|
Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов
Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.
Implementation of neu technologies in teaching retarded pupils in literature lessons.
Савина Елена Александровна (Бугульма)
Savina E.A.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нетрадиционных уроков литературы. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся с ОВЗ, а, следовательно, и эффективности урока.
Любая педагогическая технология - это, прежде всего, процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию) и организации образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении конкретного обеспечения участниками. ( Селевко Г.К.)
Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Меня, учителя литературы коррекционной школы, волнует опасность отчуждения учащихся от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.
В документах, раскрывающих основные направления развития образования, подчеркивается идея формирования творческой личности. В связи с этим возникает необходимость смещения ценностных ориентиров деятельности учителя в сторону осознания им необходимости перехода от учения как процесса запоминания к учению как процессу умственного развития и воспитания активной творческой личности. Литература как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. На уроках литературы я создаю условия, предполагающие формирование интереса к познанию и открытию мира, готовность к сотрудничеству, способность анализировать увиденное и услышанное, принимать решения и уметь высказать свое мнение, т. е. развивать самостоятельность мышления, гибкость и критичность ума. На уроках большое внимание уделяю выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию. Главное - чтобы делали учащиеся все это с интересом. Не так часто можно наблюдать уроки, на которых ученики работают увлеченно, слушают с широко раскрытыми глазами, и кругом царит атмосфера сотрудничества и поиска. Поэтому приходится придумывать что—то новое, чтобы получить желаемый результат. Ведь урок литературы в коррекционной школе должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологической.
Для меня важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нетрадиционных уроков литературы: урок - ролевая игра, урок - дискуссия, урок - кинолекторий, урок -творческая мастерская, урок-моделирование, урок – синквейн, урок – монтаж, урок – литературная гостиная.
Употребление термина «нетрадиционный» тип урока (или форма урока) уместно в контексте понимания технологического подхода. Бесспорно, все новое – хорошо забытое старое, и любой новейший тип урока можно соотнести с традиционной классификацией уроков. Вместе с тем применение нетрадиционных уроков обусловлено необходимостью научить учащихся свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации.
Один из видов работ мной используется чаще, другой реже. Это зависит от количества учащихся в классе, от состава класса, от интересов ребят, от их возрастных особенностей. Литература обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, сюжетам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
С приходом в школу ИКТ появилась возможность использовать на уроках, презентации, ксерокопии текстов, выполнять работу на компьютере. Так, например, новый метод – клиширование – может применяться не только на итоговых уроках, но и в начале изучения темы, на определенном этапе изучения произведения. Клише – текст с пропуском слов. На уроке проговаривается материал, а итогом станет исправленный отрывок, высказывание. Некоторые клише объёмны, другие – нет. Одни – целое сочинение, другие – резюме урока или его части. Клише рассчитано не только на «троечников», но и на успешных учеников. Прочитывая предложенный текст, учащиеся воспринимают информацию, находят недостающие слова для наиболее точного отражения своих мыслей. Удобный формат позволяет хранить клише в тетради, использовать при написании сочинений и изложений.
Условия эффективности проведения нетрадиционных уроков: нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения; хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков; умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы; конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; включение нестандартных уроков в систему своей работы.
Цели нестандартных уроков:
ввести учащихся с ОВЗ в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей; научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру; воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.
Принципы деятельности: активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; дифференцированный подход к изучению предмета; повышение интереса к изучаемому материалу; развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ.
|
Рекомендации по проведению нестандартных уроков:
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся. 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно - математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла. 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся с ОВЗ, а, следовательно, и эффективности урока.
Хочется остановиться поподробнее на некоторых фрагментах уроков в 9 классе, где особенно ярко проявляется познавательная активность ребят.
«ПОСТАВЬ СЕБЯ НА МЕСТО ГЕРОЯ» - социальная компетентность. М. Ю. Лермонтов «Морская царевна». Представьте себя на месте царевича. Как бы вы поступили? Какое чувство испытывал царевич после происшедшего? Как вы оцениваете поступок царевича? М. А. Шолохов «Судьба человека». Какому историческому событию в жизни страны посвящён рассказ М. Шолохова «Судьба человека?» Как жилось нашим солдатам в фашистском плену? Чего хотели добиться фашисты таким жестоким обращением с пленными? Почему был вызван Андрей Соколов к лагерфюреру? Как вел он себя в разговоре с фашистом? Как бы повели себя вы? Было ли опасным такое поведение? Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? Чтение по ролям разговор лагерфюрера и Андрея Соколова.
Итогом работы над данным произведением является урок – кинолекторий. Просмотр фильма режиссёра С. Бондарчука, снятый на основе этого рассказа «Судьба человека».
«ЧИТАЕМ, ПОНИМАЕМ, ГОВОРИМ». Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Перескажите легенду, которую поведал Левко Ганне, от лица панночки. Начни так… Инсценируйте разговор Левко и головы с его подчинёнными. Проследите, как ведёт себя голова во время чтения записки. Прослушайте вступление (увертюру) к опере Н. А. Римского – Корсакова «Майская ночь». Сумели ли вы услышать в музыке сказочность сюжета Гоголя.
«ЧИТАЕМ, ПОНИМАЕМ, ГОВОРИМ» - самообразовательная компетентность. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». По иллюстрации, на которых изображены четыре претендента на руку Людмилы, попробуйте узнать каждого из них. Обоснуйте свое мнение. Прочитайте характеристику, которую даёт Пушкин Руслану, Рогдаю и Фарлафу, Ратмиру. Как вы думаете, любит ли Фарлаф Людмилу? Может ли Людмила стать счастливой с таким мужем? О каких чертах характера Людмилы говорит её появление во взаимоотношениях с Черномором. Чтение по ролям диалог Руслана и головы. Передать насмешливый тон головы в начале встречи с Русланом и просительный – в её конце. В опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» есть ария, которая начинается словами: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» кому из героев поэмы могут принадлежать эти слова? Рассмотрите репродукцию В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Сравните, как изображается поле битвы в поэме Пушкина и в картине Васнецова. Что общего? В чем различие?
Подведение итогов урока, рефлексия «Микрофон».
Нужны ли нам книги о …? Актуальны ли книги о … в наши дни? Приходилось ли вам встречать в жизни таких людей как герой …? Какой жизненный урок вы извлекли из …? Какие проблемы поднимает автор в произведении …? В чем смысл произведения … и почему оно так называется? Какие чувства возникли у вас после прочтения …?
Литература.
Аболин Л.М., Иванова Н., Сибгатуллина И.Ф. О восприятии и понимании ребенка. Практикум по психологии. – Казань – Рига, 1996.
Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2001.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ, 2001.
Политова Н. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы. – М., Просвещение, 1996.
Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция. – М.: Владос, 2004.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. – Москва, 2000.
|
|
|