|
8. 21. Художественные послания предков. Разговор с современником
8.21. Художественные послания предков.
Разговор с современником
1. Что с давних времен раскрывают произведения декоративно-прикладного искусства? (раскрывают представления человека о строении мира и своем месте в нем)
2. Какие понятия формировались в сознании первобытного человека? (миф – изображение – ритуал; слово – его видимое воплощение - действие)
3. Что означает миф? (в переводе означает сказание; это устные предания о Богах, духах, героях; мифы повествовали о происхождении Вселенной и человека, о зарождении жизни и о смерти, выполнял функции религии, идеологии, философии, истории, науки)
4. Что означает ритуал? (это действие, совершаемое жрецом, знахарями, представителями церкви, хозяином или хозяйкой дома: посвящение в воины, похоронный ритуал, религиозные ритуалы причащения, освящения жилища, магические ритуалы; все ритуалы строго сохраняют порядок произношения текста и порядок действий)
5. Что означает обряд? (это развернутое символическое действие, имеет более сложный сценарий, чем в ритуале, - например, крещение: обряды в основном посвящают временам года, хозяйственной деятельности)
6. Что лежит в основе народного обряда? (игровое традиционное действие от самой жизни)
7. Чем сопровождаются обряды? (песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией)
8. Как древнейшие люди выражали свое видение картины мира? (они обозначали простыми знаками-символами сложные понятия, связанные с охотой, потому что мир человека замыкался внутри окружающего его пространства и насущных жизненных проблем)
9. Чем были особенны обряды у древних людей? (обряды позволяли древним людям в игровой форме проживать ситуации, с которыми сталкивались в действительности; обряды являлись образцом поведения, выраженные в художественной форме)
10. Какие источники имеет искусство? (фольклор и церковное искусство)
11. Что такое фольклор? (это народная мудрость; образная модель мира, отражающая богатство духовной жизни народа)
12. Какие самые древние обрядовые формы искусства ты знаешь? (ритуальные предметы, украшения, обереги, наскальные изображения, обрядовые песни)
13. С чем они связаны? (с определенными действиями, ритмом движений, возгласами, интонациями речи)
14. Какие особенности имеет церковное искусство? (напевы, на которых строился круг церковных обрядов; иконы, фрески, служба создавали дистанцию между земным и небесным: привычным, обыденным, чувственным и идеальным, высоким, духовным)
15. Что происходило с фольклором и церковным искусством в следующие тысячелетия? (сближение духовного и светского, профессинального и народного)
16. Что произошло в результате такого взаимодействия? (возникло классическое искусство; искусство воспринимается как часть жизни; в произведениях разных искусств много цитат, перекличек, подражаний созданному ранее; происходит своеобразный диалог современного искусства и общечеловеческой ценностью)
17. Назови самую известную икону Андрея Рублева (Троица)
18. Расскажи о создании иконы «Троица» (икона была написана для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в память о ее великом основателе Сергии Радонежском и в похвалу своему учителю)
19. Кто был духовным учителем иконописца Андрей Рублева? (святой Сергий Радонежский, удивительно цельный и преданный своим идеалам человек; всю свою жизнь он боролся за единение Руси, которую святой подвижник вел мирным путем – убеждением; в жестокое время преподобный Сергий Радонежский с помощью слова, иносказания, притчи затрагивал самые сокровенные чувства людей, примирял враждующих между собой князей, объединял их, предрекал победу над общим врагом; его любили и почитали в народе)
20. Опиши икону «Троица» (на иконе изображены три ангела, пришедшие, согласно ветхозаветному преданию, к старцу Аврааму и его жене Сарре сообщить о том, что у них родится долгожданный сын; Авраам усадил юношей за стол под знаменитым Мамврийским дубом и приготовил им угощение – тельца, голова которого символически лежит на чаше посредине стола, напоминающего формой древний жертвенник; круговая композиция объединяет фигуры; вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов; в центре композиции – Бог Сын, печально благословляющий чашу и глядящий так, словно видит в ней, как в зеркале, свое отражение; Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену)
21. Каков главный смысл иконы? (тяжела жертва, которую должен принести Иисус Христос, но вся Троица идет на это ради великой цели – спасения людей; так Андрей Рублев с помощью иносказания призывает князей объединиться ради великой цели – свободы Родины)
22. Что ты знаешь о религиозном празднике Святой Троицы? (он обращен к будущему; весна, лето, вечный круговорот соединились в этом празднике как знак и символ и природы, и духовной судьбы всего человечества)
23. Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы Андрея Рублева? (……………….) |
|
|