Главная страница

Дифференциация [В] [Ф]; [Вь] [Фь]


Скачать 34.24 Kb.
Название Дифференциация [В] [Ф]; [Вь] [Фь]
Дата 14.02.2016
Размер 34.24 Kb.
Тип Документы

Занятие № _______

Тема занятия: Дифференциация [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь].

Коррекционно-образовательные цели: учить слухо-произносительной дифференциации звуков [В] — [Ф], [Вь] — [Фь] (дифференциация звонких и глухих согласных); формирование в пассивном и активном словаре ребенка понятий: «соглас­ный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; обучение выделению звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь] из ряда звуков, слогов, слов; формирование умения определять место звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь] в слове.

Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового внимания, умения изменять тембр голоса, памяти, мышления, воображения, связной речи, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, трудолюбия.

Оборудование: большие картинки с изображением красного и синего квадратов – символов гласного и согласного звука, картинка с изображением букв «В», «Ф», предметные картинки со звуками [В], [Ф], [Вь], [Фь] в начале, середине, конце слов, для индивидуальной работы: звуковые линейки, красные квадратики – символы гласного звука, синие квадратики – символы твёрдого согласного звука, зелёные квадратики – символы твёрдого согласного звука, жёлтые колокольчики – символы звонкости согласного звука.
Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Дидактическое упражнение «Скажи по-разному» (из­менение тембра голоса).

Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести измене­ния характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:

«О», — удивилась мама;

«О», — стонет бабушка;

«О», — поет певица;

«О», — потягивается папа;

«О», — кричит охотник в лесу.
«У», — гудит пароход;

«У», — дудит дудочка;

«У», — плачет мальчик.

3. Дифференциация звуков [В] — [Ф]. Назвать одинаковый первый звук в словах:

Ваня, Володя, Владик.

Назвать одинаковый последний звук в словах:

шкаф, жираф, шарф.

Сравнение артикуляции звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков, обозначение.

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:

в, ф, ф, в...; ва, фа, фы, вы.
5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ва-фа, во-...; фы-вы, фо- ...

6. Повторить за взрослым серию слогов:

ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.

7. Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ:

шка..., ели..., тык..., голь..., гра..., жира..., бук..., тра..., шар...

8. Логопед предлагает ребенку из ряда слов выбрать те, в которых есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и [Ф] одновременно:

ворона, флаг, футбол, вафли, ваза, фрукты, жираф, кофта, львы...

(определить место звуков [В] и [Ф] в этих словах), при затруднениях используя карточку и синие квадратики с колокольчиком или без).

9. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [Ф]):

кофта, фартук, ворота, фонарик;

сова, ванна, диван, фокусник.

10. Дидактическое упражнение «Измени звук в слове».

Какие слова получатся, если в словах вместо звука [Ф] произнести звук [В]:

Фаня — Ваня, софа — ...

11. Дидактическое упражнение «Угадай слово».

Взрослый называет слово по звукам, а ребенок называет его целиком:

в, а, з, а; в, а, т, а; к, о, ф, т, а...

12. Дифференциация звуков [Фь] — [Вь].

Назвать первый звук в словах: Фима, ведро.

Сравнить звуки [Вь] и [Фь] по артикуляции, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

13. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Вь] и [Фь]):

веник, ведро, фикус, велосипед;

финик, вещи, Федя, ферма.

14. Логопед читает ребенку стихотворение И. Токмаковой и просит ис­править в нем ошибки:

Носит одуфанчик

Желтый сараванчик.

15. Дифференциация звуков [Ф] — [В], [Фь] — [Вь].

Назвать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки ([Ф], [В], [Фь], [Вь]).

16. Назвать первый слог в словах:

ворон, фасоль, Федор, веник, воры ...,

весла, фикус, финики, фар­тук...

17. Договорить последний слог в словах:

коро-..., со-..., бро-..., шка-..., шар-..., крапи-..., дро-...

18. Подведение итога занятия. Оценка деятельности детей.

Выучить стихотворение, предложить ребенку декламировать его по ролям.

В огороде Фекла

Ахала и охала:

«Уродилась свекла

Не на грядке, около!»

Жалко Фекле свеклу,

Жалко свекле Феклу.

Жаловалась Фекла:

«Заблудилась свекла».

Ю. Моргун

Выучить скороговорку:

Влас у вас, Афанас у нас.