|
Урок русского языка в 5 классе с использованием презентации Тема урока: Вводные слова смысловые отрезки, их признаки (ознакомление)
МАОУ «Лицей №1 им. Н.К.Крупской»
г.Магадан 2015 г.
Автор : Ходунова Татьяна Юрьевна учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе с использованием презентации
Тема урока: Вводные слова – смысловые отрезки, их признаки (ознакомление).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами (ознакомление)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: Освоение понятий «вводные слова», «Смысловые отрезки». Освоение постановки знаков препинания при вводных словах
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты: использовать разные виды чтения (выборочное, ознакомительное, изучающее), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Предметные результаты: опознавать (находить) вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова.
Личностные результаты: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах разных стилей.
|
Этап урока
|
Ход урока
|
УУД, которые формируются на уроке
|
Организационный
момент.
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
I. Языковая разминка
|
Слайд1: На слайде известные «мульткоты». Учитель сообщает, что на уроке у нас будут помощники, они помогут нам в языковой разминке. Как и, знакомый вам, кот Грамматик
Слайд2.
Запись под диктовку:
В классе произошел необычный случай. К нам пришли друзья, ребята! Они будут помогать нам весь урок.
1. – Произведите синтаксический разбор 1го предложения.
– Составьте схему 2го предложения. ([=, О ]!)
–Назовите знаки, которые здесь используются: выделительные или разделительные? Почему?
– Охарактеризуйте обращение в этом предложении.
– По каким признакам вы это будете делать? (Что называет, место в предложении, распространённое или нераспространённое.)
|
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи
|
II. Проверки домашнего задания
|
– Приведите примеры нераспространённого обращения, затем распространённого из домашнего упр. 274. Своё мнение обоснуйте.
2. – Какой вид орфограмм преобладает в предложении?
– Обозначьте другие виды орфограмм, объясните написание.
|
|
III. Словарно орфографическая работа.
|
Слова конечно, наверное записываются в тетрадях, указывается орфоэпическая норма для слова коне[шн]о, подчёркиваются орфограммы.
– Какое значение имеют эти слова? (Конечно – без сомнения, наверное – по всей вероятности, есть сомнение.) Можно сказать, что первое выражает уверенность, а второе – неуверенность.
– Как называются слова с такими значениями в языке? (Антонимами.)
|
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи
|
IV. Постановка проблемы урока.
|
§ 29. Предлагается понаблюдать за материалом параграфа
См. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Работа проводится по вопросам и заданиям в учебнике.
Можно уточнить характер отношения к тому, о чём сообщается: уверенность во 2м предложении, предположение (неуверенность) в 3м, оценка, чувство – в 4м. Заканчивается работа подведением к общему понятию «смысловой отрезок» и формулировкой вопроса: как называются смысловые отрезки, выражающие отношение к сообщению?
|
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
|
V. Открытие нового знания.
|
1. Упр. 275 – новое понятие «вводные слова».
Чтение вслух текста упр. 275.
Проведение беседы по тексту с использованием вопросов и заданий.
– Обратите внимание на выделенные слова. Прочтите предложения без этих слов, затем с ними. Какой дополнительный смысл они вносят в предложение? (Уверенность, неуверенность.)
– Проверьте, являются ли они членами предложения. Как вы будете это делать? (Задать к ним вопросы не получается.)
– Как они выделяются в устной и письменной речи?
– Найдите информацию в упражнении, как называются эти слова.
– Запишите тему урока: Вводные слова.
– Прочитайте полное название параграфа. Какую информацию из него вы можете извлечь? Что значит ознакомление? (Будем учиться находить вводные слова в предложении, ставить знаки препинания, чтобы узнавать и использовать в речи, но изучение вводных слов будет продолжаться в следующих классах, поэтому тема не выносится на контроль.)
2. Упр. 276 – исследовательская работа с первичной проверкой понимания.
Работу лучше проводить в парах по заданиям учебника.
Беседа, проверяющая понимание:
– Назовите вводные слова.
– Как вы их искали?
– В каком месте в предложении находятся вводные слова?
– Как вы их выделили? (Поставили запятую.)
– В каком предложении вы поставили две запятые? Почему?
(К счастью – в середине предложения.)
– Как вы их обозначили графически? (Буквой В.)
– Какие синонимы подобрали?
– Сделайте вывод: какие признаки имеют вводные слова? Сравните свои выводы с текстом в рамке.
3. Чтение текста в рамке после упр. 276 и информации ниже текста в рамке.
Беседа после чтения:
– Есть ли в тексте новая для вас информация?
– Почему вводные слова являются смысловыми отрезками? (Имеют дополнительное значение – выражают отношение говорящего к тому, что он говорит.)
– Какие группы вводных слов по значению бывают? Сколько их?
– Прочитайте эти группы полностью.
– Какое место могут занимать вводные слова?
– Как называются знаки, которые ставятся при вводных словах? (Выделительные.)
– Что это значит? (Они двойные, с двух сторон.)
– Что общего есть у вводных слов и обращений (упр. 277, ученики могут сравнить оба правила, чтобы сделать вывод)? (Не являются членами предложения, могут находиться в начале, середине, конце, знаки препинания – выделительные.)
Составление сравнительной таблицы «Обращения и вводные слова».
|
Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы.
4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
2. Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и
передавать различными способами.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов.
4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
|
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
|
Развитие речевых и правописных умений.
1. Упр. 278 – развивается умение находить смысловые отрезки – вводные слова и обращения, пунктуационно оформлять их на письме, графически обозначать в предложении.
Работа в парах, коллективная проверка.
2.
Работа в парах
Предлагается создать правило в картинке «Коллаж» по материалу, усвоенному на уроке ( за основу берутся иллюстрации с котом Грамматиком см. презентацию)
На партах картинки с котами, клей, фломастеры.
Самостоятельная работа, проверка коллективная.
|
Познавательные УУД
5. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схемы, графические образцы).
6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
|
VII. Итог урока.
|
Игра-рефлексия «Бюро находок»
На листочках предлагается написать вопрос по теме урока и опустить в специальный ящичек. А найти ответ на эти вопросы предстоит вначале следующего урока на этапе языковой разминки. Листочки с вопросами раздаются выборочно.
|
Регулятивные УУД
6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
VIII. Домашнее задание.
|
1. Подготовить устное сообщение: сходство обращений и вводных слов. Вводные слова выписать в словарик.
2. Упр. 284.
|
|
|
|
|