Выявление ранней одарённости. Работа с одаренными детьми
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и даже «одаренные». В настоящее время наиболее динамичной становится сфера воспитания и обучения одаренных детей.
Цель моей работы:
-создание благоприятных условий для развития одаренных детей.
В связи с этим поставлена следующая задача:
- создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных детей.
Кто такие одаренные дети? В педагогической практике существуют две точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. Другие считают, что одаренность это редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. Я придерживаюсь классификации известного специалиста в области детской одаренности Н. С. Лейтеса, выделяющего три категории детей, которых принято обычно называть одаренными:
1) дети с высоким уровнем интеллекта,
2) дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (олимпиада),
3) дети с высокой криативностью, т.е. если ребенок показал высокие результаты, хотя бы по одному из параметров, его следует считать одаренным.
Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере: -легкость обучения и усвоения учебного материала, отличная память;
-длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, хорошо развитая речь, способность к абстрактному мышлению;
-склонность к дискуссии с учениками и педагогами;
-любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
-повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.;
но также характерными для него являются:
- неприязнь к традиционным методам обучения;
-стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим;
- стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм (качества со знаком «-»). Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Работа педагогов и психологов с одаренными детьми осложняется многими факторами.
Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную "группу риска" и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития, как в условиях традиционных образовательных учреждений, так и в специализированных условиях. Вместе с тем многие педагоги отмечают, что наличие в классе одаренного ребенка стимулирует учителя при подготовке к урокам и в целом положительно влияет на общий интеллектуальный фон класса.
Им не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Так нельзя ли направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе?
Работа с одаренными – одна из наших приоритетных областей. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте начинается с первого посещения психолога в детском саду. Моё сотрудничество с детским садом «Василёк» началось более 4лет назад. Анализируя состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в школе, я увидела, что большинство из них – воспитанники этого детского сада ( в 2009-2010 из 6 выявленных одарённых детей, имеющие склонность к изучению иностранного языка, 2 продолжили обучение в нашей школе; в 2010-2011г из 5 выявленных одарённых детей 4 продолжили обучение в нашей школе; в 2011-2012 из 3 выявленных одарённых детей планируют все продолжить обучение в нашей школе). Вопросы подготовки воспитанников и привлечение своих «взрощеных» одарённостей для продолжения изучения иностранного языка в нашей школе стали приобретать всё большее значение для меня. Школа и я заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены, В соответствии с этим была спланирована и реализована работа по программе «Одарённый ребёнок» для выявления ранней одарённости в рамках преемственности: дошкольная – начальная – средняя ступени образования. Для успешности работы с одаренными детьми программа предусматривает несколько принципов работы с такими ребятами:
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Практически весь первый год обучения ребенка направлен на выявление способностей. Как правило, такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Основное содержание работы в подготовительном периоде: работа с семьями, консультации психолога, логопеда, работа по преемственности детский сад – школа, родительский всеобуч, занятия с детьми. Для развития выявленных способностей ребенка воспитатель предлагает родителям определить малыша либо в школу дополнительного образования, либо в кружок и т. д. В результате был сформирован кружок английского языка «To be or not to be!». Затем выявление одаренных идет в процессе обучения ребенка на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Виды работы на занятиях английским языком
Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки,
Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
Работа с картинками: описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
Разучивание стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов, разножанровая декламация (в том числе оптимистическая, печальная, сердитая), соревнования в командах и парах.
Разучивание песен: конкурс исполнителей, караоке, командный турнир, инсценировка.
Драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес: пальчиковый театр, маски, костюмированные шоу, концерт для показа родителям и сверстникам.
Подвижные игры: игры с мячом, “цепочка” с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
Изучение букв и звуков: письмо в тетради, рисунки слов на заданные буквы или звуки, штриховка букв, видеокурс по отработке алфавита
Ребенок должен как можно больше слышать человеческую речь. Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми. Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества Заставляйте малышей в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, усложняйте задачи
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: в раннем возрасте дети более восприимчивы к изучению иностранного языка, благодаря прекрасной памяти, воображению, подражанию, таланту.
В своей работе я привожу примеры упражнений , которые могут быть использованы для обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях. (См. Приложение №2)
(Приложение №1)
Структура и содержание курса
Выбор тематики и уровня лексико-грамматического материала учитывает особенности развития дошкольников, их интересы и мотивацию. От также связан и соотнесен с учебно-методическими планами по развитию познавательных способностей и речи детей на русском языке в группе детского сада.
Исходя из опыта обучения дошкольников 5-6-летнего возраста английскому языку, представляется целесообразным ввести следующие темы:
приветствие; время суток; времена года, погода; цвета; знакомство, возраст; цифры, счет; режим дня; дикие животные; домашние животные; игрушки; прилагательные; одежда; мебель; все для дома; семья; транспорт; игры и спорт; растения и насекомые.
Тема
|
Грамматические конструкции
|
Лексика, стихи, песни, танцы, игры
|
Приветствие
|
How are you? 1 am fine, thank you. See you later/next week
|
Good morning /afternoon/ evening /night, hello, hi, nice to see / meet you, good-bye. Poems - Шёл англичанин, Good morning.
|
Время суток
|
In the morning, afternoon, evening, at night/3 o'clock What's the time? It's..I am in a hurry
|
Morning / afternoon / evening /night, hurry, 1-12 o'clock Poems-In the morning, Good morning. Good night. Breakfast in the morning. Songs - Listen to the clock, К моим ресничкам сон прилип.
|
Времена года, погода
|
What season/day is it? What is the weather? It's
|
Winter, spring, summer, autumn, Sunday, Monday. Tuesday, Wednesday. Thursday, Friday, Saturday; January, February, March, April. May, June. July, August, Septembei, October, November, December, cold, hot Poems - Seasons. С ветки березы Songs - Ram, Rainbow.
|
Цвета
|
What colour is the? The…is... Show smth black. What colour is missing?
|
Red, white, black, brown, grey, green, yellow, orange, violet, put pie, dark/light. Poems - Touch your head. Я рисую твой портрет, Mr. Green. Game - Show smth white
|
Знакомство, возраст
|
I am Lilya. I am from Russia. My/his/her name/surname is... I am 6.I live in St. Petersburg in... Street. What is your name?
|
1, he, she, we, name, surname, from, boy/girl/man/woman, Russia, America, Africa. Songs - What is your name? Это я, если дружишь ты... Where are you from? Poems - Шли мы рядышком, если спросят.
|
Цифры, счёт
|
How many/much?
|
1 -12,1 plus 2 is three. 5 minus 4 is 1 Poems - Little Indians, 5 Fat Sausages, Little Dogs, I Caught a Hare, Ten Little Men, We Have 10 Little Fingers. Game - Potatoes
|
Режим дня
|
When do you clean your teeth? It's time to ride a bike.
|
Sleep, get up, go to the bathroom/kitchen /your room/the kindergarten/ bed, brush your hair, turn on/off the tap, take soap/your towel/a shower/ a bath/your brush, wash your face/hands /neck/ eyes/ears/cheeks/chin, clean your teeth, dress, have breakfast/dinner/supper, drink
|
Дикие животные
|
It is a ...
The wolf is grey.
|
Tiger, lion, elephant, kangaroo, zebra, panda, wolf, fox, squirrel, hare, hedgehog, mouse, bird, gorilla, octopus, fish, monkey, duck, parrot, crocodile, frog, camel, giraffe, hippo, bear. Poems - Elephant We are off to the Zoo. Songs - Have you Ever Seen a hippo?
|
Домашние животные
|
Is it a...? Yes, it is. No. It isn't.
|
Cow, horse, hen, chicken, cock, goose, rabbit, sheep, goat, rat, cat. kitten, dog, puppy, pig. Poems - Piggy. Little Mouse, Pussy Cat Songs - Red Hen. Listen, Black Sheep, Hey. Diddle, diddle. Tale-The House In The Wood
|
Игрушки
|
I have got a ... My…is little.
|
House, ball, doll, top, brick, yo-yo, robot, game boy, clock, bear Poems - Teddy bear, Humpty - Dumpy. Game - Shop
|
Прилагательные
|
My doll is ...
|
Big/little, short/tall/long, ugly/beautiful, clever/stupid, noisy/quiet, new/old /young, strong/weak, fat
|
Одежда
|
What are you wearing? I am wearing…
|
Shirt, skirt, shorts, socks, tights, shoes, sandals, boots, pajamas, costume, coat, trousers, blouse, dress, jacket, sweater
|
Мебель
|
Where is the toy? It's on/in/under the chair.
|
Table, chair, sofa, desk, bookcase, floor, wall, ceiling, window, door, chest of drawers, bed. Poem - Взяться я решил за ум
|
Все для дома
|
What is it?
|
Dustpan, blanket, pillow, pen, pencil, copy-book, bag, rug, picture, radio, television, iron, book, towel
|
Семья
|
Have you got a...? Yes. 1 have No, I haven't.
|
Mother, father, sister, brother, daughter, son, grandmother, grandfather, aunt, uncle Poems - I've Got. My Dear, Dear Mother Songs - Важной тайной одной
|
Транспорт
|
Go by
|
Tram, train, bus, car, lorry, plane, helicopter, bulldozer, bike, scooter
|
Игры и спорт
|
like to play...
|
Football, basketball, tennis, table tennis, skip, skate, badminton, hop, jump, run, ride a bike, hockey, snowballs, do exercises, turn around, clap your hands Poems - Hands up. My Hands Upon My Head, Head and Shoulders Dance - Clap your hands
|
Растения и насекомые
|
|
Tree, flower, violet, rose, bee, fly, butterfly, dragonfly, bumblebee, lady-bird, grasshopper, spider, mosquito
|
Еда
|
1 don't like...
Give me a pear, please
Here you are
Not at all.
|
Soup, porridge, bread, jam, cheese, milk, chocolate, sandwich, pizza, sugar meat, tea, juice, cucumber, tomato, potato, beet, turnip, grapes, strawberry, apple, pear, plum, apricot, peach, lemon, orange, banana, salt, popper fish pumpkin, biscuits, cabbage, carrot, chicken, ice-cream, pie coffee salad
|
(Приложение №2)
Игровое упражнение "Коробка слов"
В основу этого игрового упражнения легла идея о "прозрачности слова", предложенная известным педагогом Ш. А. Амонашвили.
Цель: способствовать быстрому запоминанию слов и конструкций, расширять словарный запас, создавать ситуации повторения лексических единиц детьми
Ход игры. Воспитатель: Каждый из вас знает много английских слов. Давайте соберем их в этой коробке!
Воспитатель держит в руках красочную коробку. У детей есть такие же, только поменьше. Заранее необходимо положить на стол каждому ребенку маленькую коробочку с десятью синими фишками. Прямоугольники у нас обозначают слова. Воспитатель объясняет детям, что
слова нужно стараться произносить разборчиво, ясно, чтобы всем было слышно, а при произнесении каждого слова класть по одной фишке в красочную коробку. По желанию выбирается один ребенок, который подходит к каждому с этой коробкой и "собирает" слова.
Преподаватель отчеканивает каждое слово и бросает в коробку фишки (первые слова).
dog... mat... cat...
В коробку сыплются фишки первых слов: ball, pen, book
Игра "Алфавит"
Дидактическая игра для детей 5-7 лет
Цель: обучить детей находить различие и сходство английского и русского алфавитов, автоматизировать последовательность называния букв, познакомить с костюмами в России и Англии<./p>
Задачи: развивать наблюдательность, произвольное внимание.
Ход игры. Ведущий ставит перед играющими два конверта с изображением русского в косоворотке и англичанина в костюме "бифитера" и предлагает детям найти различия.
Затем предлагает детям из общей колоды карточек распределить английские буквы в конверт с англичанином и русские буквы в конверт с русским.
Игра "Приветствия/части суток"
Дидактическая игра для детей 5-7 лет.
Цель: познакомить детей с частями суток, научить здороваться, научить находить различия в формах обращения.
Задачи: развивать наблюдательность, произвольное внимание, расширить словарный запас ребенка.
Методические рекомендации
Не забывайте хвалить ребенка, если он справился с заданием. помогите, если возникли затруднения. продолжительность игры зависит от усидчивости и заинтересованности детей (5-10 минут). игра может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Ход игры. Поставьте перед детьми демонстрационный материал (Лист с изображением "Биг Бен"), объясните, что это известная достопримечательность Лондона. Возьмите одну карточку, например, с изображением солнышка без слов. Объясните, что игра будет проводиться с солнышком, которое будет вставать высоко над часами "Биг Бен". Затем солнышко будет перемещаться ниже, изображая различные части суток.
1 этап работы — ознакомительный. Возьмите карточки с изображением солнышка и написанием приветствия. Спросите, что произносят англичане при встрече утром.(Good morning). Прикрепите карточку на первую сверху ячейку. Предложите вспомнить форму приветствия при встрече днем (Good afternoon), расположите карточку на второй сверху ячейке. Затем карточка помещается на третьей ячейке — вечер (Good evening). Переход к четвертой ячейке — ночь можно осуществить, спросив, что желают англичане друг другу перед сном (Good night).
2 этап работы — тренировочный. Возьмите карточку с изображением солнышка без слов. Игрокам самим необходимо назвать приветствия, опираясь по памяти на полученные знания, используя лексику. Побеждает тот, кто правильно назовет приветствия.
3 этап работы — закрепительный. Разложите карточки с написанием приветствий без изображений. Задача игроков — правильно подобрать карточку к каждой ячейке.
Зарядка с предлогами. Дети встают из-за парт.
On – поднимают руки вверх
In – прижимают руки к сердцу
Under – наклоняются, касаясь пяток
Behind – выпрямляются, руки назад
In front of – руки перед собой
Between – делают руками движение перед собой, как бы раздвигая высокую траву и пробираясь через нее. Повторяем несколько раз, ускоряя темп.
Теперь такую зарядку можно делать на каждом занятии, когда засидятся за партами.
Цепочка вопросов по карточкам. Участники игры (двое или более) берут из кучи по одной карточке. Затем первый задает вопрос, используя слово на своей карточке, и берет новую карточку. Второй отвечает, используя свое слово, берет новую карточку и задает с нею вопрос следующему. Тот, кто правильно построил предложение, кладет использованную карточку в свой конверт. Тот, кто сделал ошибку, пропускает ход. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.
Еще один вид работы с карточками, который нравится и детям, и мне. Выкладываю ряд слов и предлагаю убрать лишнее. Например:
Sleep, eat, see, read, sit, speak (во всех словах, кроме sit, долгий звук);
Sing, fly, run, jump, go, dance, swim (все, кроме fly, может сделать человек).
В ответ дети придумывают задания для меня:
A horse, a chair, a dog, a table, a cat, a butterfly (у всех, кроме бабочки, четыре ноги!)
A banana, an orange, ice-cream, soup, salad (все едят холодным, а суп едят горячим)
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Дети приходят к нам в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы со своей учительницей. Им не приходится привыкать к моим требованиям, манере общения, технике речи. Но обучение иностранному языку в нашей начальной школе начинается со 2 класса и происходит приостановление процесса развития одарённого ребёнка. И что бы они смогли в полной мере раскрывать свои таланты как можно раньше мною была разработана программа дополнительных групповых занятий для развития одарённого ребёнка на период обучения в начальной школе с 1 класса. Таким образом, важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции. Работая в малых группах, я максимально реализую дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, , используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
-проведение олимпиад по иностранным языкам;
-предметных недель;
-система дополнительных групповых занятий;
-участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
- участие в интегрированных мероприятиях;
-проведение творческих конкурсов и т.д
При работе с одаренными учащимися я, как правило, используем массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике. Они помогают сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее время активно используются ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна. Это:
-извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;
-тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;
-знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран, что необходимо для избежание культурного шока;
-участие в телекоммуникационных проектах (групповых и индивидуальных) с целью социализации в поликультурном обществе;
-участие в он-лайн тестах и олимпиадах, что позволяет учащемуся проверить свои достижения без лишних затрат и ставит учащихся с различной степенью материальной обеспеченности в равное положение с учащимися из крупных городов;
-внеурочная деятельность, где учащиеся могут развивать свои способности и углублять знания, а также тренировать и совершенствовать навыки владения языком.
Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
Кроме того, нельзя забывать о индивидуальной работе на уроках. Если не занимать таких одаренных детей спец.заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.
В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета). Я отбирает материал, составляю тесты, задания, проанализировав тесты составляю новые задания на устранение допущенных ошибок. Стараюсь подбирать такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации.
На помощь приходят задания из дистанционных олимпиад, Эти задания не только содержат элементы творчества, но и варьируются по сложности. Они помогают стимулировать активность и самостоятельность учащихся. Используя данные задания на уроках и вне, учащиеся автоматически развивают свои творческие способности, а также сами стремятся поучаствовать в таких олимпиадах и сравнить свои знания с учащимися разных регионов.
Не нужно говорить, какая подготовка проводится с детьми до этого в классе и в школе: индивидуальные занятия с одаренным ребенком, дифференцированный подход во время урока, индивидуальное домашнее задание, участие в школьной олимпиаде. Если такая работа будет носить системный характер, то результат будет. К примеру, результат моей работы есть….
И что замечательно, учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей. Не это ли познавательная активность?
В завершении хочу сказать, что для того, чтобы работа с одаренными детьми увенчалась успехом, необходимо создать определенные условия работы:
- Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы с одаренными детьми.
- Признание того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы и учителя.
|