|
Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в творческих объединениях
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ШАХУНСКОГО РАЙОНА
Методические рекомендации
по подготовке и проведению
открытого занятия
в творческих объединениях
дополнительного образования детей.
Работу выполнила:
Кулакова Наталья Николаевна,
методист МОУ ДОД Вахтанского Детско-юношеского центра
2010 год
Введение .
Термином «дополнительное образование детей» обычно характеризуют сферу неформального образования, связанного с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает самостоятельно в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями. Свобода выбора детьми образовательной области, типа, вида, и формы деятельности, образовательной программы - основная типологическая характеристика этого вида образования. Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное образование обеспечивает ребенку обучение, воспитание, формирование мотивации к познанию и творчеству
Открытое занятие представляет собой одну из старейших форм методической работы педагога.
Для нас актуальна проблема рассмотрения методики основ подготовки и проведения открытого занятия, позволяющая повысить их эффективность и вооружить педагога, готовящегося провести открытое занятие технологией саморазвития.
Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования детей, методистам и руководителям структурных подразделений УДО.
Цель проведения открытого занятия
Саморазвитие педагога, стремление к собственному повышению квалификации, когда мнения коллег, замечания и предложения становятся инструментом развития ведущего открытого занятия.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
Задачи
1. Повышение квалификации тех, кто приходит посмотреть предлагаемое занятие.
2. Экспертиза коллегами (руководителями учреждения, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной педагогом.
3.Изучение, обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
5. Творческий отчет (аттестация, конкурс и т.д.)
Организация учебного занятия - это индивидуальное педагогическое творчество. При его проектировании педагог должен учитывать как общие требования к занятию, так и свои индивидуальные возможности и способности. К общим требованиям относятся:
реализация всех дидактических задач;
межпредметные связи;
проблемность;
развитие познавательных способностей учащихся;
активизация умственной деятельности детей;
дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы на основе учета особенностей учащихся;
комплексное использование средств обучения;
самостоятельная работа учащихся;
разнообразная и планомерная обратная связь.
Перед началом занятия педагог сообщает присутствующим необходимую информацию о группе учащихся, дает характеристику учебной группы:
- начальный уровень развития детей данной группы.
-учитывается ли возрастные особенности детей,
-их первоначальный уровень знаний.
- учитываются ли различия детей по темпераменту.
К каждому учебному занятию предъявляются требования, которые можно сгруппировать следующим образом:
Содержание и результативность
|
высокий уровень познавательного интереса и активности детей;
экономное расходование времени занятия;
объем полученных учащимися знаний и умений;
положительный уровень межличностных взаимоотношений;
вклад в формирование личностных качеств ученика
-
практическая значимость полученных знаний и умений
|
Структура занятия
|
Особое внимание уделяется поиску оптимальных содержания и методов обучения, таким, как:
комплексное планирование познавательных и воспитательных задач;
выделение главного в занятии;
определение последовательности этапов и оптимальное распределение времени между ними;
целесообразное применение разнообразных средств и методов обучения
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
создание необходимых материально-технических условий;
|
Активизация познавательной деятельности детей
|
Такая организация работы детей, при которой учебный материал становится предметом активных практических действий.
|
Самостоятельность и творчество
|
создание условий для самостоятельной работы;
обучение самостоятельному применению знаний.
|
Перед занятием педагог рассказывает гостям о проекте предлагаемого занятия, поясняя, где и как он учитывает те или иные особенности группы. Таким образом, педагог раскрывает актуальность своей работы, выбранного содержания и методов проведения открытого занятия именно для данной учебной группы.
Форма рассказа об открытом занятии, а также его структура и содержание определяются педагогом. Педагог говорит о месте занятия в теме, разделе, называет цель, задачи, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы и формы, информирует гостей о структуре занятия, расходе времени на различных его этапах; обращает внимание на свои собственные изобретения, раскрывает их сущность, рассказывает, в чем их новизна; прогнозирует возможные учебные действия, реакцию различных групп учащихся, возможные результаты и т.д.
Без данной информации гостям будет трудно понять, почему педагог действует так, а не иначе.
Педагог должен определиться с тем, что представляет собой его проект открытого занятия в соответствии с классификацией инноваций: это может быть-
а) модификация, т.е. совершенствование своего прежнего опыта;
б) заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта
Проведение открытого занятия
Педагог-мастер должен быть готов изменить свой проект в ходе самого занятия в зависимости от возникшей ситуации, например, кто-то из детей может заболеть, может произойти конфликт ребенка и учителя, дети могут поссориться перед занятиям и т.д
Учитывая это, педагог не должен стремиться любой ценой выполнить ранее намеченный план полностью, независимо от возникших на занятии обстоятельств. Педагог должен продумать запасные методические варианты, так как необходимость в них может возникнуть. Это показатель мастерства педагога.
Анализ открытого занятия педагогом.
Форму и содержание анализа определяет педагог. Однако необходимо помнить, что выступление педагога с анализом только что проведенного открытого занятия является показателем его общей и педагогической эрудиции.
При анализе педагог говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от проекта, объективно оценивает собственные действия, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть и не понять.
Анализ открытого занятия руководителем необходим в связи с тем, что, проводя занятие, педагог находится в состоянии высокого психологического напряжения и может упустить некоторые аспекты своей деятельности. Руководитель и методист несут ответственность за открытый урок, и данный ими анализ необходим для дополнения анализа, сделанного педагогом, тем боле, что они хорошо знают суть новшества и по ходу открытого занятия имели возможность фиксировать то, что является ценным для гостей.
Ответы педагога на вопросы после проведенного занятия должны быть краткими и точными. При этом значение имеет не только суть ответа, но и форма его подачи.
Возможна общая дискуссия, которая предполагает аналитические, оценочные выступления гостей открытого занятия, можно говорить о сильных и слабых сторонах занятия.
Педагог должен завершить дискуссию, так как он специально готовился к мероприятию и был учителем не только детей, но и своих коллег, пришедших на занятие. В заключительном слове педагог благодарит присутствующих на занятии, специалистов, помогавших ему подготовить занятие.
Информационный блок
по проектированию педагогом открытого занятия
Структура проекта открытого занятия.
Занятие должно быть построено согласно следующим требованиям:
1. Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится данное учебное занятие.
2. Психолого-педагогическая характеристика группы детей, с которыми педагог планирует проводить данное учебное занятие.
3. Характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
4. Тема учебного занятия в учебной программе.
5. Место проектируемого учебного занятия в учебном курсе.
6. Сложность занятия вообще и конкретно для данной группы.
7. Тип учебного занятия.
Различают следующие типы учебных занятий:
изучение, усвоение нового материала;
закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;
самостоятельное применение знаний, умений, навыков.
8. Цель.
9. Методы обучения
10. Форма организации учебного занятия.
Хронометраж учебного занятия
12. Содержание учебного занятия
Ход занятия
|
Обоснование
деятельности педагога
|
Прогнозирование
деятельности учащихся
|
|
|
|
Результаты учебного занятия
14.Направления самоанализа учебного занятия
Перспективы развития темы
Методическое обеспечение занятия (задания, карточки, вопросы)
Основные этапы проектирования открытого занятия.
Учебное занятие - промежуток учебного времени, в течение которого учащиеся целенаправленно занимаются выбранным направлением деятельности, под руководством педагога. Ведущей целью современного учебного занятия является не столько сообщение знаний, сколько выявление и развитие опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Для того, чтобы учебное занятия стало обучающим и развивающим его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Проектирование учебного занятия складывается из:
целевого планирования, которое включает:
а) деятельность педагога и деятельность учащихся на занятии б) формы организации работы;
в) методы стимулирования интереса к изучению материала, активности учащихся по усвоению знаний, умений и навыков .
г) способы организации познавательной деятельности;
д) методы контроля.
прогнозирование результатов;
определение перспектив дальнейшей работы
Учебное занятие традиционно включает в себя несколько структурных элементов:
а) предварительная организация группы;
б) повторение материала, изученного ранее;
в) изучение нового материала;
г) закрепление пройденного материала в практической деятельности;
д) контроль и «оценка» знаний, умений и навыков учащихся
е) творческие самостоятельные задания
ж) обобщение и систематизация знаний.
Поэтапные цели учебного занятия
|
Возможные действия
педагога и учащихся
|
Организационное начало учебного занятия
Цели:
психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;
обеспечение нормальной обстановки на занятии
|
взаимное приветствие педагога и учащихся;
проверка отсутствующих;
проверка внешнего состояния помещения;
проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся;
организация внимания
|
Повторение материала, изученного ранее
Цели:
|
повторение знаний, умений и навыков, изученных на предыдущих занятиях и необходимых для понимания материала данного занятия;
определение возможных затруднений учащихся;
корректирование материала с учетом реальных знаний, умений и навыков учащихся
|
Изучение нового материала
Цели:
усвоение фактов и основных идей;
усвоение метода исследования изучаемого материала;
овладение методикой воспроизведения изучаемого материала
|
педагогические задачи отработки нового материала;
объяснение материала педагогом;
самостоятельное изучение материала учащимися;
|
Закрепление пройденного материала в практической деятельности
Цель:
прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях;
|
повторение знаний, полученных на занятии;
апробация изученного материала в ходе упражнений;
реализация полученных знаний в процессе практики
|
Контроль и «оценка» знаний
Цели:
|
осуществление по ходу объяснения новой темы;
итоговая проверка после изучения новой темы;
|
Творческая самостоятельная работа
Цели:
развитие самостоятельности и творческого мышления;
совершенствование методов самостоятельной работы
|
разъяснение творческого самостоятельного задания;
индивидуализация задания;
проверка и оценка результатов работы
|
Обобщение и систематизация знаний
Цель:
выработка системы знаний, умений, способностей.
|
повторительно-обобщающие учебные занятия;
итоговые повторения;
реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях
|
Каждый из элементов учебного занятия имеет конкретные целевые установки, отвечающие общей триединой цели: образовательной, воспитательной, развивающей.
Учебное занятие должно рассматриваться педагогом как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:
целенаправленность учебного занятия;
организационное и материальное обеспечение;
оптимальный психологический режим;
оптимальный темп и ритм работы на занятии;
последовательность, преемственность и завершенность учебных действий;
экономия времени на занятии;
непрерывный контроль и самоконтроль;
восстановление делового равновесия при его нарушении;
совершенствование учебного процесса.
Ожидаемый результат.
В ходе проведения занятия, главным для педагога является не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогом, друг с другом, включение их в активный поиск необходимых для них знаний и умений, и в итоге, как результат, формирование творческой самореализации обучающихся.
Ожидаемый результат для педагога, проводившего занятие, и гостей:
- Повышение квалификации тех, кто приходит посмотреть предлагаемое занятие.
- Экспертиза коллегами (руководителями учреждения, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной педагогом.
-Изучение, обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
- Творческий отчет .
|
|
|