Главная страница

Анализ урока учителя Предмет Класс Дата Тема


Название Анализ урока учителя Предмет Класс Дата Тема
страница 6/9
Дата 12.02.2016
Размер 1.1 Mb.
Тип Урок
1   2   3   4   5   6   7   8   9


Сумма баллов: _______ Процент от макс:______ Оценка урока: _______

Оценка: «5» – 100–75%; «4» – 75–50%; «3» – 50–25%; «2» – 25% и ниже.

Аспектный анализ урока
«Реализация психолого-педагогических аспектов
в обучении учащихся в 5-х классов и период адаптации»


Предмет ___________________________________________________

Аспект: «Реализация психолого-педагогических аспектов в обучении учащихся в 5-х классов и период адаптации».

Цель анализа: диагностика выполнения учителем психолого-педагогических требовании к уроку в 5-х классах.

Ф. И. О. оператора ___________________________________________

Ф. И. О. учителя _____________________ Класс ____ Дата _________

Тема урока _________________________________________________

Цели урока _________________________________________________

Тип урока __________________________________________________

Программа наблюдений




I. Организационно-психологический момент:













1. Налаживание устойчивого положительного контакта с учащимися

0

1

2




2. Своевременность начала урока

0

1

2




3. Наличие организационного момента

0

1

2




4. Состояние дисциплины на уроке

0

1

2




II. Учет психофизиологических особенностей мчащихся













1. Учет времени активного внимания (15+5+8)

0

1

2




2. Учет объема оперативной памяти на слух и при письме (5+2)

0

1

2




3. Смена видов деятельности на уроке

0

1

2




4. Ориентация урока на ведущие виды деятельности:













а) применение игротехники на уроке

0

1

2




III. Организация взаимодействия













1 Педагога с детьми:













а) уровень педмастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя

0

1

2




б) наличие обратной связи с учащимися

0

1

2




в) обеспечение доброжелательного психологического климата

0

1

2




г) наличие индивидуальной работы с учащимися

0

1

2




д) отношение учащихся к учителю

0

1

2




2. Учащихся друг с другом:













а) организация работы в парах

0

1

2




б) организация групповой работы

0

1

2




в) организация коллективной работы

0

1

2




IV. Работа над психическим развитием:













1. Активизация различных видов памяти:













а) образной

0

1

2




б) словесно-логической

0

1

2




в) двигательной

0

1

2




г) эмоциональной

0

1

2




д) зрительной

0

1

2

Окончание табл.




2. Развитие способностей:













а) анализа и синтеза

0

1

2




б) классификации

0

1

2




в) сравнения

0

1

2




г) обобщения

0

1

2




д) логического мышления

0

1

2




е) самоконтроля

0

1

2




V. Итоги урока:













1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

0

1

2




2. Домашнее задание : объем, посильность, вариативность

0

1

2




3. Использование воспитательных возможностей оценки

0

1

2




4. Эффект последействия

0

1

2

Сумма баллов:______Процент от максимального: ____ Оценка урока: __

Оценка: «5» – 100–75%, «4» – 75–50%, «3» – 50–25%, «2» – 25% и ниже.

Элементы фактографии: ________________________________________

Замечания: ___________________________________________________

Выводы: _____________________________________________________

Предложения: _________________________________________________

Схема анализа личностно-ориентировочного урока
1. Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы на уроке:

• Да;

• Нет;

• Частично.

2. Задания предлагаются учащимся на выбор:

по содержанию;

• по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.

3. Характер заданий, предлагаемых учащимся:

• Репродуктивный;

• Частично-поисковый;

• Исследовательский;

• Творческий.

4. На уроке используются формы общения:

• Монолог;

• Диалог;

• Полилог.

5. При введении нового понятия учитель предлагает ученикам дать свои версии его содержания:

• Да;

• Нет;

• Частично.

6. При изучении новой темы учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, систематизирует, научно «окультуривает».

7. Домашнее задание предлагаемся ученикам на выбор:

• По форме;

• По содержанию.

8. Обсуждение с учащимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.

9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.

10. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учеников.

11. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания.

В критерии отметки входит:

• Уровень активности ученика на уроке;

• Выбор самостоятельного способа работы.

12. На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:

• Фронтальные;

• Парные;

• Групповые;

• Индивидуальные.

Аспектный анализ урока

"Использование педагогических инноваций в учебном процессе"
Цель: выявление влияния педагогических инноваций на повышение эффективности образовательного процесса.

Программа наблюдений:

1. Уровень усвоения знаний и практических навыков учащимися.

2. Уровень мотивации к обучению.

3. Мобилизующий (активизирующий) эффект.

4. Эргономический эффект.

5. Динамика тонуса учащихся.

6. Время вербальной активности учащихся.

7. Расширение возможности памяти.

8. Наличие критериев эффективности методики.

9. Диагностичность инновации.

Аспектный анализ урока
"Формирование общеучебных умений и навыков у школьников"


Цель: выявление целенаправленности в работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.

Программа наблюдения:.

1. Организация работы по формированию умений сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать.

2. Осуществление работы по развитию речи учащихся, навыков чтения (в темпе класса или в заданном темпе).

3. Привитие навыков работы с книгой, со справочной литературой и т. д.

4. Организация работы по формированию умений составлять план, тезисы, конспект, реферат, рецензию, алгоритм решения задачи.

5. Логика предлагаемых заданий (типовые задания, система усложняющихся заданий, решение проблемной ситуации и т. п.).

6. Осуществление работы по развитию формированию понятийного аппарата.

7. Учет учителем допущенных школьниками ошибок. Работа по предупреждению и устранению ошибок.

8. Способы осуществления индивидуального подхода, поуровневой дифференциации на уроке.

Анализ личностно-развивающих и здоровьесберегающих
возможностей урока

1. Есть ли у учащихся возможность выбора вида деятельности на уроках, ее содержания? Значима ли для них эта деятельность?

2. Учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствует ли предметный материал «контексту» их личностно-смысловой сферы?

3. Импровизирует ли учитель на уроке в зависимости от создавшейся конкретной ситуации?

4. Имеется ли у учеников потребность искать смысл учебной деятельности, смысл школьного образования, смысл жизни вообще?

5. Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно значимую, имеющую смысл для его жизненной самореализации?

6. Работают ли ученики с риском потерпеть неудачу?

7. Нацелен ли учитель на экскурсию, коллективный поиск, субъектное общение? Использует ли проблемные, эвристические методы? Проектирует ли задания развивающего характера?

8. Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся? Может ли вызвать у них стремление к достижению, саморазвитию?

9. При обмене учителя с учащимися информацией вербальными и невербальными средствами (мимикой, пантомимой, жестами) соответствует ли его тон голоса, движения тела и головы содержанию слов и внутренним убеждениям учителя?

10. Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?

11. Создает ли учитель психологический комфорт (разрядку, облегчение) для всех участников педагогического процесса?

12. Умеет учитель сочувствовать, сопереживать ученику, то есть строить отношения с ним на основе эмпатии?

13. Помогает ли учитель самовыражению учащегося?

14. Оценить соответствие поведения учащихся эффективности работы на уроках, качеству жизни в школе.

15. Соответствует ли материально-техническая база класса санитарно-гигиеническим нормам?

16. Ощущаете ли Вы зависимость от окружающей Вас среды?

17. Имеет ли стрессобразующее начало уровень комфортности классного помещения?

18. Присутствует ли на уроке атмосфера, способствующая образованию комплексов у учащихся?

19. Умеет ли учитель во время урока снять конфликтную ситуацию?

20. Увидели ли Вы здоровьесберегающий аспект данного урока?

Используя 10-бальную шкалу, определить уровень:

1 балл – очень низкий уровень;

2 балла – низкий;

3 балла – ниже среднего;

4 балла – чуть ниже среднего;

5 баллов – средний уровень;

6 баллов – чуть выше среднего;

7 баллов – выше среднего;

8 баллов – высокий;

9 баллов – очень высокий;

10 баллов – наивысший уровень.
Схема анализа урока

Целевой

Мотивационный

Содержательный

Процессуальный

1. Точность и обоснованность поставленных целей.

2.Конструктивность (достижимость) целей.

3. Диагностичность целей:

– выделения формируемого качества;

наличие диагностики этого качества;

– наличие критериев для определения этого качества.

1. Наличие ориентировки учащихся на предстоящую деятельность; постановка целей предстоящей деятельности.

2. Характер мотивации:

– учения;

– труда;

– достижения;

– общения.

3.Формирование познавательных критериев (характер, степень успешности).

4.Оценивание действий и поступков, характер.

5. Создание ситуаций успеха.

6. Итог деятельности, нацеленность на последействие

1.Соответствие основным дидактическим принципам.

2. Уровень усвоения материала (репродуктив., продуктив.).

3. Наличие вариантности в предлагаемом материале (по типу, уровню и т. д.).

4. Участие учащихся в отборе содержания.

5. Право на усвоение (выбор) роли, статуса.

6. Представлены ли в материале нравственные законы, гуманистические ценности или присутствует только научный компонент.

7. Возможны ли альтернативные трактовки изучаемых явлений.

8. Наличие межпредметных связей.

9. Характер рефлексии:

–натуралистическая;

– социальная

– общечеловеческая

1.Усваивались ли знания в контексте определенной социальной функции личности.

2. Присутствовал ли совместный поиск решения.

3. Было ли совместное переживание ценностей.

4. Существовало ли обучение, включенное в структуры игры, диалога, жизненной ситуации.

5. Было ли принятие решения с выражением личной ответственности и отношения.

6. Признавались ли права на собственное мнение.

7. Наличие и характер сотрудничества учителя с учащимися при решении жизненных проблем
1   2   3   4   5   6   7   8   9