|
Конспект занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста «звуковой и слоговой анализ и синтез слов»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ»
Задачи:
- учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком;
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- учить определять позицию звука в слове и фиксировать ее на схеме;
- упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трех
предметных картинок.
Ход занятия:
Подбор слов, начинающихся на заданный слог. Дидактическая игра
«Не разорви бусы»
- Сейчас мы будем нанизывать слова-бусинки на нитку. Последний слог в моем слове должен быть одинаковым с первым слогом вашего слова. Давайте попробуем. Я говорю: - АСТ-РА, вы – РА-КЕ-ТА. Следующий называет слово с каким слогом? (Со слогом ТА.) Каждое слово – это бусинка из наших бус. (Ребенок говорит слово и укрепляет на доске круг.) Кто не смог подобрать слово – тот бусы разорвал.
Например: АСТ-РА, РА-КЕ-ТА, ТА-РЕЛ-КА, КА-… и т.д.
Звуковой анализ слов «КИТ» и «ГУСЬ», выкладывание схемы слова цветными фишками.
- Догадайтесь, схему какого слова мы будем сейчас составлять.
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус в огромном рту,
Растянулся на версту. (Кит)
- Какое это слово? (Кит)
- Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.
- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.
- Следующее слово – это …
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь!
Кто же это? … (Гусь)
- Составьте схему слова ГУСЬ. Чем она отличается от схемы слова КИТ. Сравните.
- Расскажите о каждом звуке, который входит в состав слова ГУСЬ:
а) звук [г] – согласный, звонкий, твердый, стоит в начале слова;
б) звук [у] – гласный, ударный;
в) звук [с’] – согласный, глухой, мягкий, стоит в конце слова.
Формирование навыка слогового анализа. Дидактическая игра «Магазин».
Карандаш: - Ребята, я думаю, вы можете мне помочь. Мама отправила меня в магазин за продуктами и дала деньги. (Показывает карточки с цифрами – 1, 2, 3, 4.) Но чтобы купить продукт, нужно правильно его назвать и отдать столько денег, сколько слогов в слове. У меня ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста.
Определение позиции мягкого согласного звука в слове.
- Выберите из названий продуктов те, в которых слышатся мягкие согласные звуки: ЛИМОН, ПЕРСИК, ХЛЕБ, ЧЕСНОК, ПЕРЕЦ.
- Покажите с помощью условных значков, какое место в слове занимает мягкий согласный звук: в начале, в конце или в середине слова.
Подбор слов на определенный звук. Дидактическая игра «Звучащий кубик»
Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
- Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Возьмите из каждого слова только первый звук и составьте новые слова.
Развитие навыков слогового синтеза. Дидактическая игра «Восстанови порядок»
Карандаш: - Я хочу задать вам, ребята, сложную задачу. В словах перепутаны слоги. Интересно, сможете ли вы восстановить порядок.
НА-ШИ-МА – МАШИНА ТИ-НА-КАР – КАРТИНА ГА-КНИ – КНИГА
ТА-ПАР – ПАРТА РА-ИГ – ИГРА ЛА-КУК – КУКЛА
ЧИК-МЯ – МЯЧИК БИ-КУ-КИ – КУБИКИ
Составление предложений по трем предметным картинкам.
- На столе лежат картинки, перевернутые лицевой стороной вниз. Каждый выберет любые три и составит с этими словами предложение.
- Посчитайте, сколько слов в вашем предложении. Назовите первое слово, назовите третье слово, назовите последнее слово.
- Есть ли в вашем предложении слова со звуком [р]? Назовите их.
- Есть ли в вашем предложении слова, состоящие из трех слогов? Назовите их.
Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение
«Пальчики-непоседы»
Этот пальчик мой танцует,
Этот вот кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет,
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик мой, малышка,
Ноготком скребет, как мышка.
А большой мой, толстячок,
Спать улегся на бочок.
(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)
Прописывание петель на линии и под линией «ПЕТЛИ»
|
|
|