Главная страница

Викторина «Семь чудес света»


Скачать 406.02 Kb.
Название Викторина «Семь чудес света»
страница 2/3
Дата 12.02.2016
Размер 406.02 Kb.
Тип Викторина
1   2   3

УЧИТЕЛЬ

А теперь мы с вами перенесемся в Древнюю Грецию в 5 век до н.э. и познакомимся с третьим чудом света, созданным знаменитым скульптором Фидием – статуей Зевса в Олимпии.

3 ГРУППА

1 УЧЕНИК

В Древней Греции место около города Олимпии связывали с мифом о победе Зевса над своим отцом Кроном. В память этой победы, как говорит легенда, великий сын Зевса Геракл создал здесь храм и проводил торжественные, ритуальные, спортивные состязания (Олимпийские игры). Раз в четыре года в середине лета сюда на пять дней съезжались лучшие спортсмены и тысячи зрителей. Чтобы можно было без препятствий доехать до Олимпии, на два месяца прекращались все военные действия. Нарушившие это правило города лишались права участвовать в играх. Перед состязаниями в главном храме Олимпии- храме Зевса- перед его статуей спортсмены и судьи давали богу торжественную клятву бороться и судить честно. В храме приносились благодарственные жертвы, торжественно награждались победители. Перед храмом устанавливали скульптуры наиболее выдающихся спортсменов.

Когда в середине 4 века до н.э. храм в Олимпии был расширен, потребовалось заказать для него соответствующую статую крупного размера. Но никто из живших тогда скульпторов не решился взяться за этот заказ. Все посчитали, что только одному из них - знаменитому Фидию, автору уже двух грандиозных статуй Афины Промахос и

Афины Парфенос – по плечу это дело
2 УЧЕНИК

Статуя Зевса в Олимпии была высотой 12 метров, а если бы Зевс встал, то высота скульптуры составила 18 метров. Бог восседал на троне, который находился на постаменте высотой несколько метров. Она была выполнена в хризоэлефантинной технике: скульптура, высеченная из дерева, была обложена пластинами слоновой кости (лицо, тело) и золота (волосы, борода, плащ, сандалии, жезл с орлом в левой руке и богиня Ника на ладони правой руки).

Трон Зевса из черного дерева и кайма золотого плаща были украшены орнаментом и драгоценными камнями. Плащ Зевса, ниспадавший большим количеством складок, весил около 200 кг.

Фидий предусмотрел несколько дизайнерских приемов, усиливающих впечатление от статуи. Она стояла в глубине храма, не имевшего окон, освещаясь солнцем, проходившим сквозь мраморную крышу. Мрамор крыши был так тонок, что пропускал золотистый рассеянный свет, падающий на лицо Зевса и подчеркивавший выражение доброжелательности и покоя. Статуя отделялась от зрителей пурпурным занавесом и стояла на черном полу, контрастирующим с золотом и слоновой костью.

Ощущение, охватывавшее зрителей, когда раздвигался занавес и перед ними представал Зевс, передает стихотворение древнегреческого поэта:

Зевс ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,

Или на небо ты сам бога узреть восходил?

Русский искусствовед П.П. Гнедич писал, что «целому ряду поколений истукан казался истинным богом, одного взгляда на него было достаточно, чтобы утолить все горести и страдания».

До наших дней дошли монеты с изображением статуи, ее маленькие копии и отзывы очевидцев. Судя по ним, скульптор использовал новую для античного искусства психологическую трактовку образа Зевса. Зевс у Фидия был не традиционно грозным, всесильным, внушающим страх властителем, а бесконечно мудрым, отечески добрым и снисходительным. Его всепонимающее, всепрощающее, спокойное выражение лица поражало людей и надолго оставалось в памяти.
3 УЧЕНИК

С именем Фидия связано много легенд. Одна из них гласит, что маэстро получил высокую оценку своего творения из уст самого Зевса. Установив статую в храме и поняв, что создал действительно нечто прекрасное, Фидий тихо спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» в ответ он услышал гром, треск, а мелькнувший яркий блеск оставил у подножия статуи дымящуюся трещину. Это было следствием удара молнии, пробившей тонкую крышу храма: Зевс был доволен и выразил это.

Слава Фидия еще больше возросла, но его ждал удар судьбы. Вернувшись после создания Зевса Олимпийского из Олимпии в Афины, Фидий попал в тюрьму. Он был близким другом политика и государственного деятеля Перикла. Враги которого, чтобы ему досадить обвинили Фидия в том, что он украл часть золота, предназначенного для одежд статуи Афины. Фидий предвидел обвинение и сделал такие одежды, что их можно было снять и взвесить. Фидия оправдали, но последовало новое обвинение. Оказывается, на щите Афины среди богов Фидий изобразил себя и Перикла. На этот счет существует три версии: первая - он вернулся в афинскую тюрьму и умер там; вторая- Перикл помог другу бежать из тюрьмы, покинуть Афины, и Фидий, скрывая свое имя и талант, умер на чужбине в безвестности; третья- Фидий был оправдан, но, обидевшись на афинян, принял приглашение Олимпии поселиться в ней, вблизи своего выдающегося творения.
4 УЧЕНИК

После запрета в 393 году Олимпийских игр как языческого культа, не соответствующего христианскому мировоззрению, спортивные и храмовые сооружения в Олимпии стали разрушаться. Но статуя как величайшая драгоценность, как непревзойденное произведение искусства, творение великого мастера, была спасена. Ее в 475 году перевезли в Константинополь, где она еще много лет украшала дворец императора Византии и в нем погибла от пожара.

Несколько десятков лет назад, проводя раскопки в Олимпии, археологи обнаружили место, которое можно принять за мастерскую художника, где обнаружены инструменты, глиняные, гипсовые, мраморные фрагменты скульптур и маленькая лаковая, черная чашечка с надписью «Фидия».

УЧИТЕЛЬ

А теперь предлагаю поговорить о самом большом, изысканном и впечатляющем храме на свете, по словам античных историков, - храме Артемиды в Эфесе.
4 ГРУППА

1 УЧЕНИК

Древняя Греция это не только города-государства самой Греции, но и организованные ими колонии в других странах. Бедные сельскохозяйственными землями города-полисы не могли прокормить свое растущее расселение, поэтому почти каждый из них искал возможность организовать новое поселение. Так как мореплавание было значительно развито, греческие колонии появились на территории нынешних Италии, Испании, Южной Франции, в Египте и д.р. По образному выражению, «греки осели по берегам Средиземного моря, как лягушки возле пруда». Несмотря на самостоятельную политическую и экономическую жизнь, все поселения, образовывали культурное единое пространство, в котором были общие для всех каноны прекрасного.

Греческими поселенцами в Эфесе были ионийцы, населявшие Аттику и острова Эгейского моря, которые почитали богиню Артемиду. Местное население, с которым смешались колонисты, издавна имело торговые связи с Месопотамией и почитало богиню Иштар (Астарту), могучую воительницу, богиню красоты и любви, от которой зависело плодородие земли и урожай, а значит - богатство и счастье. Богиня Иштар, так же как и Артемида, ведала охотой, и культы двух богинь в Эфесе соединились. Каждый год, в весеннем месяце Артемисионе, горожане устраивали в честь Артемиды праздники, совпадавшие по времени с празднованием возвращения к Иштар ее супруга Думузи из царства мертвых.

В 6 веке до н.э., когда город достиг особого процветания, жители решили возвести покровительнице Артемиде храм, превосходящий величиной все существующие.
2 УЧЕНИК

Работа была доверена архитектору Херсифрону, проект которого представлял собой классический для греческого храма прямоугольный объем площадью 105 на 51 метров, с двумя портиками, опоясанный двумя рядами колонн. Такой храм называли «диптер», что означало «дважды окрыленный».

Так как в стране были нередки землетрясения, храм решили строить в болотистой долине реки Каистры, а для смягчения возможных колебаний почвы котлован, вырытый под фундамент, заполнили еще и подушкой из шерсти, смешанной с золой. Мрамор для строительства решили купить самый дорогой- с острова Парос. Но пастухи нашли вблизи Эфеса целую мраморную гору, и это посчитали даром самой Артемиды

Храм, который строили 120 лет, получился величественным и прекрасным. Белоснежный мрамор сиял под солнцем, и даже тени светились. Храм имел отличительную особенность - уникальные колонны главного восточного фасада, подаренные городу и храму царем Крезом. Эти колонны были опоясаны у основания скульптурными барельефами в человеческий рост. Барельефы изображали сцены из мифов о богах.

Скульптуры для фронтонов и алтаря заказали прославленным мастерам Фидию, Поликлету и другим выдающимся скульпторам. Вскоре храм и территория возле него наполнились прекрасными произведениями искусства. Иметь в собрании храма свое произведение стало честью для скульпторов.


3 УЧЕНИК

Восхищение вызывала не только величина и прекрасная архитектура здания, но и обилие скульптур, картин, мозаик внутри и снаружи храма. Можно сказать, что это был один из первых музеев изобразительного искусства.

Храм Артемиды в Эфесе, как и большинство греческих храмов, являлся не только местом поклонения божеству. Это был общественно-политический и экономический центр: место встреч, переговоров, заключение соглашений и сделок, скрепляемых клятвой. Здесь хранились пожертвования сокровища, а также государственная казна, средства и товары частных лиц. Жрецы давали ссуды под проценты, что делает храм и первым в истории банком.

Храм служил убежищем для гонимых, так как на его территории не действовали городские законы и прибегавшие к защите Артемиды обычно властям не выдавали. Храм был госпиталем, где больные ожидали исцеления, а жрецы, помогая богине, лечили их сами.

Храм привлекал в город множество паломников. Строительство храма и потребность в его украшении привели к появлению в городе скульптурных и живописных школ, к расцвету художественных ремесел, что увеличивало славу города и его богатство.
4 УЧЕНИК

В 356 году до н.э. весь греческий мир потрясен известием о гибели храма. Житель Эфеса Герострат, желая прославить свое имя в веках каким-либо деянием, поджег храм. В течение ночи сгорели деревянные двери и балки крыши, расплавилась золотая и бронзовая утварь, растрескались и обратились в пыль мраморные колонны и стены. Остался лишь фундамент и несколько святынь, вынесенные жителями. После казни Герострата, произносить его имя было, запрещено, но оно все же сохранилось в памяти людей как символ позорной и ложной, «геростратовой», славы.

Жители Эфеса в течение двадцати лет отстроили храм заново. Архитектор Хейрократ сделал его чуть выше, использовав в качестве основы для ступенчатой базы обломки старого храма. Здание стало чуть больше площадью-110* 55м (по другим данным-125*65). Внутри храма архитектор все сделал из мрамора, совершенно исключив дерево. Ему удалось по одной из сохранившихся колонн Креза сделать 36 новых.

Барельефы для них заказали выдающимся скульпторам. Одним из них был прославленный Скопас. В храм вернули старую двухметровую статую Артемиды-Иштар, спасенную из огня, но установили ее в глубине храма, за алтарем. В центре же поставили новую пятиметровую Артемиду, также выполненную из дерева и золота. Внутренность храма украсили скульпторы, стоявшие ранее вокруг него и потому уцелевшие.

В деятельности по отделке знаменитого храма хотел принять участие и сам Александр Македонский, который подошел к стенам Эфеса как раз в то время, когда завершались работы по его восстановлению. Александр предложил пожертвовать в сокровищницу храма драгоценности из своей военной добычи. Взамен он просил жрецов увековечить его имя и щедрость, укрепив на самый красивый храм мира мемориальную доску об этом.

Жрецы отказались, не желая терять независимость. Отказ облекли в дипломатическую форму: «Богу не подобает строить храмы другим богам».
5 УЧЕНИК

Храм простоял еще 500 лет, был непревзойденным по красоте и во времена римского владычества. Знаменитый римский архитектор Витрувий ставил храм Дианы Эфесской (Диана - римское имя богини Артемиды) по красоте на первое место в мире.

Разрушение храма началось в 3-м веке н.э. Сначала он был разграблен варварами, вторгшимися сюда из глубины Азии. Но их интересовала золотая и серебряная утварь. Прекрасные скульпторы разбили христиане византийцы, когда разрушали все «языческие храмы». Довершили разрушение племена турок, осевших здесь на жительство и использовавших мраморные блоки стен храма для строительства своих лачуг. Остатки здания занесло илом реки Каистры и засосало болото.

100 лет назад английский археолог Джон Вуд отыскал место расположения храма - яму, сохранившую в своей глубине мраморные обломки и остатки шерстяной «подушки» перемешанные с золой. Сейчас рядом поставили мраморную колонну, собранную из остатков тех 127 колонн, которые когда-то окружали храм.
УЧИТЕЛЬ

Среди чудес света усыпальница царя Мавсола, давшая миру слово «мавзолей», упоминалась как необыкновенное, невиданное до той поры сооружение- ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ.
5 ГРУППА

1 УЧЕНИК

Мысль построить себе уникальную усыпальницу была навязчивой идеей царя Мавсола, который пригласил архитекторов, одобрил их оригинальный проект, начал строительство, но умер задолго до его окончания. Безутешная царица Артемиссия направила все усилия и все доходы страны на воплощение этого замысла и на увековечение памяти мужа в небывалой постройке. Она решила обеспечить в гробнице место и для себя. Поэтому после сожжения тела царя на погребальном костре она осушила бокал вина с частью его праха и стала как бы временной живой его гробницей.

Именно Артемиссия задумала пригласить для исполнения скульптурного фриза знаменитых скульпторов. Она распределила между ними работу так, чтобы побудить их к столь любимому в Греции соревнованию, рассчитывая, что именно стремление к первенству, а не высокая оплата заставит мастеров отдать работе все силы и умения. Скульпторы Леохар, Скопас, Бриаксис и Тимофей с Праксителем оформляли по одной из четырех стен. Творческое соревнование настолько захватило их, что даже смерть Артемиссии и прекращение финансирования не остановили работу. Скульпторы, видя творение, друг друга, поняли, что создают действительно шедевры скульптуры, и несколько лет трудились бесплатно, завершая работу ради собственной славы, а не для славы своих заказчиков.
2 УЧЕНИК

Мавзолей простоял восемнадцать столетий, сделался именем нарицательным для сооружений подобного рода, прославил в веках имена заказчиков, архитекторов и скульпторов. Его барельефы стали школой для многих поколений молодых мастеров.

Гробница, поскольку она не являлась языческим храмом, сохранялась много дольше, чем храмы Зевса в Олимпии и Артемиды в Эфесе, дольше, чем все другие чудеса света (исключая пирамиды). Но и она была разрешена, как и большинство «чудес», невежественными захватчиками. В этом случае ими стали крестоносцы. «Христово воинство» в 1402 г. захватило здешние земли и начало строить свою крепость (Святого Петра). Строительным материалом послужили руины Галикарнаса и усыпальница, предварительно разграбленная. Обломками колонн, частями бесцветного фриза выкладывали стены крепости в несколько метров толщиной.

Через сто лет завоевавшие Галикарнас турки превратили крепость крестоносцев в свою (Бодрум) и значительно усилили ее стены, опять используя материал знаменитой усыпальницы.

В середине 19 века путешественники-англичане заметили выступавшие из стены куски мраморных барельефов редкой красоты. Они добились у турецкого правительства разрешения на раскопки и вывоз находок (часть которых пришлось выломать из стен) в Лондон, в Британский музей. Однако основная часть рельефов, все еще заключена в толще стен, турецкой крепости и извлечь, их оттуда - дело следующих поколений.

УЧИТЕЛЬ

На острове Родос (острове роз) имелись две памятные статуи. Одну из них, появившуюся первой и посвященную богу войны Аресу, население ненавидело. Она явилась побудительной причиной для создания второй, знаменитой на весь мир, посвященной покровителю острова богу солнца Гелиосу.
6 ГРУППА

1 УЧЕНИК

История появления на острове статуи бога Ареса связана с войной, которую родосцы вели с царицей Галикарнаса Артемиссией. Галикарнас и Родос были соперниками в морской торговле. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что оба они располагались на полпути из Египта в Грецию. Вопрос куда зайдут купеческие корабли за водой и продовольствием в обмен на часть товаров, был вопросом процветания города. Разрушение одного из портов означало большую выгоду для другого. Зачинщиками войны явились родосцы, посчитавшие, что смерть царя Мавсола (около 353 г. до н. э.) оставила страну беззащитной, так как безутешная вдова ничем, кроме строительства его гробницы, заниматься не в состоянии.

И Родосские войны, прибывшие на боевых кораблях в Галикарнас, сразу поверили в искреннюю радость встретившего его населения. Воинам не сопротивлялись, наоборот, их всех приглашали на пир в дома галикарнасцев. Оставив корабли, воины разошлись по гостям, где и были перебиты хозяевами, выполнявшими приказ своей коварной царицы. Царица, посадив на Родосские корабли свой военный десант, отправила его на Родос, где появление «своих» не вызывало ничего, кроме радости, до тех пор, пока неожиданно сошедшие с кораблей воины Артемиссии не учинили жестокий разгром города и порта. В память о своей победе Артемиссия повелела установить на острове статую бога войны Ареса.
2 УЧЕНИК

Родосцы не посмели совершить святотатство - разрушить эту статую, но обнесли ее высокой стеной, скрывшей Ареса от глаз, и постановили больше не воевать никогда, заниматься лишь мирной торговлей. Выдерживая свою мирную политику, они отказались в 305 году до н.э. вступить в войну, которую вели между собой полководцы Александра Македонского после его смерти, вследствие этого отказа Антигон Одноглазый, ставший царем Фригии, послал своего сына Деметрия с войском на Родос, чтобы силой склонить островитян присоединиться к его действиям против царя Египта Птолемея.

Войска Деметрия, прозванного Поликлет, то есть Градоосадитель, были оснащены новейшими изобретениями военной техники: таранами, баллистами и гигантской гелеполой – многоярусной 40 –метровой башней на колесах, приводившейся в движение 3400 воинами. Защищенная броней из шкур животных и щитов, гелепола вплотную подошла к городской стене и пробила в ней брешь.

Оставив штурм на следующий день, Деметрий дал войскам ночной отдых, а жители города за ночь вылили к подножью башни такое количество воды, что размыли глинистую почву, превратив ее в вязкую грязь. Утром обнаружилось, что придвинутая к стене гелепола не только завязла в этой грязи, но и закрыла собой пробитое ранее отверстие. Осада зашла в тупик. Деметрий заключил с родосцами мир и покинул остров, оставив всю боевую технику.

Автором хитроумного плана спасения был инженер Диогнет. Благодарные жители подарили ему по его просьбе гелеполу, и он установил ее на главной площади города с надписью « Диогнет посвящает народу этот дар». Установка данного монумента натолкнула родосцев на мысль заменить его статуей, знаменовавшей собой их победу, статуей покровителя острова Гелиоса.
3 УЧЕНИК

Автором статуи стал скульптор Харес, ученик знаменитого Лисиппа, украшавшего когда-то храм Артемиды в Эфесе. Гигантскую статую решили отлить из бронзы, а для экономии металла придумали новый способ - сделать ее полой, на каркасе. Предварительно Харес выбрал место, где из земли выступали три каменных столба (скалы из песчаника). Это были точки опоры статуи. Он соединил их железными поперечинами, сделал раму-каркас, чем-то похожую на человеческий скелет, к которому кусок за куском приклепал бронзовое тело колоса.

Чтобы следить за правильностью работы, Харес изготовил копию конструкции в человеческий рост, разделил ее на куски, а каждый кусок увеличил в двадцать раз, полировал и укреплял в нужном месте. По мере роста статуи в высоту вокруг нее делали насыпь и работали на ней. В конце 12- летнего периода строительства из песчаной горы торчали лишь лучи венца. Затем насыпь раскопали, и сверкающая статуя предстала во всей красе. Отражаясь на позолоченном лице, солнце пускало ослепительные снопы света во все стороны. С кораблей в море издали было видно это сияющее лицо.

Статую создал в 293-281 гг. до н. э. скульптор Харес. 36- метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юга - востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяют предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

4 УЧЕНИК

Однако колос - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н. э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

Несмотря на то, что землетрясение было очень сильным, разрушившим все на Родосе, ученые считают, что колос мог устоять, если бы вместо скал из песчаника опирался на железные стержни, врытые в землю. Скалы оказались хрупкой опорой («глиняными ногами») и треснули от подвижек земли, вызвав наклон и падение статуи.

Но лежащий на земле колос удивлял паломников, с трудом обнимавших его пальцы, забиравшихся внутрь полых кусков, как в пещеры. Колосс пытались реставрировать. По всему греческому миру собирали деньги и металл. Это была первая в истории попытка воссоздать памятник культуры, который стал считаться международным достоянием. Но не нашлось инженера, у которого хватило бы знаний сделать расчеты, гарантировавшие устойчивость статуи.

Возродить колоса в реальности не удалось, но были попытки запечатлеть его в рисунках, часто фантастических, не имевших достоверных подтверждений.

Попыткой напомнить миру о Колоссе Родосском стала знаменитая статуя Свободы, подаренная Францией Соединенным Штатам Америки на столетний юбилей их государства. Статуя Свободы на 10 метров выше, установлена на высоком пьедестале, выполнена из стали, на ее голове - лучистый венец, в руке – факел. В нутрии полой статуи есть лифт, а на голове устроена смотровая площадка. Статуя Свободы установлена у входа в порт Нью-Йорка и поэтому тоже может считаться своеобразным маяком.

1   2   3