|
«Инновационные подходы к развитию речи учащихся на уроках русского языка в 7 классе в условиях реализации фгос»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: «Инновационные подходы к развитию речи учащихся на уроках русского языка в 7 классе в условиях реализации ФГОС»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: с 11 марта 2014 г. по 15 марта 2014 г.
«Использование инновационных технологий в развитии речи учащихся в условиях реализации ФГОС»
Выполнила: Чулошникова Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 27
Красноглинского района г. Самары
Самара, 2014 г.
Введение
Сегодня в условиях реализации ФГОС основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
- самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество) ;
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к приёмам.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- ИНСЕРТ ;
- мозговой штурм;
- хоку;
- вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- бортовой журнал;
- перепутанные логические цепочки;
-зигзаг;
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Критическое мышление способно побуждать к активным действиям, в том числе и к социально значимым.
Фрагменты урока русского языка в 7 классе
с использованием приемов технологии развития критического мышления
Учитель: Чулошникова В. Н.
Тема: Правописание не с разными частями речи
Цели урока:
Систематизация знаний
Совершенствование орфографических навыков
Развитие логического и критического мышления, умений отбирать материал и аргументировать свою точку зрения
Определение темы урока и постановка целей
Прочитать записанные на доске слова и определить, какова тема урока.
А. (Не)годовать, (не)доумевающий, (не)ряха, (не)взначай, (не)настный.
Б. (Не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно (не)встречавшийся
- Что объединяет слова в строчке А?
- Что объединяет слова в строчке Б?
Создание кластера, повторение теоретического материала
Отработка практических навыков
Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа получает конверт с заданием с целью написания параграфа учебника
Алгоритм работы над заданием
Выберите из конверта одно из посильных и интересных заданий, напишите к нему ключ.
Придумайте условное обозначение (символ) для заданий из вашего конверта. Обозначьте этим символом задания.
Разместите это задание на страничке вашего параграфа.
Из оставшихся заданий выберите одно для домашней работы.
Объясните, почему вы выбрали именно эти задания.
Защитите свой текст параграфа, выбрав от каждой творческой группы по одному человеку.
Дифференцированные задания для работы в группах:
Задание 1 (Уровень У-2): переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки.
К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
(Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине.
- Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?
Задание 2 (У-1): Спишите текст и разделите его на абзацы, озаглавьте. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, который никуда (не)впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую.
Задание 3 (У-1): Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово.
Ленивому всегда……
Книга в счастье украшает, а в ……. утешает
Отважный (не)боится……
Стойкий боец для врага……
Где …… потеряет, там смелый найдет.
Подсказка: (не)приступен, (не)смелый, (не)удачи, (не)когда, _не)счастье.
Задание 4 (У-1): Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежат слова с не.
(Не)сиди, сложа руки,
(Не)поворчав,
Кто чужой радости (не)рад,
(Не) бравшись за топор,
Лодырю всегда
|
избы (не)срубишь.
так (не)будет и скуки.
(не)здоровится.
кошка куска не съест.
тот сам себе враг.
|
Задание 5 (У-3): Перестройте словосочетание таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, в какой части относится слово с не.
Ненужные сейчас учебники.
Неизвестный нам автор.
Незнакомый зрителям актер.
Очень неудачная поездка.
Задание 6 (У-3): составьте несколько тестов, предложив 4 варианта ответов, один из которых должен быть правильным.
Не пишется раздельно.
Не пишется слитно.
В каком слове из четырех допущена ошибка в написании не.
Задание 7 (У-3): Предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты:
Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.
Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.
Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.
Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.
Задание 8 (У-2): Выполните тест:
Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка.
(Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение.
Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание.
Травы (не)кошены, ничуть (не)интересный.
Задание 9 (У-2): Прочитайте предложения. Найдите «лишнее».
(Не)вежда (не)навидит учение.
(Не)ряшливый человек смешон.
(Не)льзя объять (не)объятное.
(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Учитель: Чулошникова В. Н.
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Понятие о деепричастии
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цель урока: 1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи; 2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи; 3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах; 4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
-компьютерные технологии.
Ожидаемые результаты:
ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки
-
ученик разграничивает основное действие, обозначаемое глаголом, и добавочное, передаваемое деепричастием
ученик употребляет деепричастие в роли второстепенных членов предложения
Ход урока
I. Стадия вызова.
-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?
- Замечательный художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».
- Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку:
1) манит, открывать, поднялся, затягивая.
2) Высоко, изогнув, темно, вверху.
3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.
- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова? (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)
- А теперь поиграем.
Игра «Четвертый лишний».
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» таблицы «Инсерт»:
«Знаю»
|
«Хочу узнать»
|
«Узнал новое».
|
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – наречия. Они не изменяются.
3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.
|
|
|
Проверка.
-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:
«Знаю»
|
«Хочу узнать»
|
«Узнал новое».
|
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – наречия. Они не изменяются.
3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.
|
Что общего у деепричастия с глаголом?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется деепричастие?
Что общего с причастием?
|
|
II. Осмысление содержания.
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:
V – знаю;
+ – узнал новое;
! – удивило.
- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса - по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
Комментарий учителя.
В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке. Термин был введён в грамматику
М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия. Состоит эта форма из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, так как не изменяется.
В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.
-Проверка вопросов.
-Это несложные вопросы. Почему?
- А я задам вопрос посложнее: Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.
-Заполните колонку «Узнал новое»:
«Знаю»
|
«Хочу узнать»
|
«Узнал новое».
|
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – наречия. Они не изменяются.
3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.
|
Что общего у деепричастия с глаголом?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется деепричастие?
Что общего с причастием?
|
Обозначает добавочное действие.
Соединяет в себе два слова: дее + причастие.
Не изменяется.
Обозначает причастность к действию.
|
Проверка.
III. Рефлексия
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.
Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.
-Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?
-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?
(Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска
"1С: Русский язык 5-6 классы под. ред. И. Руденко-Моргун". Дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении).
В обычном классе используем задание «Редактируем предложения»:
1. Увидев варенье, у Димы потекли слюнки.
2. Наловив рыбы, у нас кончились червяки.
3. Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книжку.
4. Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым.
5. Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.
- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового.
«Знаю»
|
«Хочу узнать»
|
«Узнал новое».
|
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – наречия. Они не изменяются.
3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.
|
Что общего у деепричастия с глаголом?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется деепричастие?
Что общего с причастием?
|
Обозначает добавочное действие.
Соединяет в себе два слова: дее + причастие.
Не изменяется.
Обозначает причастность к действию.
Деепричастие относится к тому же объекту, который совершает основное действие
|
Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.
- Прочитайте стихотворение про себя. Прочитайте выразительно.
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая…
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.
И улыбалася кротко
Ночь, над землей пролетая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
(А. Плещеев)
- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?
- Есть ли какая-то связь с картиной А. И. Куинджи?
- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.
- Проверка.
- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?
- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.
Оцените себя:
Нашел деепричастие правильно.
Нашел деепричастие неверно.
Вызвало затруднение:
не смог отличить деепричастие от глагола;
не смог отличить деепричастие от причастия
Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?
IV. Подведение итогов урока.
-Итак, что нового узнали?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал по учебнику и таблице «Инсерт», составленной на уроке. Придумать 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А. И. Куинджи»
|
|
|