|
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди 4 класс
Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» 4 класс
Учитель: Нечаева Вера Александровна
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Александра Сергеевича Пушкина и со «сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Планируемые результаты:
Предметные: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностные:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения
Оборудование: мультимедийное оборудование – интерактивная доска, презентация
Образовательные ресурсы: УМК «Школа 2100», учебник 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Этап урока
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Формируемые УУД
|
Организационный момент
|
- Здравствуйте ребята!
-Поднимите руку у кого сегодня хорошее настроение!
|
- Приветствуют учителя.
|
волевая саморегуляция. (Р)
|
Речевая разминка
|
- Посмотрите на слайд. Кто сможет прочитать, что на нем написано.
- Что это такое?
- Давайте превратим эти скороговорки из повествовательных в вопросительные.
- Давай те прочитаем эти скороговорки очень тихо, даже шепотом.
- А теперь прочитаем громко.
- А теперь прочитаем быстро
- А кто знает другие скороговорки?
- Молодцы
|
-Дети читают скороговорку.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок у бела быка, губа была тупа.
- Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар. А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара.
- Скороговорка
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок у бела быка, губа была тупа?
Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар. А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара?
- Читают скороговорки шепотом.
- Дети читают скороговорки громко. - Читают скороговорки быстро
- Ехал Грека через реку видит, грека в реке рак сунул, Грека руку в реку рак за руку греку цап.
|
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей (Л)
– высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)
– строить рассуждения (П)
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем (Р)
|
Актуализация знаний
|
- Ребята посмотрите на слайд.
- Пожалуйста, добавьте пропущенные слова в эти отрывки!
- Что у вас получилось?
- Скажите от куда эти отрывки?
- Ребята, а кто же автор этих сказок?
- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- И правда мы сегодня будем читать сказку А.С Пушкина.
- Как вы думаете как она называется (посмотрите на слайд)?
|
- Эти отрывки из сказок.
- Автор этих сказок А.С. Пушкин.
- Тема нашего урока сказки А.С.Пушкина
- Сказка о царе Салтане о сыне его славном богатыре князе Гвидоне Салтаноыиче и о прекрасной царевне лебеди.
|
– самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р)
– пользоваться словарями, справочниками (П) – строить рассуждения (П)
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации (К) – высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)
– задавать вопросы (К)
|
Открытие нового знания
Физкультминутка
|
Александр Сергеевич Пушкин русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич родился 26 мая 1799 года в Москве. До 12 лет, получил домашнее воспитание, поступил в только что открывшееся учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом. Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. В 18 лет выпущен из лицея. Свои сказки А.С. Пушкин написал в родовом имении Болдино «Золотой осенью», вспомнив рассказы любимой няни Арины Родионовны.
- Какое образование получил А.С. Пушкин?
- Где А.С. Пушкин написал свои сказки?
- Ребята а какие произведения А.С. Пушкина вы уже читали?
- Что вы помните наизусть из пушкинских сказок?
- Сравним названия сказок А.С. Пушкина с названиями русских народных сказок («Хаврошечка», «Царь-девица»). В чем разница?
- Скажите, пожалуйста, зачем Пушкин лишний раз подчеркивает слово сказка в названии, напоминая нам, что это вымысел?
- Ребята обратите внимание на имена героев. Какие они сказочные или реальные?
- Какими вы представляете героев с такими именами?
- Ребята у кого из героев нет имени?
- Ребята давайте выполним задание. Выпишите название сказок напротив подходящей ей характеристики. Если ты не читал какую-либо сказку, проанализируй ее название.
- Откроем учебники и прочтем сказку, которую мы сегодня проходим, до слов «Землю чувствует она…»
(Разминка для глаз)
- Какая это сказка, по-вашему?
- На что вы обратили внимание?
- Какой эпизод вас особенно взволновал?
- На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки?
- Как они будут называться?
- Задание на слайде
- Приведите пример зачина.
- Ребята, кто помнит, как начинаются другие сказки Пушкина?
- Молодцы
- Разомнемся немножко.
- Вы прослушали аудиозапись (1)
- Что это за фрагмент?
- Как его читает автор?
- Найдите в тексте и прочитайте этот фрагмент.
- Каким вы представляете себе образ царя? Какими качествами он обладает?
- Давайте прочитаем отрывок на стр 119 со слов…
- Совпадают ли наши представления о царе, с образом, который рисует А. С. Пушкин?
- Царь добрый или злой герой? Как вы думаете?
- Ребята, найдите строки в текст, где дается характеристика царя
- Теперь давайте вернемся к другим героям нашей сказки, которые поневоле отправились в путешествие.
- Что это за отрывок (Прослушивают аудиозапись №2)
- Как эти строчки нужно читать?
- Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке.
- Ребята, а что в этих строках правда, а что вымысел? Поработаем в парах, разделите свои ответы на две колонки правда и вымысел. А потом обсудим.
- Ребята, как же спаслись герои нашей сказки?
- Даже из этого отрывка, вы почувствовали отношение автора к своим героям, какое оно?
- Ребята, можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они являются воплощением зла или добра. Почему?
|
- В Болдино
- Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о золотом петушке, сказка о попе и работнике его Балде, сказка о мертвой царевне и о семи богатырях - …
- В сказках Пушкина всегда присутствует слово «сказка».
- Наверное, он хочет сказать, что сказка это что-то волшебное.
- По словарю личных имен Гвидон – это реальное имя, но малоупотребляемое.
- Сильными, могучими…
- У трех сестер, у царевны лебеди…
- Выполняют задание.
- Открывают учебники читают сказку до слов…
- Волшебная, грустная…
-
- Когда царицу с сыном пустили в океан… - На три
- 1-я часть – выбор невесты 2-я часть – обман царя 3-я часть – чудесное спасение
- Жили-были, за тридевять земель, в тридевятом царстве и т.д.
- Жил старик со своею старухой У самого синего моря… - Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару…
- Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон…
- У лукоморья дуб зелёный…
- Дети встают.
-Это зачин.
- С задором…
- Три девицы под окном пряли поздно вечерком…
- Салатан царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Он добрый, но под кознями ткачихи и поварихи лишился жены. - с. 119 «И в светлицу входит царь…» до слов «В тот же вечер обвенчался…» - Ведет он себя не обычно подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.
- Он разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь –отец, но бывает не справедливый, гневный.
- В гневе начал он чудесить И гонца хотел повесить, Но, смягчился на сей раз…
- Это отрывок того как царица с сыном плывет в бочке.
- Начало этих строчек нужно читать с жалостью к царице, а под конец с выражением с радостью, что царица с сыном спасена.
- В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут…
- Правда:
В синем небе звезды блещут В синем море волны плещут Туча по небу плывет Бочка по морю плывет
- Вымысел: И растет ребенок там не по дням, а по часам. И послушалась волна…
- Царица начала молить волну и она ее послушалась, вынесла их на берег.
- Доброе с улыбкой.
- Воплощением зла в этой сказке являются ткачиха с паварихой и со сватьей Бабарихой так как это они напоили ганца допьяна и царь получил ложное письмо.
- А воплощением добра является царица, так как не сдалась, не смотря ни на что…
|
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении (Л)
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей (Л)
– пользоваться словарями, справочниками (П) – строить рассуждения (П)
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем (Р)
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (Р)
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями (Р)
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации (К) – высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)
– задавать вопросы (К)
|
Итог урока
|
- Подведем итог урока
Что вы узнали об А.С. Пушкине?
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Меня удивила
Мне захотелось
|
|
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности (Л)
|
|
|
|