Главная страница

Опк. Советы начинающему учителю. При изучении каждого нового учебного предмета у нас возникает вопрос: «Чему учить и как учить?»


Скачать 43.71 Kb.
Название Опк. Советы начинающему учителю. При изучении каждого нового учебного предмета у нас возникает вопрос: «Чему учить и как учить?»
Дата 09.02.2016
Размер 43.71 Kb.
Тип Документы

ОПК. Советы начинающему учителю.

При изучении каждого нового учебного предмета у нас возникает вопрос: «Чему учить и как учить?»

В «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов» пишется: «Святые отцы скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: «Что сделали мы?» На это отвечал один из них, великой жизни авва по имени Сирион: «Мы сохранили заповеди Божии». Его спросили: «А что сделают люди, которые будут жить после нас?» Авва ответил: «Они сделают половину нашего дела». Его спросили еще: «А которые будут жить после них, те, что сделают?» - «Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут больше нас и наших отцов».

В одном из древних патериков записана такая история. Жил отшельник-монах, каждое воскресение он приходил в храм Божий исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Однажды придя, он увидел беса в священнических одеждах, читающего проповедь с амвона, монах прислушался, и что интересно, бес читал все правильно. Закончив проповедь, бес сошел с амвона и стал удаляться. «Стой - сказал ему монах - я знаю кто ты». «И я знаю, кто ты» – ответил бес. «Тогда скажи – потребовал монах – почему ты все прочитал правильно?». «Да, правильно - ответил бес – но все это, я сделал с холодным сердцем».

Из этих двух историй мы и получаем ответ на вопрос: Чему учить и как учить?» Учить надо добру и учить надо с душой.

Принципиальное значение в любой работе, а тем более в работе учителя имеют мотивы, которые нами движут. Облик педагога совершенно четко вырисовывается в «Великой дидактике» Яна Амоса Каменского. Прежде всего, «это глубоко убежденный верующий христианин, который детей наставляет не только словом, но и собственным примером».

На это указывает и один из значительнейших мыслителей русского зарубежья И. А. Ильин «все люди непрерывно воспитывают друг друга – хотят они того или не хотят, умеют или не умеют, радеют или небрегут. Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим: ответом и интонацией, улыбкой и ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбой и требованием, обращением и бойкотом. Каждое возражение, каждое неодобрение, каждый протест исправляет и подкрепляет внешнюю грань человеческой личности».

Поэтому отношение к работе, настрой на работу имеет очень большое значение.

«…необходимо вдохновенно работать на общее благо, воспринимая любой труд как служение Господу и Отчизне, помня каждый час и каждую минуту, что мы несем ответственность перед Богом за нашего ближнего, за нашу семью, за наш народ, за нашу Родину…» (Святейший Патриарх Алексий). (с. 294) (Слово раств.)

1) Каждый христианин должен достойно трудиться на том поприще, на которое привел его Господь. Кн. «Слово растворенное любовью» Владимир, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. 2001 г. (с. 295)
2) «И все, что вы не делаете, делайте с душою, как для Господа, а не для человеков» - читаем мы в Священном Писании
3) «Воспитание из всех святых дел, самое святое». (Святитель Феофан Затворник)

А если это так, то и делать его надо с благоговением «ибо, проклят всяк, творящий Божие дело с нерадением» - читаем мы у Серафима Саровского.

Вот такой подход и такая мотивация должна быть у православного педагога.

Конечно, чтобы достойно вести преподавание Основ православной культуры надо много знать «ибо, как ты можешь дать то, чего у тебя нет».

Поэтому нужно учиться самим. Лучшее образование – есть самообразование. Нужно читать Священное Писание, творения святых отцов и учителей церкви, жития святых и другую духовно-нравственную литературу.

«Очень полезно прочитывать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека своею милостью, но исполняет его дара разумения». (Серафим Саровский).
5. Опора на жизненный опыт учащихся. Что они знают?

Вся работа с учащимися на уроках ОПК должна строить с опорой на жизненный опыт учащихся, на ранее изученный материал. Перед тем, как начать изучение нового материала, выясняю, что они знают по данной теме. Если это праздник, например Пасха, ученики рассказывают о той подготовительной работе, которая проводиться у них дома. После этого переходим к изучению нового материала.

6. Использование краеведческого материала.

На уроках ОПК, конечно же, нужно использовать местный краеведческий материал, такая работа должна начинаться с храма и идти от храма. С учащимися 7-го класса мы подготовили реферат и мультимедийную презентацию «История нашего храма». После изучения темы «Устройство православного храма», я в обязательном порядке провожу урок по истории нашего храма во имя иконы Божией Матери «Знамение». А в конце учебного года мы с учащимися совершаем экскурсию наш храм, где настоятель храма рассказывает об устройстве храма, церковной утвари и ее назначении. На проведении экскурсии также существует предварительная договоренность.

7. Совместная работа с настоятелем храма:

Большое значение в духовно-нравственном воспитании учащихся имеет совместная работа с настоятелем местного храма и помощником благочинного по образованию. На свои уроки по ОПК я часто приглашал помощника благочинного по образованию иерея Вадима Курносова (в настоящее время он Благочинный Вознесенского округа), я заранее созваниваюсь с ним, рассказываю о теме предстоящего урока, с той целью, чтобы и он подготовился к предстоящему разговору с детьми. В конце урока 5-7 минут отводил на то, чтобы о. Вадим выступил перед учащимися. Он или дополнял, сказанное мною, или делал акцент на наиболее важных моментах урока, если были вопросы у учащихся, то отвечал на них. Важное здесь то, что слова сказанные священником, воспринимаются ребятами значительно лучше, чем сказанные учителем. Конечно, делать все нужно в рамках закона, любой посторонний человек может присутствовать на уроке только с разрешения директора школы, поэтому приглашение священника на урок нужно обязательно согласовывать с руководством школы.

8. Конечно, не все и не всегда получается так, как задумал. Да и изменения в поведении учеников не очень-то заметные. Утешают в таких случаях слова мудреца-старца «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при жизни своей вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Так, что не отчаивайтесь, если у вас что-то не получается.

9. Заключение.

Закончить свое выступление я хочу словами Николая Алексеевича Некрасова.

«Сейте разумное, доброе, вечное,

Скажет за это вам слово сердечное,

Русский народ».

Это наказ в века. Так, что сейте и не ждите всходов.