Главная страница

Правила общения классного руководителя с семьями учащихся. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен


Скачать 491.75 Kb.
Название Правила общения классного руководителя с семьями учащихся. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен
страница 1/4
Дата 08.03.2016
Размер 491.75 Kb.
Тип Правила
  1   2   3   4

Методические рекомендации

для классных руководителей по изучению семей учащихся.

Правила общения классного руководителя с семьями учащихся.

  • Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

  • Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;

  • Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

  • Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу

Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

  • уровень педагогической культуры родителей;

  • авторитетность семьи в глазах ребенка;

  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;

  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи; духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого - педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4. Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:

  • Школа для меня – это...

  • Класс, в котором я учусь, - это...

  • Учителя для меня - это люди, которые...

  • Мои одноклассники - это...

  • Уроки для меня - это...

  • Предметы, которые мне правятся, это...

  • Предметы, которые мне не нравятся, это...

Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:

  • Школа, в которой учится мой ребенок, это...

  • Класс, в котором учится мой ребенок, это...

  • Одноклассники моего ребенка - это...

  • Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...

  • Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку - это...

  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
  1   2   3   4