|
Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления
Эссе
Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления. Поскольку критическое мышление уже само по себе представляет необходимую составляющую восприятия любой информации в условиях, когда поток этой информации настолько широк и разнообразен, формировать и развивать критическое мышление в ребёнке необходимо с самого раннего возраста.
Так что же такое критическое мышление? Существует множество его определений. Вот одно из них:
Критическое мышление это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество своего мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное и разностороннее, задействующее самую разнообразную и подчас достаточно противоречивую информацию. Именно информация является отправной точкой этого типа мышления. Оно и начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, осознание которых приходит вместе с полученными сведениями, новыми знаниями. И эти проблемы необходимо решать. При этом достаточно сформированное критическое мышление стремится к убедительной аргументации, которая только выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми.
Многие считают, что в этом нет ничего необычного: мы получаем информацию, формулируем связанные с ней проблемы, анализируем, выдвигаем аргументы, оспариваем иные мнения и… в споре рождается истина. Но на деле всё оказывается гораздо сложнее. А может – проще? Мы уклоняемся от сложных мыслительных операций, предпочитаем получать готовые решения, сформулированные в виде аксиом. Однако существует неоспоримый факт: качество нашей жизни, наши поступки, зависят от качества нашего мышления. Учитывая это, формирование правильного мышления у подрастающего поколения становится одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой.
Ученик, пусть обладающий даже зачатками критического мышления и склонностью к нему - безусловно, перспективный и успешный ученик. Ведь критическое мышление человека неизбежно связано с любознательностью, хорошей осведомлённостью, непринуждённостью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, готовностью пересматривать, прояснять проблемные и сложные вопросы, получать новую информацию, находить решения.
Активные в плане критического мышления учащиеся, воспринимая информацию, обычно задают целый ряд вопросов, стремясь достичь полного её понимания, и в последующем склонны к поиску решений поставленных ими же проблем. Они склонны творить. Пассивные ученики склонны изначально игнорировать эти проблемы уже в их зачатке. Они не отдают себе отчёта в путанице, в недоразумениях и даже в пропусках информации, что ни в коей мере не способствует ни формированию необходимых знаний, ни развитию интеллектуально - самодостаточной личности.
Человек с хорошо развитым критическим мышлением:
Поднимает жёсткие вопросы, формулирует их чётко и ясно;
-
Собирает и анализирует относящуюся к делу информацию, использует приёмы абстрагирования, помогающие эффективно эту информацию интерпретировать;
Приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по заданным и самостоятельно выработанным критериям и стандартам;
Думает непринуждённо, эффективно общается с другими при выработке решений.
Деятельность, познание, творчество и обучение нуждаются именно в таких людях, и способствовать их формированию – одна из наших наиважнейших задач.
|
|
|