|
Доклад «Способы выявления способностей к творческой деятельности у учащихся дмш и дши»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа №3 г. Волжского
Методический доклад
«Способы выявления способностей к творческой деятельности у учащихся ДМШ и ДШИ»
подготовила
преподаватель
Близнюк Елена Владимировна
г. Волжский
2014
Способы выявления способностей к творческой, деятельности у учащихся ДМШ и ДШИ
«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого… не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой.
Признаки творческих способностей
Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство – жажда новизны, характерна для каждого ребенка. Для её становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого ребенка.
Сверхчувствительность к проблемам
Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека.
Познавательная самодеятельность
Это стремление к постоянному углублению в проблему. Для одаренного ребенка решение задачи – это не завершение работы, скорее, начало будущего, нового дела.
Повышенный интерес к дивергентным задачам
Творцы не боятся задач, которые имеют не один, а множество правильных ответов.
Способность к оценке обеспечивает возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности в самом себе и в своих решениях.
Особенности склонностей и интересов
У одаренных детей интересы очень широки и при этом устойчивы и осознанны.
Это стремление все делать наилучшим образом. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня.
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.
Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Одаренный ребенок значительно продуктивнее воспринимает связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.
Высокая концентрация внимания
Отличительная черта одаренного ребенка – склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Отличная память – также характерна для творца.
Стремление к самоактуализации
Главным побудительным мотивом творчества является стремление раскрыть свой внутренний потенциал. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.
Социальная автономность, эгоцентризм и лидерство
Одаренные дети не способны понять: что просто и понятно им – не всегда постигают окружающие. Наверное, поэтому им комфортнее занимать самостоятельную позицию среди окружающих. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.
Особенности эмоционального развития
Способность улавливать то, что осталось не замеченным другими, сочетаясь со свойственным творцам эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, поступки могут оказать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники отнесутся к ним равнодушно. Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей.
Творческого человека невозможно представить без способности обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях.
независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки реализовывать важные решения
ответственность за свои поступки и их последствия
внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно
Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах
Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...».
Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения.
В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), - всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале.
Можно предложить следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности ребенка:
наблюдение,
создание экспериментальных ситуаций,
тесты.
I. Наблюдение
Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.
Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений.
Психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;
Склонен к рискованным действиям;
Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;
Нонконформист, не боится отличаться от других;
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов.
Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка.
Признаки высокого творческого потенциала у детей
в раннем детстве по К. Тэкэксу
Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
Любопытство.
Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
Отличная память.
Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
Высокая избирательная концентрация внимания.
Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
Высокий уровень притязаний в этой сфере.
Высокая креативность (творчество)
у детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Высокая креативность в сфере художественной деятельности. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; чисто подпевает.
II Создание экспериментальных ситуаций
Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта. При изучении уровня творческого развития личности экспериментатор намеренно создает ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих способностей.
Преимуществом эксперимента перед наблюдением является возможность повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного фактора, в частности той или иной творческой способности или иного значимого свойства личности.
Однако, одна из трудностей применения эксперимента заключается в том, что исследователь зачастую является включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особенно часто это обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время работы с детьми.
Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии. У ребенка собственно мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения. Многие исследователи вообще считают, что в творчестве самым существенным является не результат, а процесс. Как говорил Ж.-П. Сартр: «Воображение – это акт, а не вещь».
Творческие задания
Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях. Это может быть обычное занятие в школе, их можно включать в конкурсные задания на праздниках, викторинах, соревнованиях.
Существует множество типов творческих заданий:
1. Цветовое, графическое моделирование музыки, то есть передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.
Здесь выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Пример: П.Чайковский «Сладкая греза» (I и III части – розовый, II часть – фиолетовый).
На уроках можно применять словесное рисование общего настроения произведения, описание природы, внешнего облика персонажа в программных произведениях, тех или иных черт его характера, сравнение, противопоставление настроений или персонажей. Пример: Д. Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Старинная французская песенка».
2. Следующие творческие задания направлены на звуковысотное и тембровое восприятие музыки.
На уроках музыкального инструмента можно дать следующие творческие задания:
- «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных (медведь, кошка, мышка, птичка). Нарисовать рисунок с этими животными.
- «расселить» животных и их детенышей в разных октавах:
Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);
Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);
Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);
Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).
В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка - струнные; (туба, тромбон, флейта – духовые и т.д.).
- Исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Пример: «Лепешки» (пекарь, бабушка, мама, сестренка).
3. Пластические интонирование – одна из возможностей «проживания образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
На уроках можно поиграть в дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным «инструментом», как оркестр.
Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».
Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловил эти изменения ребенок, а значит, настолько он был внимателен. Кроме того, на уроках мы танцуем: вальс, польку, марш.
4. Инструментальное музицирование – творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах (барабан, бубуен, маракас, треугольник, металлофон и т.д). Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокальным исполнением и импровизацией.
Приобщая детей к музыке через музицирование необходимо помнить следующее:
ученик действует так, как подсказывает его музыкальная интуиция;
преподаватель помогает выбрать инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
преподаватель помогает найти ученику прием исполнения.
Игра на инструментах – интересная, полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его, и вызвать стремление к собственному творчеству. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у ребенка, желание попробовать свои силы, потому что эта деятельность важна для творческого развития.
5. Создание «звуковой картины».
Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за инструментом. Преподаватель комментирует историю «Дождь и гроза»:
- Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;
- Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;
- Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на staccato в верхнем регистре;
- Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;
- Вдруг пошел град – в исполнении изменяется регистр;
- Гром – преподаватель или ученик ударяет кулачком в нижнем регистре;
- Дождь постепенно стихает и заканчивается.
Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.
- На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.
Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.
III Тесты
Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?
Ответьте на следующие вопросы:
По мнению вашего ребенка, отличаются ли слова “тон” и “нюанс”?
Может ли ваш ребенок жить в неуютной, скучной квартире и не придавать этому значения?
Он любит рисовать?
Он обращает внимание на то, кто как одет, предпочитая модную одежду той, которая ему нравиться?
Знакомы ли ему имена: Кандинский, Пикасо, Мане?
У него некрасивый почерк?
Он предпочитает одежду одной цветовой гаммы?
Ему нравиться ходить на экскурсии в музей?
Если вы возвращаетесь вечером домой, он может остановиться, чтобы полюбоваться закатом солнца?
Он чертит геометрические фигуры?
Вашего ребенка привлекают художественные салоны?
Он любит продолжительные прогулки?
Ему нравиться одиночество?
Он находит, что абсурдно, идя по улице, декламировать стихи?
Музыку он слушает лишь ради развлечения?
В его памяти остаются красивые пейзажи?
Он находит, что морские камешки красивы?
Любит ли он новые встречи и знакомства с новыми людьми?
Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию?
Пытался ли ваш ребенок разрисовать стены своей комнаты?
Он любит ходит в парикмахерскую, чтобы поменять прическу?
В его комнате всегда порядок?
Пробовал ли он сочинять детские песенки?
За каждый ответ, совпадающий с ключом, - 1 балл.
Ключ: «+» - 1,3,4,5,7,8,9,11,12,13,16,17,19,20,21,22,23.
«-» - 2,6,10,14,15,18.
Более 16 очков
У вашего ребенка есть чувство прекрасного, которое свойственно артистической натуре.
8-16 очков
Конечно, ваш ребенок иногда витает в облаках, хотя и понимает значение красоты в жизни человека. Он скорее всего рационалист. Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, так как ему всегда будет удаваться сочетать приятное с полезным.
Менее 4 очков
Такого человека, как ваш ребенок, не волнует красота восхода солнца и его заката. Об этом стоит задуматься. Возможно, в воспитании вы мало внимания уделили развитию чувств у ребенка.
Диагностика дивергентного мышления.
(Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой)
Тест 1. “Заглавие для производителя” – тест дивергентной продуктивности семантических преобразований.
Задача: придумать название.
Стимул: художественный текст (музыкальный, изобразительный, литературный и.т.д)
Показатели: суммарное число названий (легкость), оригинальность названий, обобщенность.
Тест 2. “Варианты окончаний”
Задача: написать несколько вариантов окончания предложения, басни, сказки, музыкальной фразы, поэтической строчки и.т.д
Показатели: беглость (количество вариантов), оригинальность, художественная экспрессивность.
Как развита фантазия у вашего ребенка.
Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»)
Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1)
Часто ли он грустит? (1, 2)
Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0)
Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1)
Размашистый ли у него почерк? (1, 0)
Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1)
Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1)
Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0)
Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1)
Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0)
Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0)
Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0)
Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:
14-16 очков: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям.
9-12 очков: Фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии.
5-8 очков: Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.
Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
№
|
Особенности ребёнка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»
|
|
|
|
|
|
2
|
Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует
|
|
|
|
|
|
3
|
Точно, правильно использует много слов в своей речи
|
|
|
|
|
|
4
|
Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов
|
|
|
|
|
|
5
|
Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми
|
|
|
|
|
|
6
|
Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)
|
|
|
|
|
|
7
|
Легко справляется с загадками и может их придумывать
|
|
|
|
|
|
8
|
Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление
|
|
|
|
|
|
9
|
Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями
|
|
|
|
|
|
10
|
Понимает значение чисел от 1 до 10
|
|
|
|
|
|
11
|
Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники
|
|
|
|
|
|
12
|
Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции
|
|
|
|
|
|
13
|
Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки
|
|
|
|
|
|
14
|
Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники
|
|
|
|
|
|
15
|
Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети
|
|
|
|
|
|
16
|
Проявляет острую наблюдательность
|
|
|
|
|
|
17
|
Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства
|
|
|
|
|
|
Литература
Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.
Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1999.
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.
Одаренные дети. – М., 1991.
Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 1999.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.
|
|
|