|
Викторина «Семь чудес света»
ГОУ Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея»
Конференция-викторина
« Семь чудес света»
Преподаватель:
Изобразительного искусства
Щербакова Светлана Юрьевна.
Байконур 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия изобразительным искусством-важнейшее средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности и т.д. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и, прежде всего предметов «эстетического» цикла занимает важное место в формировании их эстетического мировоззрения.
Обучение изобразительному искусству включает в себя различные формы организации учебной работы: урок и внеклассная работа.
Внеклассная работа сегодня- это и досуговая деятельность, и дополнительное образование. Под внеклассной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады, организация различных выставок, вечеров-концертов, викторин, познавательных игр, проведения факультативных занятий и т.д. Внеклассная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Одной из возможных ее форм является предметная неделя в школе.
При проведении Недели ИЗО желательно соблюдение межпредметных связей и сотрудничество учителей изобразительного искусства, литературы, музыки, истории, МХК.
Неделя изобразительного искусства проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий любовь и интерес к искусству, его истории, произведениям великих мастеров живописи, скульптуры, архитектуры. Это и возможность обратиться к национальной культуре и народным традициям.
Предметная неделя становится и поводом еще раз задуматься над вопросом о месте искусства в жизни человека, жизни каждого из нас. Как ее организовать?
Заранее составляется план проведения конкретных дел, определяются ответственные и помощники, проводится соответствующая агитационно-информационная работа. Обсуждение и утверждение плана предметной недели проходит на заседании методобъединения.
Во время проведения недели очень важно сотрудничество учителей и учеников. Примером такого сотрудничества может стать совместное участие детей и взрослых в командной игре, празднике, экскурсиях. Школьникам интереснее, когда учитель не только организатор, руководитель, зритель, но и участник, болельщик.
ЦЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;
- содействовать развитию творческих способностей;
- выявлять талантливых учащихся;
- формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе самостоятельно.
Неделя должна проводится с учетом возрастных особенностей школьников. Можно ежегодно менять название недели, что скорректирует основную направленность ее мероприятий.
Возможные мероприятия Недели ИЗО:
1.Тематические выставки детских рисунков и творческих работ на заданную тему.
2. Организация по параллелям конкурса сочинений-размышлений «Поговорим о красоте»
3. Проведение конференций, олимпиад, конкурсов, викторин.
4. Отчетная выставка изостудии «Мы рисуем»
5. Проведение интегрированных уроков.
Возможные темы конференций-викторин для 5-7 классов.
5 класс - « Город мастеров»
6 класс - « Я иду в музей»
7 класс - « Семь чудес света»
Искусствоведческая конференция-викторина на тему: «Семь чудес света».
Задачи конференции-викторины:
1. Повторение и дополнение знаний учащихся по теме: « Культура Древнего мира». Это касается древней архитектуры, техники строительства. Декоративных элементов оформления. Монументальной скульптуры, садово-паркового искусства, научно-технических достижений и др.
2. Углубление знаний об исторических событиях, мифах и легендах древности, которые связывались с теми или иными знаменитыми личностями или сооружениями.
3. Расширение кругозора учащихся.
Таким образом, это мероприятие решает задачу общекультурного, и эстетического развития учащихся.
Элементом гражданского воспитания является приобщение детей к проблеме не только изучения, но и сохранения культурного наследия. Анализ причин гибели памятников истории и культуры попытки выполнить самостоятельно их научную реконструкцию является способом воспитания будущих защитников, как мирового, так и культурного отечественного наследия, воспитания людей, уважающих «чужую» культуру.
Приобщение к решению «взрослых» задач поднимает самоуважение ребенка, повышает его психологическую комфортность.
4. Ряд заданий предполагает групповую работу. Это помогает решать еще одну педагогическую задачу - учить работать в коллективе, воспитывать ответственность перед товарищами.
В этом мероприятии присутствуют важные элементы музейной педагогики. Суть, которой не только в обращении к изучению культурного наследия, но и в использовании специфических приемов в преподавании и усвоении знаний, в постановке перед ребенком определенных задач, в выработке у него соответствующих мотивировок и навыков.
Основные из этих приемов:
- эмоциональное восприятие детьми материала,
- стимуляция самостоятельной работы по получению дополнительных знаний и эмоциональных ощущений,
- самостоятельное применение на практике своих знаний,
- выработка навыка пристального разглядывания предмета или сооружения, вчитывания в текст мифа или легенды, вдумчивое отношение к элементам ритуалов и др.
План проведения конференции - викторины на тему: «Семь чудес света»
Вступительная беседа преподавателя ИЗО.
Задание № 1 Выступление учащихся о «чудесах» света.
Задание № 2 «Найди слова».
Задание № 3 «Правда или нет», задание для зрителей.
Задание № 4 «Разгадай кроссворд».
Задание № 5 Реконструкция памятников культуры древности.
Подведение и оглашение результатов конкурса среди учащихся параллели « Мое чудо света», где учащиеся могли нарисовать тот памятник мировой культуры, который, по их мнению, может называться «чудом» света.
Подведение итогов конкурса сочинений-размышлений «Поговорим о красоте».
Подведение результатов конференции-викторины «Семь чудес света».
Примерный сценарий конференции-викторины «Семь чудес света».
УЧИТЕЛЬ:
Люди привыкли гордиться своими достижениями, сравнивать их с тем, что умели делать предки, и передавать в качестве культурного наследия своим потомкам. Изучая то, что считалось самым красивым и лучшим, мы можем многое узнать о жизни наших предков, об их духовном мире.
Семь чудес света - это объекты (здания, сооружения и монументы), которые являлись, по утверждению народов, живших в эпоху античности в бассейне Средиземного моря, наивысшими достижениями науки, искусства и техники.
Давайте назовем эти чудеса Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе Висячие сады царицы Семирамиды Храм Артемиды в Эфесе Статуя Зевса в Олимпии Гробница царя Мавзола в Галикарнасе (Галикарнасский мавзолей) Колосс Родосский(гигантская статуя бога Гелиоса на острове Родос) Александрийский маяк Следует подчеркнуть, что этот перечень являлся в свое время первым в мире списком памятников истории и культуры мирового значения. Эти сооружения рекомендовались в качестве объектов мирового туризма. Список дополнялся и исправлялся. Например, в его первый вариант входили городские стены, ворота и башня Вавилона. Вавилонская башня стала первым объектом списка, варварски разрушенным еще современниками. Но появились новые « чудеса» и список был пересмотрен. В него было включено семь объектов, т.к. этому числу придавался магический смысл, подсказываемый самой природой (семь цветов радуги, семь видимых планет, семь звезд в созвездии Большой Медведицы и т.д.) Время разрушило все «чудеса» античного списка, кроме одного - самого древнего и грандиозного - пирамид Египта. Но и они потеряли свой первоначальный облик.
От остальных сооружений остались только следы: сохраняются в подвалах египетской крепости на острове Фарос остатки первого этажа Александрийского маяка, а в стенах турецкой крепости Бодрум - части стен Мавзолея, на старинных монетах мы можем увидеть, как выглядел Колосс Родосский, Зевс Олимпийский, Храм Артемиды Эфесской, Александрийский маяк. Древние рукописи сохранили описания этих объектов, в музеях хранятся обломки колонн, скульптуры, украшавшие эти сооружения.
Сегодня мы с вами попытаемся реконструировать облик погибших шедевров, домысливая те детали, которые невозможно возродить.
« Пронизывая вершинами утреннюю дымку, пирамиды в Гизе являют нарождающемуся дню свой бессмертный профиль». Они были свидетелями падения империй,- писал Теофиль Готье. - Они видели цивилизации, о которых мы никогда ничего не узнаем, слышали наречия, о которых мы можем только гадать по иероглифам, им известны обычаи, которые нам кажутся фантазией сновидения. Они были здесь так долго, что даже звезды успели за это время сменить свое положение в небесах».
Ребята, я предлагаю экскурс в историю древних цивилизаций начать со знакомства с самыми древнейшими и единственными из «семи чудес света», сохранившимися до наших дней - Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе.
1 ГРУППА
1 УЧЕНИК
Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были бы столь окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как египетские пирамиды Древнего Царства. «Человек страшится времени, а время страшится пирамид», - гласит арабская пословица. Трепет восхищения вызывали эти усыпальницы в форме гигантских кристаллов у древних египтян, и те же чувства испытываем мы сейчас перед ними. Титаническая мощь, грандиозная геометрическая абстракция, навечно воплощенная в камне. Немеркнущее свидетельство величия человеческого гения, создавшего в коллективном труде сотен тысяч людей такие громады. Они воздвигались во славу царей, но в них нашла выражение могучая, хотя, быть может, и бессознательная творческая воля народа.
Культура Древнего Египта тесно связана с миром мертвых, слишком близко подошедшим к миру живых. Египтяне больше думали о смерти, чем о жизни, - может быть, потому, что большую часть времени им приходилось выживать, а не жить на этой благословенной земле вдоль течения великой реки. Жизнь египтянина была подготовкой к загробному существованию, и все его силы были устремлены на то, чтобы обеспечить достойную жизнь души после смерти. Фараоны начинали готовиться к смерти и торжественному погребению, едва взойдя на трон. Предназначение пирамид - быть вечной усыпальницей фараона. На их строительстве использовался труд не только рабов, но и свободных граждан, считавших, что через участие в работах они смогут получить частичку бессмертия богоподобного владыки.
Расположение пирамид на плоской поверхности пустыни относительно друг друга не было случайным. Эта книга, написанная на песке и содержавшая зашифрованные « герметические » знания. Современные ученые только начали расшифровку этой огромной «шпаргалки» египетских жрецов, содержащей информацию астрономического и календарного характера.
2 УЧЕНИК
Пирамида фараона Хеопса (Хуфу) – до сравнительно недавнего времени была самым большим сооружением на земле, созданная человеческими руками. Высота ее достигала 146,6 м. (из-за разрушения вершины сейчас высота равна 137 м.), а длина каждой стороны – 230 м.. Этот каменный гигант был построен в 28 в. до н. э., строительство заняло около двадцати лет и десять лет шло строительство дорог до каменоломен.
Пирамида сложена из двух миллионов трехсот тысяч огромных известковых глыб, обтесанных и пригнанных друг к другу так, что в щель между ними нельзя воткнуть лезвие ножа, и держались плотно собственной тяжестью. На северной стороне пирамиды находится неприметный вход в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумий фараона.
Первоначально в процессе строительства пирамида представляла собой ступенчатую гору, ярусы которой затем были заложены камнем. Сооружение было облицовано известковыми плитами так, что гробница под лучами солнца и в свете луны ослепительно и загадочно сияла. Вершина пирамиды была покрыта золотом. Кроме пирамиды, внутри которой архитектор устроил две погребальные камеры, заупокойный комплекс включал в себя два больших храма и несколько других помещений, обнесенных общей стеной.
Сын Хеопса Джедефр также пытался возвести себе гробницу, не уступающую отцовской, однако сооружение так и осталось недостроенным, а вот другой приемник Хеопса, Хефрен, стал владельцем почти такой же грандиозной пирамиды.
3 УЧЕНИК
Пирамида фараона Хефрена незначительно уступала пирамиде Хеопса, ее высота 143,3 м., а длина каждой стороны равнялась 215,25 м. Храмы возле пирамиды имели более сложную планировку, хотя и повторяли общее расположение предшествующего комплекса. Имеется просторный двор, помещения для парадных статуй фараона, кладовая для многочисленных запасов и подношений, кроме этого, внутри двора возле стен помещались большие статуи фараона и погребальные ладьи, необходимые душе покойного для путешествия по свету.
В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Большой сфинкс длиной 57 и высотой 20 метров - вырубленное из скалы изображение льва с головой фараона в парадном царском платке – клафте и традиционной накладной бородой.
Хотя Сфинкс с 1926 года стоит очищенный от мусора большую часть своего существования он «пролежал» заваленный по «самую шею» песками пустыни. За все время было сделано несколько попыток очистить его от песчаных завалов (ок.1400 года до н.э. фараоном Тутмосом 4,.4 век н.э. фараоны возвели около стелы часовню и частично отремонтировали лапы Сфинкса, в 1818 году моряк Джованни Кавилья расчистил песок вокруг груди и отыскал часовню и стелу, установленную Тутмосом).
4 УЧЕНИК
Пирамида фараона Микерина
На стенах гробниц располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и в ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь его, оно заключало в себе жизненное начало.
В период арабского завоевания Египта в 17 веке отношение новых владык к культуре страны было пренебрежительным. Прекрасные плиты известняка содрали с пирамид и использовали для других построек: дворцов и мечетей арабов.
5 УЧЕНИК
Сильные мира сего во все времена подпадали под чары Египта и всегда стремились увидеть его рукотворные чудеса. Когда Наполеон, стоя во главе армии, готовой обрушиться на турецких завоевателей Египта, увидел его знаменитые памятники, возвышавшиеся на горизонте, он воскликнул: «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!» Такой призыв вполне мог вдохновить людей, собравшихся здесь творить новую историю. Хотя египетская экспедиция Наполеона 1798 года потерпела полное фиаско, все же можно говорить и о победе, т.к. это был триумф древних египтян, завладевших умом современного человека.
УЧИТЕЛЬ
Египет обладал двумя из семи чудес света. В эллинистическую эпоху вход в гавань Александрии украсился Фаросским маяком, справедливо считавшимся шедевром античных инженеров.
2 ГРУППА
1 УЧЕНИК
Строительство маяка пришлось на годы правления в Египте царя Птолемея Сотера, который был заинтересован в прославлении династии и собственного имени. Он покровительствовал развитию в стране науки, искусства и техники, привлекал в Египет ученых, финансировал строительство и содержание знаменитого Музейона – городка ученых, поэтов и мастеров, пополнение знаменитой Александрийской библиотеки и сооружение маяка.
Однако сооружение маяка являлось не только делом престижа, сколько давно назревшей необходимостью. Александрия была портом мирового значения, единственными морскими воротами Египта, торговавшего со всеми странами Средиземноморья. Она стояла на равнине и не была видна с моря так, как, например, стоявший на горе Галикарнасский мавзолей. Александрийский порт принимал так много кораблей, что они выстраивались в очередь на вход и выход и не всегда успевали сделать это до наступления ночи. Кроме того, маяк оказался не просто портовым сооружением, но военно-стратегическим объектом, охранявшим и защищавшим вход в порт и в страну в целом.
Строительство его велось шесть лет - рекордное для той эпохи время – под руководством архитектора Сократа. По окончании работ он должен был установить на стене маяка мемориальную доску с именем Птолемея, но, желая донести до потомков имя подлинного его строителя, выбил на камне надпись «Сократ, сын Дексифрона из Книда, посвятил богам – спасителям ради мореходов». Надпись эту он закрыл мемориальной доской из штукатурки «под мрамор». Со временем штукатурка осыпалась, обнажив выбитые в камне слова.
2 УЧЕНИК
Маяк представлял собой трехъярусное сооружение высотой 130 метров.
Первый 70-метровый ярус, облицованный мрамором белого цвета, суживающийся к верху, был ориентирован на четыре стороны света. Он служил крепостью, казармой для солдат, местом, где размещались метательные машины. В подземелье под ним находились склады оружия, продовольствия и большой резервуар для пресной воды.
Верхняя площадка первого яруса служила основанием для восьмигранного второго. Именно на этой площадке стояли фигуры-автоматы и были укреплены часы.
Второй 45 метровый ярус из белоснежного мрамора сиял в солнечный день, резко выделяясь на фоне неба, служа кораблям дополнительным ориентиром.
Третий ярус – круглая башня с колоннами розового гранита вместо стен – была увенчана куполом, на вершине которого стояла бронзовая статуя Посейдона с трезубцем. Она также была автоматом, так как могла «испускать крик», то есть сигнал об опасности, и показывать рукой в направлении приближающегося врага.
На третьем ярусе днем и ночью горел костер. Причем днем его старались сделать дымным. Дым, поднимаясь столбом, увеличивал радиус видимости маяка. Костер окружала система задвижек. Закрывая и открывая свет костра, можно было подавать сигналы кораблям, руководить боем. Ночью система зеркал, увеличивавшая свет, собиравшая его в движущийся луч, могла освещать дорогу кораблю, провожая его в порт.
3 УЧЕНИК
Техника строительства маяка была уникальной. Из-за небольших размеров острова пришлось отказаться от привычного способа строительства с помощью наружных насыпей, ее сделали внутри сооружения. Пологий пандус, как винтовая лестница, вился по внутренней стене маяка и рос вместе с первым и вторым его ярусами. По этому пандусу ослы и рабы доставляли наверх строительные материалы.
Центральное пространство маяка было полым, но не пустым. В нем висела целая система веревок и канатов, которыми с помощью блоков и воротов, помещенных наверху, поднимали солому и горючее для костра: масло, смолу, нефть. Дерево не использовалось т.к. был дефицитным материалом и использовался для строительства жилья, кораблей, колесниц, мебели, саркофагов и т. д.
Маяк поражал красотой пропорций и техническими новинками оборудования и оформления. Он был снабжен системой металлических зеркал, разработанной самим Архимедом, которые могли многократно усиливать как свет костра, так и свет солнца. Они также собирали солнечный свет в узкий луч, который, по легенде, мог поджечь в море вражеский корабль.
Восторг современников вызывали и служившие украшением здания «живые» скульптуры- первые автоматы, способные делать несложные движения (указывать направление, поворачиваться, издавать звуки), являясь еще и приборами, показывающими силу и направление ветра, волнения на море, положение солнца и луны. Были на маяке солнечные и водяные часы, отбивающие время с помощью колокола.
4 УЧЕНИК
Существуют различные версии причин гибели Фаросского маяка: по одной из версий он был разрушен страшным землетрясением. По другой причиной всему была жадность и невежество, а также то военно-стратегическое значение, которое имел для Египта маяк. После завоевания страны арабами христианский мир (в лице Византии) вынашивал планы захвата, но этому мешал маяк, стороживший ворота в дельту Нила. Поэтому был пущен слух, что в толще стен маяка спрятаны сокровища Птолемеев. Арабы в поисках сокровищ стали методично разбирать маяк, разрушив при этом систему зеркал Архимеда. Они остановились только на середине первого яруса, узнав о ликовании, которое поднялось в стране христиан то успеха дезинформации.
Остатки сооружения служили маяком еще около 500 лет. Сигналом по-прежнему был костер ночью и столб дыма днем. Затем ярус был окончательно разобран, а фундамент маяка скрыт в недрах новой крепости, в которой остались для использования по назначению и подземные склады, и резервуар для воды.
Но исчезнувшее сооружение оставило миру свое имя. Так как Александрийский маяк был первым в мире, то подобные ему сооружения стали называть так же – « Фарос», по названию острова, во многих языках слово «маяк» звучит как «фарос».
|
|
|