Главная страница

Актуализация педагогического потенциала природного и культурного наследия микрорайона


Скачать 60.21 Kb.
Название Актуализация педагогического потенциала природного и культурного наследия микрорайона
Дата 04.03.2016
Размер 60.21 Kb.
Тип Документы

Актуализация педагогического потенциала

природного и культурного наследия микрорайона

(на примере цикла учебных прогулок)

Введение
Учебная прогулка – эффективная форма работы с младшими школьниками по освоению культурного наследия.

Дети изучают родной город активно, получают элементарные навыки ориентирования в городском пространстве, учатся делать выводы и выражать свое мнение. Главное, они заряжены на успех.

Цель данной работы – показать эту интересную форму исследования на примере освоения самого близкого и хорошо знакомого – своего микрорайона.

1. Возможности природного культурного наследия в решении образовательных задач
Формирование личности человека, создание образовательной среды для раскрытия его потенциала и для дальнейшей его самореализации – основные задачи, стоящие перед современной школой.

Одним из путей решения этих задач является освоение культурного наследия, которое окружает человека в его повседневной жизни.

Культурное наследие – это все то, что сделано предшествующими поколениями и используется их потомками, т.е. все то, что окружает нас в городе.
Это любые сооружения (здания, мосты, набережные, монументы, произведения скульптуры), уникальные и обычные.
Это разнообразные предметы, созданные людьми (книги, мебель, одежда, транспорт, произведения живописи, фотографии).
Это элементы духовной культуры (идеи, язык, фольклор, обычаи и традиции.

Это все то, что было создано в далеком прошлом и придумано нашими современниками.
Это все то, что напоминает об эпохе, о людях, о событиях.
Для чего человеку необходимо осваивать культурное наследие?
Объекты культурного наследия:

  • являются источником информации, необходимой для жизни человека;

  • помогают развивать собственные способности и умения;

  • дают возможность заглянуть в другие миры, культуры, времена и выбрать то, что значимо и близко, помогает познать самого себя;

  • позволяют взглянуть на мир с разных точек зрения и увидеть окружающую действительность во всем ее многообразии;

  • заставляют человека иметь свое мнение, высказывать его и аргументировать;

  • учат смотреть и видеть, понимать взаимосвязь и взаимозависимость различных предметов и явлений;

  • ставят перед необходимостью развития коммуникативных навыков.


Кроме культурного наследия, большую роль в формировании личности играет природное наследие. Природное наследие – это то, создано сомой природой, без участия человека.

Город, который окружает человека с раннего детства, - это совокупность природного и культурного наследия.

Город помогает человеку жить, защищает его и в то же время дает возможность наслаждаться его красотой.

Чтобы научить ребенка жить в городе, надо помочь ему освоить культурное и природное наследие.

Для учеников начальной школы самым эффективным методом освоения является организация цикла учебных прогулок.

Учебная прогулка – это метод активного обучения, который предполагает организацию познавательной деятельности учащихся непосредственно в городской среде.

Учебная прогулка позволяет приблизить изучаемый объект, сделать «своим», лично значимым в жизни ребенка.
Достоинства учебной прогулки:

  • непосредственное общение учащихся с памятниками культурного и природного наследия;

  • активная исследовательская и творческая деятельность учеников (что соответствует возрасту детей);

  • осознанная необходимость диалога между самими учащимися, между детьми и взрослыми;

  • развитие умений, необходимых любому жителю города (ориентирование в городском пространстве, исследование объектов культурного наследия).


Учебная прогулка – это прежде всего активная деятельность, поэтому ребенок для исследования использует все органы чувств:

  • зрение (чтобы внимательно рассмотреть объект, увидеть то, что «скрыто»);

  • слух (чтобы услышать звуки и найти в этом подсказку);

  • осязание (чтобы потрогать объект, сделать его «своим»);

  • обоняние (чтобы почувствовать запах и сделать вывод).


Учебные прогулки могут проходить под руководством учителя или родителей.
Учитель:

  • выбирает тему учебной прогулки;

  • определяет цель и конечный результат, роль данной прогулки как очередной ступеньки в цикле учебных прогулок;

  • придумывает познавательные задания;

  • составляет маршрут и создает маршрутный лист;

  • при необходимости подсказывает возможные пути поиска ответа;

  • организует общение детей со взрослыми – носителями необходимой информации;

  • организует работу по подведению итогов.


Родитель:

  • получает от учителя маршрутный лист и задания;

  • консультируется с учителем по всем организационным и исследовательским вопросам;

  • вместе с ребенком становится участником познавательного процесса.

Цель учебной прогулки – научить детей тщательно и подробно рассматривать объекты, обмениваться мнениями, выражать собственное отношение к увиденному.

Вопросы и задания, составленные для прогулки, помогают:

  • рассмотреть объект;

  • сформулировать первоначальное впечатление;

  • найти детали, говорящие о его назначении;

  • исследовать место расположения объекта;

  • описать объект.

Поскольку учебная прогулка в первую очередь направлена на детальное рассматривание предмета, то нужно включать в прогулку небольшое количество объектов.

Это может быть

  • один объект – это здание (необходимо обойти объект, рассмотреть все его фасады, зайти внутрь, познакомиться с интерьером);

  • несколько объектов (если они расположены на ограниченном пространстве и объединены одной идеей);

  • несколько объектов, расположенных на значительной территории (если они объединены тематически).

При подготовке учебной прогулки учитель должен продумать очередность изучаемых объектов и безопасность маршрута.

Учебная прогулка незаменима в работе по освоению культурного наследия именно с младшими школьниками.

Таким образом, учебная прогулка позволяет развивать у учащихся визуальные способности, умение делать выводы, выражать свое мнение об увиденном, ориентироваться в городском пространстве.

2. Цикл учебных прогулок по микрорайону
Адресат: младшие школьники. Проживающие в данном микрорайоне (ученики 2-го класса).
Характеристика микрорайона: район новостроек, застраивался преимущественно в 70-е – 80-е гг. 20-го столетия. В микрорайоне есть школа, детский сад, магазины, почта, телеграф, банк, отделение полиции, салон красоты, аптеки. На ул. Руднева были почти достроены поликлиника и больница, но во время перестройки строительство было прекращено, территория продана, на месте социально важных объектов в настоящее время строится жилой квартал «Лондон-парк».
Кинотеатр «Фестиваль» был когда-то культурным центром микрорайона. Здесь демонстрировали кинофильмы, проводили встречи со знаменитыми людьми. Была тесная связи кинотеатра и школы: работали кружки, учителя заказывали циклы учебных кинофильмов. Во время перестройки здесь стали продавать ковры. Сейчас здание закрыто, обживается бомжами, О былом величии напоминает находящийся рядом Актерский проезд.
Улица Руднева – это несколько жилых домов, магазин и длинный забор, более 1 лет прикрывающий долгострой.
Цель цикла: создать представление у учащихся об устройстве городского пространства и развить исследовательские умения детей.
Прогнозируемые результаты:

  • «расширить горизонты» ребенка (город – это не только двор своего дома и дорога в школу);

  • помочь освоить понятие «микрорайон»;

  • научить ориентироваться в городском пространстве;

  • привить навыки исследования объектов культурного наследия.


Особенности содержания цикла:

  • цикл учебных прогулок «разворачивается» от школьников, поэтому первая тема связана со школой;

  • отбираются объекты, расположенные в непосредственной близости от школы, в которых дети бывают, или которые часто видят;

  • отбираются объекты, раскрывающие специфику микрорайона, поэтому границы исследуемой территории расширены до ближайших микрорайонов.


Микрорайон – это административно-территориальная единица городской структуры, состоящая из элементов жилой среды и учреждений общественного обслуживания (социальной инфраструктуры). Микрорайон состоит из 3 – 4 групп средне- или многоэтажных жилых зданий типовых серий. Центром микрорайона является школа.
Границы исследуемого микрорайона: пр. Луначарского, пр. Культуры, пр. Просвещения, ул. Руднева.