|
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека
К.Роджерс
Работа с одаренными детьми.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
(из опыта работы)
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С 2015 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:
1 Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)
В настоящее время одарёнными принято считать:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности ;
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости:
- одарённость в практической деятельности;
- одарённость в познавательной деятельности;
- одарённость в художественно-эстетической деятельности;
- одарённость в коммуникативной деятельности;
- одарённость в духовно-ценностной деятельности.
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми:
- своевременное выявление одарённых детей;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Чем на мой взгляд одарённые дети отличаются от других детей?
- Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
- Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
- Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
За время работы в школе у меня создалась определенная система выявления одаренных детей и работы с ними.
Нам, учителям биологии, труднее, чем учителям математики, русского языка. Их предметы начинают изучаться раньше, и часть ребят отдают предпочтение этим наукам.
Опыт показывает, что правильно организованная работа дает и на нашу долю творчески думающих и способных учеников.
Работу по выявлению одаренных детей условно делю на 4 этапа.
1 этап
Есть специальная программа по выявлению склонности ребят к изучению биологии, согласно которой проводятся часы занимательной биологии, викторины, конкурсы, экскурсии.
У многих ребят появляется желание как можно больше узнать о новой науке.
Таким учащимся предлагается чтение научно-популярной литературы (книги, брошюры, периодическая печать).
2 этап.
Предназначение первых уроков биологии вижу в том, чтобы таких ребят было больше.
Первые уроки биологии закладывают основы интереса к новому предмету.
Занимательные опыты, вопросы истории биологии, оригинальные задачи, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся.
Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Дело в том, что основой всех специальных способностей являются способности общие, и как бы вырастают из них.
В работе по выявлению одаренных детей использую результаты исследования «Универсального интеллектуального теста», провожу микроисследования по изучению познавательных интересов учащихся, изучаю соответствующую литературу.
Все это позволяет мне сделать некоторые выводы.
Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющихся знаний. Это «школьная одаренность», обычно она сопровождается быстротой умственной деятельности. Но часто такие дети не имеют собственного подхода к решению той или иной задачи, им нужен стандарт.
Другое дело творческая одаренность. Для таких детей главное не усвоение знаний, а собственная работа мысли, нестандартный подход к решению любой задачи.
Моя работа направлена на создание условий для развития познавательной деятельности учащихся. К таким условиям отношу:
- своевременное выявление интеллектуальных способностей;
- качество содержания программного материала;
- уровень профессиональной компетенции;
- дифференцированная работа на уроке;
- разнообразие и адресность творческих заданий.
3 этап.
Во втором полугодии для учащихся 5 классов объявляю о наборе на кружок по биологии Желающих обычно бывает много.
Работу кружка строю на основе организации групповой и индивидуальной творческой деятельности учащихся. Это работа со справочниками, энциклопедиями, проведение биологического эксперимента, решение биологических задач.
Особое внимание уделяю выбору самими учащимися различных творческих задач из предлагаемых мною.
Это повышает мотивацию выполнения задания и осознанную ответственность за свой выбор.
В течении года выявляю 7-8 человек, самых стойких и любознательных.
И вот с ними начинается индивидуальная работа. Эти учащиеся составляют вторую группу. Выявление одаренных детей проводится мной также на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
4 этап.
Разработка системы творческих заданий для одаренных детей.
Требования к творческим заданиям:
задания должны вызывать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за качество их выполнения;
результаты выполнения каждого задания должны являться исходными данными для последующих;
задания должны быть комплексными, с учетом межпредметных связей;
задания должны предусматривать многовариантность решений.
На индивидуальных занятиях мы решаем олимпиадные задачи разного уровня.
Первая возможность проверить свой уровень знаний, творческий потенциал у детей появляется во время проведения традиционной школьных олимпиад, победители которой отстаивают честь школы на районной олимпиаде.
Ребята очень ответственно относятся к участию в олимпиадах.
Практика работы с одаренными детьми показывает:
никакое творчество не может состояться без достаточно хорошего развития интеллекта и соответственно необходимого и достаточного объема знаний;
нужны условия для развития познавательной деятельности одаренных учащихся;
не всякая деятельность обеспечивает развитие способностей, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции, потребность в познании.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Стараюсь, чтобы методы и формы работы способствовали решению обозначенной задачи:
методы работы
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают мне возможность для одарённых учащихся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, я работаю над развитием этих качеств.
Ну и конечно же придерживаюсь такого мнения, для успешного развития способностей одаренных детей учитель должен быть:
-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
-профессионально грамотным;
-интеллигентным, нравственным и эрудированным;
-владеть современными педагогическими технологиями;
-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
-иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
И для того, чтобы достичь этого необходимо постоянно работать и повышать свой уровень знаний.
Используемые мной всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей осуществляться на основе принципов дифференциации: организация кружковой работы той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.
В работе с одарёнными детьми также использую следующие формы: предметные недели; олимпиады (разных уровней) , конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные) ,интеллектуальные игры; марафон знаний; участие в НПК; работа с родителями, индивидуальная работа.
Ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
В своей дальнейшей деятельности одной из основных проблем считаю дальнейшее совершенствование своей системы работы, направленное на развитие творческой личности школьника. Соглашусь с мнением психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому стараюсь брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках биологии проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы…
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг..себя!
|
|
|