|
Правила общения классного руководителя с семьями учащихся. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен
Методические рекомендации
для классных руководителей по изучению семей учащихся.
Правила общения классного руководителя с семьями учащихся.
-
Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
-
общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
уровень педагогической культуры родителей;
-
авторитетность семьи в глазах ребенка;
степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
семейные традиции, обычаи и ритуалы;
положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи; духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого - педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
Школа для меня – это...
Класс, в котором я учусь, - это...
Учителя для меня - это люди, которые...
Мои одноклассники - это...
Уроки для меня - это...
-
Предметы, которые мне правятся, это...
Предметы, которые мне не нравятся, это...
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
Школа, в которой учится мой ребенок, это...
Класс, в котором учится мой ребенок, это...
Одноклассники моего ребенка - это...
Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку - это...
-
Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
|
|
|