Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
Урок по русскому языку в 3 классе
«Приставка»
Составитель:
Абдулхакова Елена Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «Основная
общеобразовательная школа № 12»
Мариинск, 2011
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Цели:
Образовательные:
уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании
Развивающие:
развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность.);
развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;
продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку.
Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять.
ТСО: проектор, демонстрационный экран.
Проверьте друзья,
Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!
- Откройте тетради, запишите число
Пере до раз над вы с под без из об при за в о до (слайд 3)
Корень окончание глагол приставка суффикс (слайд 4)
Учитель: Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово глагол т.к. это часть речи, а окончание, корень, приставка и суффикс это части слова)
Учитель: Посмотрите на дорожку в минутке чистописания, что за части слова мы записали? (Приставки) Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня мы продолжим работать над темой «Приставка»
Учитель: Маша, что ты знаешь о приставках?
Ученица:
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Учитель: Алина А. какая часть слова самая главная?
Ученица:
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова
Учитель: Андрей, а с помощью какой части речи мы можем получить формы одного и того же слова?
Ученик:
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Учитель: Кристина, какая часть слова стоит за корнем?
Ученица:
3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
Учитель: Полина при разборе слов, что мы должны помнить?
Ученица:
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
Учитель: О какой части слова мы будем сегодня говорить на уроке?
(О приставках)
Учитель: А теперь давайте вспомним известные нам словарные слова (слайд 5)
Ученики записывают
к л а ь н р е д а
к т а н и р а
к в р т р а и а
р т а к е а
т р е а л а к
Проверка СЛАЙД
4 Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.
Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них:
1) разрезать лист бумаги
2) надрезать лист
3) вырезать треугольник
4) срезать угол
Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.
Учитель: Какие слова надо было выписать? (Разрезать, надрезать, вырезать, срезать)
Учитель: Эти слова какие? (Однокоренные, у них одинаковый корень все глаголы)
Учитель: Какая часть слова изменяется? Выделите в словах приставку и корень.
Учитель: Как вы думаете, для чего нужны приставки?
(Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словами слитно. Служит для образования новых слов, изменения значения слов.)
Учитель: (Все) Замените и запишите одним словом с приставкой.
Пропустить урок (прогулять)
Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)
Начать исполнять песню (запевать)
Проглотить таблетку с водой (запить)
Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
Сменить место проживания (переехать)
Учитель: Я буду называть слова, вы слушайте внимательно. Если в слове есть приставка вы присаживаетесь, если нету - хлопаете в ладоши.
-Школа, пришкольный, море, приморский, город, пригородный, дорога, придорожный.
Учитель: Какие однокоренные слова вы запомнили? Назовите только те слова, в которых есть приставка.
Учитель: Сейчас у нас с вами будет письменные работа.
• 6 Закрепление (слайд 6)
Учитель: (все с комментирование) Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ:
надел, покрыл, пошел, понес;
прочитать, переиграть, просмотреть, просмотреть, прожить;
догнал, доплыл, наследил, докатил;
подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;
обрубит, обрежет, обстучит, свяжет.
Работа по группам
1 группа ( Штарев А., Яковлева Д, Кустов К, Постникова Ю, Семенов Д.) (КАРТОЧКИ)
Учитель: Распределите слова в соответствие со схемами.
побеги, поход, тепло, добрый, вылет, пробежит, кожа, прилетит, зерно, догорят, выхлоп, рука, сбросят, отнесут, нога.
(проверка все вместе)
2 группа ( Все остальные) (слайд 7)
Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки. Письменная работа учащихся в рабочих тетрадях)
От инея __желтели березки и __краснели осины. Вода в реке __темнела. Холодный осенний ветер __рывал листья и __носил их. Небо часто __крывалось тяжелыми осенними облаками.
(самопроверка) СЛАЙД 8
3 группа (Собин З, Клебанович А, Папещкин И, Колноберзина К., Казанцев Н,Чебоксарова П.)
Работает с учителем
При помощи приставок о-, от-, по-, до-, за-, на-, во-, под-, про-, над-, об-, от данных слов образуйте слова с приставками.
Шел-
резал -
думал -
строил -
7. Самостоятельная работа,
стр. 114 упр. 126
стр. 140 упр. 124
9 Тест (Слайд 9,10,11,12,13)
10 Итог (слайд 14)
Учитель: О какой части слова мы говорили? Что это такое? Для чего нужны приставки?
Оценивание работы учащихся на уроке, домашнее задание стр.141 упражнение 127
|