|
Результативный практический опыт учителя начальных классов
Результативный практический опыт учителя начальных классов Ушаковой Э.А.
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Учителя, методисты, ученые-лингвисты отмечают, что уровень грамотности наших учеников продолжает снижаться. Можно называть различные причины низкой грамотности: дети стали меньше читать, они постоянно сидят за компьютерами, программой они настолько перегружены, что устают необыкновенно и не выполняют качественно домашнее задание. С этой причиной трудно не согласиться, но вряд ли только они приводят к низкой грамотности.
Формирование прочных орфографических навыков у школьников – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность – выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном отношении.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Ведущие психологи и методисты (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.И. Айдарова, Н.С Рождественский, М.М. Разумовская, М.Г. Баранов, Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов и др.) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании.
Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приемы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако, и до настоящего времени эта проблема остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.
С этой проблемой я тоже столкнулась, когда стала учить ребят с 3 класса.
Вводный контроль по русскому языку показал, что орфографическая грамотность учащихся не достигает базового уровня.
Анализ
Выполнения вводной контрольной работы по русскому языку
В 3 классе в 2013 – 2014учебном году
общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ п. Неболчи
Дата: 11.09.13
Учитель :Ушакова Э.А..
Класс: 13-норма+ 5-7 вид + 1-8 вид
Количественный анализ
Всего
Уч-ся
|
Из них
Выпол
работу
%
|
Кач-во
|
СО
|
Кол-во и % получивших
|
Кол-во и
%уч-ся
подтверд
и улучшив-
ших шк.отметку
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
18+
1(УО)
|
12-66,6%
|
11.2%
|
0,62
|
6-33,3%
|
10-55,5%
|
2-11,2%
|
-
|
|
2.Содержательный анализ
Анализ выполнения
заданий
|
Количество и %
неверно
выполнивших
задание
|
Спланированные
мероприятия по устранению
затруднений
|
№
п/п
|
Проверяемый
раздел
программы
|
1
|
Правильное оформление предложений (заглавная буква в начале, знак препинания в конце предложений)
|
|
|
2
|
Пропуск и замена букв
|
3-16,7%
|
Повторение написания пройденных букв, словарные диктанты.
Развивать фонематический слух.
|
3
|
Большая буква в именах людей, кличках.
|
-
|
|
4
|
Безударные гласные
|
17-94,4%
|
Повторить правило, отрабатывать навыки по карточкам-тренажерам, использовать предупредительные диктанты, объяснительные диктанты, работа с перфокартой, словарные диктанты, выборочные диктанты и другие виды работ. Составить памятки для проверки безударных гласных в корне слова для отработки орфограммы «Безударные гласные в корне слова»;словарник, где размещены слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
|
5
|
Правописание предлогов со словами
|
1-5,5%
|
|
6
|
Разделительный мягкий знак
|
3-16,7%
|
Индивидуальная работа над звукобуквенным анализом слов.
|
7
|
Парная согласная
|
1-5,5%
|
Работа по карточкам - тренажерам
|
8
|
Определять грамматические признаки частей речи
|
2-11,2%
|
Повторить правило, отрабатывать на практических заданиях.
|
Выводы: Не освоена орфограмма: безударная гласная в корне слова (94,4% учащихся )
Рекомендации: Организовать работу по формированию способности к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов, актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки гласных в корнях слов, Развивать умение определять орфограмму безударную гласную в корне слова по слуху, видеть в тексте в слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
Развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.
Ошибки на написание безударных гласных в корне остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Безударные гласные – наиболее частотная орфограмма любого текста, поэтому она и даёт наибольший процент ошибок.
Правило правописания безударных гласных в корне относится к тому типу орфографических правил, в которых не удается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. В основе способа проверки лежит сравнение парно-звучащих форм, в одной из которых гласная находится под ударением, а в другой – в безударном положении. Необходимо соотнести обозначение звука в безударном положении с его обозначением в положении под ударением.
В правиле о правописании безударных гласных в корне слова можно выделить три части:
Что проверять
Как проверять
Чем проверять
Дети должны понять, что в многосложном слове ударение падает только на один слог. Гласный в этом слоге находится под ударением, или в сильной позиции. Он сильный. Его мы можем легко обозначить на письме соответствующей буквой.
В безударных слогах гласные – слабые. На них нужно обратить внимание. Их надо проверять. Выясняя смысл того, как проверять, дети узнают, что проверочным может быть либо однокоренное слово, либо форма изменения того же слова. И, наконец. Проверять надо ударением, детям должно быть ясно. Что только в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.
В своей работе на уроке русского языка я много внимания уделяю работе над усвоением каждой части правила.
Значит, для того, чтобы тема «Правописание безударных гласных в корне слова» была усвоена хорошо, учащиеся должны:
-уметь безошибочно ставить ударение в словах,
- находить безударный гласный;
-уметь разбирать слова по составу,
- верно определять морфему, в которой находится безударный гласный;
-уметь к данному слову подбирать родственные слова;
- уметь выделить из группы родственных слов проверочное
Все эти умения вырабатываются в результате длительных многократных упражнений.
Первое знакомство с правилом происходит еще в период обучения грамоте. Далее на уроках русского языка дети знакомятся с формулировкой и идет работа над этим правилом.
Анализ контрольных и диагностических работ позволил мне сделать выводы, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами , вызывающими их появление, являются следующие:
1.Неумение найти объект применения правила:
а)ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;
б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему надо проверить , но и начинает расширять «границы» применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.
2.Не умения практически пользоваться правилом:
а) ребёнок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалось под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил -тащит, везёт-вёз и т.п.;
б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ-со словом ПОСТ.
в) ошибка может возникнуть и потому , что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНАЯ, СТРЕЛЯЕТ и др.;
г) ученик, пользуясь правилом , подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.
Поэтому я решила, что именно этой орфограмме буду уделять больше внимания при обучении русскому языку в своем классе.
Существует много традиционных способов, все они хороши. Я остановлюсь на тех способах, которые я использую в работе и есть результат.
подобрать проверочное слово (целесообразно записывать сначала проверочное слово ). Например:
………-ст . лы
……….-в . лна
………- п . терка
Назовите безударную гласную в корне
Лови, варил, хвалил, ходил, лепил.
Задание: запишите данные слова в столбик, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, написание которых надо проверить. Рядом напишите проверочное слово.
Вспомним, как мы проверяем безударную гласную. Что для этого надо сделать? Затем я предлагаю детям прочитать правило и ответить на вопросы: С каким правилом мы познакомились? Как пишутся безударные гласные в словах?
Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударения, подчеркните безударную гласную, выделите корень.
В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.
Не менее интересным видом работы является подбор родственных слов с заданными корнями.
ЛАСК ЗИМ СВЕТ
Ласка Зимушка Рассвет
Ласковый Зимний Светит
Ласкать Зимовать Засветил
Приласкать Зимовка Светлячок
У детей формируется умение осознанно составлять гнезда однокоренных слов, учитывая 2 их признака: сходство по смыслу и наличие одинаковых частей.
Спишите предложения, найдите проверочное и проверяемое слова.
Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.
Спишите предложения, подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочные слова.
Дети были в л . су. Охотник убил л . су.
Вспомните правила и исправьте ошибки.
Скоро раса высахнет. Птицы улитят.Это уже осинь.
.
Выберите и запишите слова безударной гласной, проверяемые по принципу «один – много». Рядом укажите проверочное слово.
По утрам я завожу часы. У оленя красивые рога. Снег лежал на вершине горы.
К данному слову назовите однокоренные слова с ударной гласной в корне.
Платить, тяжелый, зеленый,…
Образуйте однокоренные слова с указанными суффиксами или с приставками. Например: с суффиксом -ок- (лес, гриб, нос); с суффиксом –очк - (коза, роза, лампа); с приставкой на- (ходить, лепить, варить).
Найдите и объясните орфограммы в следующих четверостишиях.
За горами, за лесами, Первый зимний снежок
За широкими морями, Белым пухом летит.
Не на небе – на земле Первый легкий мороз
Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.
Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.
М . ховая шапка – шапка из меха
Зв . риный след –
Ст . льной нож –
К данным словам припишите слова с противоположным значением, укажите проверочные слова.
Дешевый - … (…)
Маленький - … (…)
Тяжелый - … (…)
Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки (или подчеркните).
Образец: Испытывать жалость – жалеть
Сделать подарок - …
Говорить дерзость - …
Издавать крик - …
Произвести посадку - …
Излучать свет - ….
-
Спишите. Вставляя пропущенные буквы, припишите из скобок нужное проверочное слово. Например:
Зв . зда (звездный. Звездочет)
М . рщинка (морщины, сморщенный)
Выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню – мест-.
Местечко, местный, место, вместить, вместительный, предместье, разместил.
Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строчке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).
-
-
Существительное
|
Прилагательное
|
Глагол
|
…
|
…
|
чистить
|
…
|
подарочный
|
…
|
боль
|
…
|
…
|
сад
|
…
|
…
|
…
|
белый
|
…
|
Работа в парах с карточками проходит следующим образом по знакомому им алгоритму:
Прочитай задания.
Выполни эти задания в тетради.
Проверь себя.
Расскажи соседу (правило, вывод).
Обменяйтесь карточками и тетрадями с соседом по парте, проверьте друг у друга выполненные задания.
Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре уходит по карточкам 8-10 минут в среднем. Сигналом окончания работы пары по карточкам служит зеленый цвет жетона, который есть на каждой парте. Желтый цвет означает, что пара работает, красный – требуется помощь паре. Тех учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяю я, затем они помогают проверить остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Детям очень нравится.
Кроме перечисленных видов упражнений я использую различные виды диктантов:
* Выборочный
* Предупредительный
* Свободный
* Объяснительный
* Тренировочный
* Творческий
И письмо с комментированием.
Я использую карточки с нарастающей степенью трудности, диски, слайды, различные тетради с печатной основой, организую работу по вариантам и в парах.
Работа над правилом правописания безударной гласной в корне не должна ограничиваться только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе с другими.
Важно, чтобы ребенок научился работать самостоятельно, смог найти безударные гласные не только в предлагаемом учителем тексте или учебнике, но и в любом печатном тексте. Для этого необходимо развивать орфографическую зоркость на уроках русского языка и чтения.
Сразу все может и не получится, но разнообразие приемов, наглядности, игровых моментов, а главное систематичности в работе помогают ученикам усвоить такую трудную задачу, как умение писать грамотно безударные гласные в корне слова.
Итоговая контрольная работа по русскому языку показала хороший результат:
Анализ
Выполнения контрольной работы по русскому языку
В 4 классе в 2014 – 2015учебном году
общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ п. Неболчи
Дата: 11.05.15
Учитель :Ушакова Э.А..
Класс: 13-норма+ 5-7 вид + 1-8 вид
Количественный анализ
Всего
Уч-ся
|
Из них
Выпол
работу
%
|
Кач-во
|
СО
|
Кол-во и % получивших
|
Кол-во и
%уч-ся
подтверд
и улучшив-
ших шк.отметку
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
18+
1(УО)
|
18-100%
|
72,2%
|
0,62
|
|
6-33,3%
|
8-44,4%
|
4-22,3
|
16-88,8%
|
2.Содержательный анализ
Анализ выполнения
заданий
|
Количество и %
неверно
выполнивших
задание
|
Спланированные
мероприятия по устранению
затруднений
|
№
п/п
|
Проверяемый
раздел
программы
|
1
|
Правильное оформление предложений (заглавная буква в начале, знак препинания в конце предложений)
|
|
|
2
|
Пропуск и замена букв
|
2-11,2%
|
Повторение написания пройденных букв, словарные диктанты.
Развивать фонематический слух.
|
3
|
Большая буква в именах людей, кличках.
|
-
|
|
4
|
Безударные гласные
|
3-16,7%
|
Повторить правило. Индивидуальная работа :отрабатывать навыки по карточкам-тренажерам.
|
5
|
Правописание предлогов со словами
|
2-11,2%
|
|
6
|
Разделительный мягкий знак
|
2-11,2%
|
Индивидуальная работа над звукобуквенным анализом слов.
|
7
|
Парная согласная
|
2-11,2%
|
Работа по карточкам - тренажерам
|
8
|
Определять грамматические признаки частей речи
|
2-11,2%
|
Повторить правило, отрабатывать на практических заданиях.
|
Выводы: орфограмма: безударная гласная в корне слова- освоена(16 учащихся-88,8% улучшили свои результаты)
Мой опыт работы учителя начальных классов позволяет сделать вывод, что обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей, которые можно преодолеть при помощи указанных выше упражнений, наглядности, игровых моментов, систематической работы над темой в течение всего учебного года. От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударную гласную, подбирать проверочное слово, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов, во многом зависит уровень сформированности навыка правописания.
|
|
|