|
Доклад «Информационно-коммуникативные технологии в системе дополнительного образования детей»
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки республики Бурятия
Кабанское управление образования
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Байкало-Кударинский Дом детского творчества»
Студия рукоделия «Кударинка»
Доклад
«Информационно-коммуникативные технологии
в системе дополнительного образования детей»
Автор:
Шахматова Ольга Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «Байкало – Кударинский
Дом детского творчества»
с. Кудара
2013
В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных информационных технологий. Основными задачами информатизации являются обеспечение доступности, качества и эффективности предоставления образовательных услуг в образовательных учреждениях, а также создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
В.В. Гриншкун в работе указывает на то, что процесс информатизации предполагает создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально – исследовательскую (опытно - экспериментальную) деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
Актуальность масштабного внедрения и применения информационных технологий, в частности, в дополнительном образовании детей определяется основными тенденциями его развития.
Анализ научной литературы позволяет выделить некоторые общие приоритетные направления (тенденции) развития дополнительного образования детей:
Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора себя и для себя.
Утверждение единства и целостности образования, где обучение и воспитание есть его составляющие, две подсистемы развития личности.
Активное внедрение разнообразных информационных технологий для совершенствования процессов обучения, воспитания, управления, диагностики качества образовательных услуг.
Развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса.
Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместно продуктивно разделенной деятельности.
Непрерывное образование как принцип планирования и организации образовательного развития личности.
Осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения.
Обеспечение условий для профессионального самоопределения и интеграции личности в новых условиях социума.
Аттестация и аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования школьников в целях обеспечения эффективности дополнительного образования школьников.
Создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем.
Проектирование образовательных программ, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности. Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, региона, города.
Совершенствование педагогической организации работы с детьми в дополнительном образовании.
В работах Вихоревой О. А., Кокоревой Н. В. выделены общие направления деятельности современного учреждения дополнительного образования детей:
Переход к образовательным, социально-педагогическим, психологическим программам, к комплексным формам организации деятельности.
Переход к современным образовательным технологиям.
Переход к комплексным образовательным и социально-педагогическим результатам.
Широкое применение современных информационных технологий во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебная, воспитательная, методическая, административно-управленческая, мониторинговая и т.д.)
Развитие сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования детей (на уровне целей, содержания, форм).
Вариативность освоения содержания внутри образовательных программ дополнительного образования.
Вариативность педагогической деятельности.
Вариативность дополнительных образовательных программ.
Современное развитие дополнительного образования детей тесно связано с активным внедрением информационных технологий в процесс обучения, что активизирует мотивационный, познавательный, деятельностный компоненты учебной деятельности.
В работах Коваль Т.С., Кокоревой Н.В., Полат Е.С. отмечается, что к современным информационным технологиям, которые целесообразно применять в дополнительном образовании следует отнести:
Компьютерные учебники;
Предметно-ориентировочные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
Лабораторные практикумы;
Программы-тренажеры;
Контролирующие программы;
Аудио-, видео- технологии;
Интернет - технологии.
К этому еще можно добавить интерактивные среды (микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео, телеконференции, аудиоконференции).
Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, экономит время на подготовку к нему. Индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями.
Ярким примером реализации информационных технологий в дополнительном образовании детей выступает применение электронно-образовательных ресурсов, которые понимаются как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В качестве примеров электронно-образовательных ресурсов в дополнительном образовании детей можно указать следующие:
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по адресу: http://school-collection.edu.ru/ Содержание единой коллекции представляет интерес для дополнительного образования. В каталоге можно найти доступ к следующим учебным материалам: методическим рекомендациям; инновационным учебным материалам; инструментам учебной деятельности; электронным изданиям.
Есть обширный материал по следующим направлениям: культурно-историческое наследие, музыка (русская классическая музыка, зарубежная классическая музыка), литература (зарубежная художественная литература, аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии), живопись (произведения живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи, произведения живописи из собрания Государственного Русского музея и др.).
Электронное учебно-методическое пособие «Природа и творчество»(для детей 7-16 лет).
Электронное пособие состоит из семи основных разделов и содержит подробное описание авторской образовательной программы изобразительной студии «Радуга радости», включающей широкий диапазон технических возможностей, различных материалов и приемов работы с ними. Данная программа может служить значительным подспорьем в работе, как для молодых педагогов, так и для тех, кто хотел бы расширить и углубить свои методические познания в изобразительной деятельности.
Электронное учебно-методическое пособие «Ступеньки творчества»(Для детей 10-14 лет).
В состав пособия входят: иллюстрированные информационные статьи по истории и развитию бисероплетения в различных странах мира; перечень материалов и инструментов, используемых в данном виде рукоделия; авторская образовательная программа «Ступеньки мастерства» студии бисероплетения «Волшебные бусинки» (три года обучения: учебно-тематические планы, учебные материалы, проектируемые результаты обучения); описание основных материалов и инструментов; описание различных техник работы с бисером; схемы и описания изготовления изделий; цветные иллюстрации старинных изделий и фотогалерея современных украшений из бисера; обширный список литературы для педагога и учащихся; список Интернет-ресурсов по бисероплетению; иллюстрированная инструкция по использованию электронного учебно-методического пособия «Ступеньки мастерства», содержащая перечень и описание всех панелей инструментов, описание и назначение кнопок.
Электронное пособие «Одарённые дети: теория и практика»
Электронные образовательные ресурсы на занятиях могут быть использованы:
на этапе изучения нового материала – информационные (могут предварять изучение новой темы);
на этапе повторения – практические (выполнение учебных заданий);
на этапе контроля - контрольные электронные образовательные ресурсы, которые могут использоваться для самоконтроля, что помогает ребенку стать активным участником образовательного процесса.
Основные возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей:
расширение содержания изучаемых образовательных программ;
-
обеспечение совершенствования методики обучения в различных творческих объединениях;
обеспечение эффективности методики проведения занятий;
включение образовательного учреждения в построение единого информационного пространства;
формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;
развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся;
формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
развитие познавательного интереса, мотивации к различным видам деятельности.
-
повышение эффективности, доступности и открытости обучения и воспитания, разнообразных форм работы в дополнительном образовании детей.
Обеспечение информационного взаимодействия педагогов, родителей, администрации, обучающихся.
Развитие электронных ресурсов образовательного учреждения.
Расширение спектра информационных технологий в контексте социально-значимой деятельности.
Разнообразие содержательного досуга детей и молодежи.
Осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися и т.д.
Требования к разработке средств информации дополнительного образования детей:
Средства информатизации должны строиться на принципах непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств информатизации должен быть направлен на развитие собственной деятельности обучающихся.
По содержанию и форме средства информационных технологий должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей обучающихся в рамках дополнительного образования, различных видах деятельности (учебной, познавательной, социально-значимой и др.).
Проектирование средств информатизации должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучающихся.
Средства информатизации должны представлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.
Полученные результаты образовательных услуг с использованием средств информатизации должны нести личностные «смыслы» для учащихся.
Средства информатизации должны способствовать установлению дополнительных связей и межличностных контактов обучающихся.
Применение современных информационных технологий в дополнительном образовании детей первостепенно и с позиции профессиональной деятельности педагога, так как, дает широкие возможности для совершенствования образовательного процесса учреждений дополнительного образования, так как педагоги могут использовать в своей педагогической практике:
современные методы и способы представления, обработки информации по дополнительному образованию детей;
широкий спектр учебно-программных, учебно-теоретических, учебно-справочных, учебно-библиографических и других материалов учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования;
-
компьютерные программы, тренажеры различного целевого назначения;
информационные ресурсы, социальные сети для образовательных целей и др.
Кроме того, в своей работе педагог может использовать электронные книги. Для самообразования, для подачи и распространения материалов обучения. Из интернета или создавая сами (pdf, djvu)
С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока можно сделать обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Тестовые материалы, которые можно взять в интернет или создать их сами с помощью программ MiniTest-SL, ExeTest-SL, RegTest-SL.Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками". Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.
Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе и собственных, сделанных по заданию самостоятельно или под руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. Демонстрация презентации на Star Board позволяет продуктивно работать маркером, делая пометки, исправления, дополнения, подчеркивания, как на этапе актуализации знаний, так и на этапе объяснения и закрепления материала. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее. На занятиях программа Star Board позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.
Информационные технологии – это и дистанционное обучение, которое вы можете проходить сами, вместе с учениками, а также устраивать дистанционные мастер-классы для других.
Вы с учениками можете прокладывать виртуальные маршруты или путешествовать по ним.
Вот некоторые полезные ссылки для копилки электронных ресурсов педагога ДО:
Сайт о дополнительном образовании детей http://dop-obrazovanie.com/
Информационный портал системы дополнительного образования детей http://dopedu.ru/
Сетевое издание Электронный журнал «Дополнительное образование детей Москвы от А до Я» http://додмск.рф
Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/load/251 (для дополнительного образования)
Электронная подписка на сборники мастер-класссов для прикладников http://www.passionforum.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
Дидактический сайт «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/ , «Мастер-классы» http://masterclassy.ru
Для освоения и качественного использования ИКТ необходимо улучшение материально-технической базы. Кроме того, информационные технологии имеют свойство устаревать, поэтому необходимо постоянное обновление информации, что способствует повышению компетенции педагога и качеству образовательных услуг, предоставляемых им.
Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании детей предоставляет возможности совершенствования целей, содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. При этом важно понимать, что реализация этих технологий в дополнительном образовании детей требует системного изучения опыта оценки эффективности применения информационных технологий, разработки критериев и показателей эффективного применения различных информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей (управленческий, образовательный, воспитательный, кадровый и др. аспекты).
|
|
|