|
Актуализация педагогического потенциала природного и культурного наследия микрорайона
Актуализация педагогического потенциала
природного и культурного наследия микрорайона
(на примере цикла учебных прогулок)
Введение
Учебная прогулка – эффективная форма работы с младшими школьниками по освоению культурного наследия.
Дети изучают родной город активно, получают элементарные навыки ориентирования в городском пространстве, учатся делать выводы и выражать свое мнение. Главное, они заряжены на успех.
Цель данной работы – показать эту интересную форму исследования на примере освоения самого близкого и хорошо знакомого – своего микрорайона.
1. Возможности природного культурного наследия в решении образовательных задач
Формирование личности человека, создание образовательной среды для раскрытия его потенциала и для дальнейшей его самореализации – основные задачи, стоящие перед современной школой.
Одним из путей решения этих задач является освоение культурного наследия, которое окружает человека в его повседневной жизни.
Культурное наследие – это все то, что сделано предшествующими поколениями и используется их потомками, т.е. все то, что окружает нас в городе.
Это любые сооружения (здания, мосты, набережные, монументы, произведения скульптуры), уникальные и обычные.
Это разнообразные предметы, созданные людьми (книги, мебель, одежда, транспорт, произведения живописи, фотографии).
Это элементы духовной культуры (идеи, язык, фольклор, обычаи и традиции.
Это все то, что было создано в далеком прошлом и придумано нашими современниками.
Это все то, что напоминает об эпохе, о людях, о событиях.
Для чего человеку необходимо осваивать культурное наследие?
Объекты культурного наследия:
-
являются источником информации, необходимой для жизни человека;
помогают развивать собственные способности и умения;
дают возможность заглянуть в другие миры, культуры, времена и выбрать то, что значимо и близко, помогает познать самого себя;
позволяют взглянуть на мир с разных точек зрения и увидеть окружающую действительность во всем ее многообразии;
-
заставляют человека иметь свое мнение, высказывать его и аргументировать;
учат смотреть и видеть, понимать взаимосвязь и взаимозависимость различных предметов и явлений;
ставят перед необходимостью развития коммуникативных навыков.
Кроме культурного наследия, большую роль в формировании личности играет природное наследие. Природное наследие – это то, создано сомой природой, без участия человека.
Город, который окружает человека с раннего детства, - это совокупность природного и культурного наследия.
Город помогает человеку жить, защищает его и в то же время дает возможность наслаждаться его красотой.
Чтобы научить ребенка жить в городе, надо помочь ему освоить культурное и природное наследие.
Для учеников начальной школы самым эффективным методом освоения является организация цикла учебных прогулок.
Учебная прогулка – это метод активного обучения, который предполагает организацию познавательной деятельности учащихся непосредственно в городской среде.
Учебная прогулка позволяет приблизить изучаемый объект, сделать «своим», лично значимым в жизни ребенка.
Достоинства учебной прогулки:
непосредственное общение учащихся с памятниками культурного и природного наследия;
активная исследовательская и творческая деятельность учеников (что соответствует возрасту детей);
осознанная необходимость диалога между самими учащимися, между детьми и взрослыми;
развитие умений, необходимых любому жителю города (ориентирование в городском пространстве, исследование объектов культурного наследия).
Учебная прогулка – это прежде всего активная деятельность, поэтому ребенок для исследования использует все органы чувств:
зрение (чтобы внимательно рассмотреть объект, увидеть то, что «скрыто»);
слух (чтобы услышать звуки и найти в этом подсказку);
осязание (чтобы потрогать объект, сделать его «своим»);
обоняние (чтобы почувствовать запах и сделать вывод).
Учебные прогулки могут проходить под руководством учителя или родителей.
Учитель:
выбирает тему учебной прогулки;
определяет цель и конечный результат, роль данной прогулки как очередной ступеньки в цикле учебных прогулок;
придумывает познавательные задания;
составляет маршрут и создает маршрутный лист;
-
при необходимости подсказывает возможные пути поиска ответа;
организует общение детей со взрослыми – носителями необходимой информации;
организует работу по подведению итогов.
Родитель:
получает от учителя маршрутный лист и задания;
консультируется с учителем по всем организационным и исследовательским вопросам;
вместе с ребенком становится участником познавательного процесса.
Цель учебной прогулки – научить детей тщательно и подробно рассматривать объекты, обмениваться мнениями, выражать собственное отношение к увиденному.
Вопросы и задания, составленные для прогулки, помогают:
рассмотреть объект;
-
сформулировать первоначальное впечатление;
найти детали, говорящие о его назначении;
исследовать место расположения объекта;
описать объект.
Поскольку учебная прогулка в первую очередь направлена на детальное рассматривание предмета, то нужно включать в прогулку небольшое количество объектов.
Это может быть
один объект – это здание (необходимо обойти объект, рассмотреть все его фасады, зайти внутрь, познакомиться с интерьером);
несколько объектов (если они расположены на ограниченном пространстве и объединены одной идеей);
несколько объектов, расположенных на значительной территории (если они объединены тематически).
При подготовке учебной прогулки учитель должен продумать очередность изучаемых объектов и безопасность маршрута.
Учебная прогулка незаменима в работе по освоению культурного наследия именно с младшими школьниками.
Таким образом, учебная прогулка позволяет развивать у учащихся визуальные способности, умение делать выводы, выражать свое мнение об увиденном, ориентироваться в городском пространстве.
2. Цикл учебных прогулок по микрорайону
Адресат: младшие школьники. Проживающие в данном микрорайоне (ученики 2-го класса).
Характеристика микрорайона: район новостроек, застраивался преимущественно в 70-е – 80-е гг. 20-го столетия. В микрорайоне есть школа, детский сад, магазины, почта, телеграф, банк, отделение полиции, салон красоты, аптеки. На ул. Руднева были почти достроены поликлиника и больница, но во время перестройки строительство было прекращено, территория продана, на месте социально важных объектов в настоящее время строится жилой квартал «Лондон-парк».
Кинотеатр «Фестиваль» был когда-то культурным центром микрорайона. Здесь демонстрировали кинофильмы, проводили встречи со знаменитыми людьми. Была тесная связи кинотеатра и школы: работали кружки, учителя заказывали циклы учебных кинофильмов. Во время перестройки здесь стали продавать ковры. Сейчас здание закрыто, обживается бомжами, О былом величии напоминает находящийся рядом Актерский проезд.
Улица Руднева – это несколько жилых домов, магазин и длинный забор, более 1 лет прикрывающий долгострой.
Цель цикла: создать представление у учащихся об устройстве городского пространства и развить исследовательские умения детей.
Прогнозируемые результаты:
«расширить горизонты» ребенка (город – это не только двор своего дома и дорога в школу);
помочь освоить понятие «микрорайон»;
научить ориентироваться в городском пространстве;
привить навыки исследования объектов культурного наследия.
Особенности содержания цикла:
цикл учебных прогулок «разворачивается» от школьников, поэтому первая тема связана со школой;
-
отбираются объекты, расположенные в непосредственной близости от школы, в которых дети бывают, или которые часто видят;
отбираются объекты, раскрывающие специфику микрорайона, поэтому границы исследуемой территории расширены до ближайших микрорайонов.
Микрорайон – это административно-территориальная единица городской структуры, состоящая из элементов жилой среды и учреждений общественного обслуживания (социальной инфраструктуры). Микрорайон состоит из 3 – 4 групп средне- или многоэтажных жилых зданий типовых серий. Центром микрорайона является школа.
Границы исследуемого микрорайона: пр. Луначарского, пр. Культуры, пр. Просвещения, ул. Руднева.
|
|
|