|
Цели и формы диагностики усвоения лексико-грамматического материала на уроках английского языка
Цели и формы диагностики усвоения лексико-грамматического материала на уроках английского языка.
Главная цель диагностики в любой человеческой деятельности – правильно оценить рассматриваемую ситуацию, чтобы сформировать эффективное действие.
Цели диагностики:
Проверка знания грамматического материала;
Накопление статистических данных;
организация информации таким образом, чтобы она была связной, сжатой и надежной;
отслеживание динамики усвоения грамматического материала (мониторинг);
прогнозирование результата и определение направления работы на следующий год.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий. В диагностике используются многие методы и методики. Наряду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяется тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно- ориентированного учебно-воспитательного процесса, другие способы.
В условиях современного обучения иностранному языку, когда целью и обеспечением эффективности является комплексное развитие всех видов речевых навыков и умений, важен постоянный контроль эффективности обучения, то есть эффективная оценка уровня владения тем или иным конкретным речевым навыком.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) являются объективность, систематичность, наглядность.
Объективность заключается в научно-обоснованном содержании диагностических тестов, заданий (вопросов), диагностических процедур; доброжелательном отношении педагога ко всем детям, точном, адекватно-установленным критериям оценивания знаний, умений.
Требования принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия заданий и до их практического применения.
Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех учеников по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого ученика устанавливаемый в процессе диагностирования носит наглядный, сравнимый характер. Принцип требует так же оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому дети судят об эталонах требования к ним, а так же объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа наглядности является объявление результатов диагностических срезов, обсуждения и анализ их.
Формы контроля и диагностики.
Текущий контроль
|
Итоговый контроль
|
Диагностика
|
I. Поурочный контроль:
Индивидуальные задания;
Фронтальный опрос;
Работа по карточкам;
Комбинированный опрос;
Творческие работы;
Индивидуальный контроль;
II. Периодический контроль:
Зачеты (устные опросы: грамматические правила, пересказы).
Блицопросы;
Контрольные работы.
|
Тематический;
Итоговый;
Годовой;
Олимпиады;
Экзаменационный
|
ТДР (тестовые диаг-ностические работы);
ПР (проверочные работы);
СР (самостоятельные работы);
ГР (грамматические разборы -словообразование);
Работы по развитию речи;
Самоконтроль
|
Текущий или систематический контроль проводится на большинстве уроков. Именно он позволяет вовремя установить наличие пробелов в знаниях, недостатки в формировании учебных умений и навыков, что позволяет, в свою очередь, провести коррекцию форм и методов преподавания, идеально подобрать их как в зависимости от содержания учебного материала, так и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуальный контроль - одна из самых традиционных форм контроля по-прежнему актуален. Конечно, он занимает много времени и нет возможности опросить большинство учащихся, но он имеет и положительные стороны: способствует развитию логического мышления, монологической речи, дает навыки овладения вниманием аудитории, позволяет подойти к работе дифференцированно.
Для проведения фронтальных и блицопросов необходимо составить множество вопросов, требующих кратких ответов. При таком контроле развивается скорость мышления, умение выбрать лаконичный ответ, в опросе участвует большинство учащихся.
А также в своей работе применяю такую форму контроля, как “True/False”, т.е. познакомившись с текстом учащиеся должны установить правдивость данных утверждений. По окончании работы предлагаю ученику, нашедшему наибольшее число ошибок, назвать их и объяснить. Пятерку получает лишь тот, кто нашел и объяснил все ошибки. Оценивание производят и товарищи, которые дополняют, исправляют. Такая работа развивает навыки анализа ответа товарища, умение рецензировать.
Итоговый контроль применяется по окончании изучения отдельных тем, при оценке отдельных этапов обучения: семестра, полугодия, полного курса. Основная задача такого контроля – оценить уровень знаний, сформированность навыков и умений за определенный учебный период.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет сделать вывод о том, что при диагностировании знаний, умений учителю следует:
осознавать, что без диагностики, анализа, контроля и оценивания знаний, умений, учебно–воспитательный процесс эффективно развиваться не может;
- больше беспокоиться не о внешней форме контролирования и оценивания, а настойчиво искать способы гуманизации контроля оценивания, выставления отметок, восприятия и понимания их учениками;
- добиваться систематичности проверки и оценки учебной деятельности – деятельности учеников;
- создавать ситуации значимости контроля и оценки;
- добиваться того, чтобы ребенок понимал справедливость выставленной оценки; очень ответственно относиться к выставлению оценок: не оценивать не усвоенное, не распыляться по мелочам;
- оценивать не только результаты, но и сам процесс труда – как именно выполнялась работа, примет во внимание рациональность деятельности, уровень познавательной самостоятельности ученика;
- с уважением относиться к труду воспитанников, правильно и по заслугам оценивать каждого;
- не терять времени на выяснение вопроса: « Что было задано на дом?»;
- создавать положительный эмоциональный настрой во время диагностики знаний, умений;
- делать паузы и давать ученикам время на обдумывание ответа;
- внимательно выслушать ответы учеников, поддерживать уверенность детей похвальными словами, жестами, мимикой;
- выслушать ответ до конца, а анализ и замечания делать позже;
- учитывать индивидуальные особенности учеников (медлительность, темперамент, дефекты речи и т.д.);
- практиковать индивидуальные задания и вопросы;
- приобщать детей к проверке знаний, умение выполнения заданий, письменных работ других учеников класса;
- обучать детей технике самоконтроля;
- создавать непринужденную обстановку – краткие ответы дети могут делать, не вставая с места;
- анализировать ответ ученика, а не критиковать его личность;
- выставлять объективные, но дифференцированные отметки: неуверенным – чуть завышенные – для стимула;
- давать ученикам возможность неоднократно пересдавать задания, если они захотят повысить оценку за их выполнение;
- позволять детям пользоваться опорными схемами во время ответов и выполнения заданий;
- использовать в сочетании разнообразные методы диагностики знаний, умений, чтобы ни один метод не надоел ученикам, а проверка каждый раз вносила новое, необычное;
- практиковать тестовый контроль.
Таким образом, диагностика обучения иностранного языка оказывается вездесущим, полифункциональным, а в современных моделях обучения иностранного языка достижение запланированных целей овладения иностранным языком опирается, прежде всего, на самоконтроль или, что не менее современно, на совместную деятельность учителя и учащихся.
Изучая тот или иной раздел курса, учитель иностранного языка ставит целью добиться чтобы учащиеся поняли, усвоили его содержание, получили знания и научились их применять. Помочь в этом может педагогическая диагностика.
|
|
|