Главная страница

Конспект занятия в старшей группе: «весенняя капель»


Скачать 51.98 Kb.
Название Конспект занятия в старшей группе: «весенняя капель»
Дата 12.02.2016
Размер 51.98 Kb.
Тип Конспект

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»





Цели:

  1. Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.

  2. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.

  3. Закреплять правильное  произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.

  4. Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.

  5. Развивать фонематический слух.

  6. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.

  7. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.

  8. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, дети!  Мы сегодня побываем на весенней полянке.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

II. Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

III. Закрепление лексической темы “Весна”

Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!

Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!

Тает снег: ах…АХ!

Бегут ручьи: блл…БЛЛ

Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.

IV. На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.

( на ковре лежат из белой бумаги «Солнечные зайчики»)

Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.

Первый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)

- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?

- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?

- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р?

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР!- ракета рвётся ввысь!

РРР!- рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)

Второй “солнечный зайчик” (на нём лужицы)

- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?

- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?

Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:

Повторить слоги: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ,

ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)

- Какой первый звук в слове “шмель”?

- В каких ещё словах встречается этот звук?

- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:

Не галстук он не воротник,
А шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (ШАРФ)

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка,
И улетел под облака. (ШАРИК)

Пьёт бензин как молоко,
Может ездить далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (КОШКА)

Если ты его подточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (КАРАНДАШ)

Кто-то утром спозаранку
Потянувшись, вот крепыш!
Взял свою большую ложку,
Ну, конечно, наш …(МАЛЫШ)

Четвёртый “солнечный зайчик” (на нём сосулька)

- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?

- А как правильно произносить этот звук?

Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
По середине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС !

- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:

- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)

- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).

- А я знаю про солнышко игру.

Игра-упражнение «Солнышко»

(На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Пятый “солнечный зайчик” (на нём журавль)

- Какой звук первый в названии “журавль”?

- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая?

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:

Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ)
Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)
Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)
У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)
А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)
Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)

- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём …Зайчик

Шестой “солнечный зайчик” (на нём зайчик - Повторяйчик)

- Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать? (Повторять)

- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.

А вы догадались, какой  у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).

А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)

Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.

ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)

ЗУ-ЗУ-ЗУ - зуб болит внизу! (барабан)
ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)

Все солнечные зайчики возвращаются к своему солнышку

- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила … ВЕСНА.

Итог занятия:

Когда в детский сад ребята пришли,
То многие звуки сказать не могли,
Свистеть и шипеть ещё не умели,
Рычать и трещать они не хотели.
Но вот логопеды на помощь пришли
И трудные звуки сказать помогли.
Дети: Теперь говорим мы красиво,
Больше за это спасибо!

- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки! И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.