвигам известных жителей родного края.

Деятельность в данном направлении я продолжаю вместе с детьми и родителями. Также планирую проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев, через создание мини-музея комнаты русского быта и комнаты краеведения. Разработать проекты:

  • «Мой посёлок» - об истории происхождения названий улиц,

  • «Чтим и помним» - о ветеранах – в годы Великой Отечественной Войны.

Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье

Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа. Глядя на своих воспитанников, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личность в деле воспитания» - эти замечательные слова К.Д. Ушинского стали основой в моей работе.

Я восторгаюсь своим великим и могучим Отечеством. Я с большой уверенностью говорю, что все знания, которые я даю детям вызвали у них чувство достоинства, чувство восторга, гордости за свою большую Родину – Россию и малую Родину – посёлок!

Я надеюсь, что наши дети вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.