|
Конспект занятия в старшей группе: «весенняя капель»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»
|
Цели:
Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.
Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
Закреплять правильное произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
Развивать фонематический слух.
Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Здравствуйте, дети! Мы сегодня побываем на весенней полянке.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
II. Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза)
III. Закрепление лексической темы “Весна”
Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!
(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.
Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики
Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!
Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!
Тает снег: ах…АХ!
Бегут ручьи: блл…БЛЛ
Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!
Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!
- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.
IV. На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.
( на ковре лежат из белой бумаги «Солнечные зайчики»)
Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.
Первый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)
- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?
- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?
- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р?
- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):
РРР!- ракета рвётся ввысь!
РРР!- рычит сердито рысь!
РРР! – раскатистый и громкий
РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!
(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)
Второй “солнечный зайчик” (на нём лужицы)
- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?
- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?
Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…
Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:
Повторить слоги: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ,
ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)
Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)
- Какой первый звук в слове “шмель”?
- В каких ещё словах встречается этот звук?
- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:
Не галстук он не воротник,
А шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (ШАРФ)
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка,
И улетел под облака. (ШАРИК)
Пьёт бензин как молоко,
Может ездить далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (КОШКА)
Если ты его подточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (КАРАНДАШ)
Кто-то утром спозаранку
Потянувшись, вот крепыш!
Взял свою большую ложку,
Ну, конечно, наш …(МАЛЫШ)
Четвёртый “солнечный зайчик” (на нём сосулька)
- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?
- А как правильно произносить этот звук?
Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
По середине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС !
- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)
Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:
- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)
- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)
- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).
- А я знаю про солнышко игру.
Игра-упражнение «Солнышко»
(На развитие общей моторики, проводится под музыку)
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)
Пятый “солнечный зайчик” (на нём журавль)
- Какой звук первый в названии “журавль”?
- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая?
- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:
Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ)
Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)
Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)
У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)
А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)
Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)
- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём …Зайчик
Шестой “солнечный зайчик” (на нём зайчик - Повторяйчик)
- Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать? (Повторять)
- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.
А вы догадались, какой у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).
А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)
Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.
ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)
ЗУ-ЗУ-ЗУ - зуб болит внизу! (барабан)
ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)
Все солнечные зайчики возвращаются к своему солнышку
- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила … ВЕСНА.
Итог занятия:
Когда в детский сад ребята пришли,
То многие звуки сказать не могли,
Свистеть и шипеть ещё не умели,
Рычать и трещать они не хотели.
Но вот логопеды на помощь пришли
И трудные звуки сказать помогли.
Дети: Теперь говорим мы красиво,
Больше за это спасибо!
- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки! И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.
|
|
|
|