Главная страница

Анализ работы шмо учителей русского языка, литературы, истории и английского языка в 2013-2014 учебном год


Скачать 85.94 Kb.
Название Анализ работы шмо учителей русского языка, литературы, истории и английского языка в 2013-2014 учебном год
Дата 09.02.2016
Размер 85.94 Kb.
Тип Документы

АНАЛИЗ

работы ШМО учителей русского языка,

литературы, истории и английского языка

в 2013-2014 учебном году

В МО учителей гуманитарного цикла входят следующие педагоги: Зайцева Наталья Юрьевна и Штрыкова Людмила Васильевна – учителя русского языка и литературы; Немова Елена Владимировна – учитель истории и обществознания; Климакова Галина Васильевна и Башева Татьяна Николаевна – учителя иностранного языка.

Работа методического объединения учителей гуманитарного цикла велась в соответствии с методической темой школы: «Создание системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей»

В начале учебного года были поставлены следующие цели работы ШМО:

1. Совершенствование педагогического мастерства педагогов.

2. Организация взаимодействия педагогов с целью изучения современных требований к образованию.

3. Обеспечение единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности.

4. Практическое решение проблем межпредметных связей.

5. Выработка единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем учебных предметов.

Работая над методической темой, учителями решались следующие задачи:

  1. Обеспечение выполнения Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и английскому языку на всех ступенях обучения школьников.

  2. Реализация ПНП «Образование»: повышение профессионального уровня педагогов, внедрение в учебный процесс инновационных технологий

  3. Повысить качество изучения программного материала

  4. Вести элективные курсы по русскому языку в 9, 10, 11 классах.

  5. Совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетенции, методики преподавания в условиях подготовки к ГИА и ЕГЭ.




  1. Активизация познавательной деятельности, развитие креативности и формирование определенных личностных качеств учащихся в свее современных дидактических средств обучения.

  2. Обновление и совершенствование образовательного процесса через применение инновационных технологий.


В планировании МО учителя гуманитарного цикла старались отобрать тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.

На первом заседании МО были изучены нормативные документы Министерства образования и науки РФ и департамента образования Московской области по проблемам гуманитарного образования в контексте ФГОС ООО.

Заседания МО проводились по темам:

  1. «Работа с одаренными детьми» (докладчик Климакова Г.В.);

  2. «Организация кружковой работы как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе» (Башева Т.Н.);

  3. «Проектная методика на уроках русского языка и литературы» (Зайцева Н.Ю.);

  4. «Мастерская педагогических идей» (Климакова Г.В.);

  5. «Технология школьной лекции» (Немова Е.В.);

  6. «Проектная деятельность в старших классах» (Штрыкова Л.В.);

  7. «Советы психологов учащимся, родителям и учителям во время подготовки к ЕГЭ»;

  8. «Проектная деятельность на уроках литературы» (Зайцева Н.Ю.)



Учителя русского языка и литературы (Зайцева Н.Ю. и Штрыкова Л.В.) видят своей целью обучения формирование лингвистических, литературоведческих, литературных знаний, формирование коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями к языковой личности. Старались активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: это и наглядность в виде таблиц, иллюстрированного материала, использование на уроках и внеклассных мероприятиях DVD, видео материала, презентаций, раздаточного материала, фольмов, аудизаписей, дифференцированного подхода обучения и т.д. большое внимание уделяется совершенствованию проектной деятельности учащихся. В течение учебного года учителя-филологи делились с коллегами своим опытом работы. Ими были даны открытые уроки:

  1. Урок в 10 классе «По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель» (Зайцева Н.Ю.)

  2. Урок в 11 классе «Я вам пишу...» (Штрыкова Л.В.)

  3. Урок в 10 классе «Особенности лирики А.А.Фета

(Зайцева Н.Ю.)

Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющих процесса информатизации образования, а также использование телекоммуникационных технологий глобальной сети Интернет приобретают особую актуальность для школьных предметов. Опыт показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. Именно в этом направлении работают учителя ШМО, применяя интерактивные средства обучения, мультимедийные уроки, компьютерные тесты для текущего, промежуточного и итогового контроля, используют Интернет как источник информации в процессе подготовки различного рода творческих работ. Использование интерактивных средств обучения создает своего рода ассоциативную сеть, связывая зрительную информации с жизненным опытом учащихся, позволяет усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала.

Для учителей русского языка и литературы наиболее актуальной остается проблема подготовки учащихся к ЕГЭ. На первом заседании МО учителями Зайцевой Н.Ю. и Немовой Е.В. были проанализированы результаты итоговой аттестации. Были актуализированы знания педагогов по нормативно-правовой базе ЕГЭ. В апреле на заседании МО были тщательно проанализированы итоги контрольных работ и пробных ГИА и ЕГЭ. Были выявлены наиболее трудные разделы, темы, курсы русского языка, требующие особого внимания учителей не только в 9, 11 классах, но и в процессе всего обучения русскому, намечены основные пути предупреждения ошибок.

Учителя английского языка Климакова Г.В. и Башева Т.Н. уделяют особое внимание коммуникативно-речевому, социокультурному и языковому развитию учащихся с учетом возрастных особенностей и лично-образующего потенциала иностранных языков на каждой ступени обучения. Ими были проведены открытые уроки :

  1. Урок в 6 классе «Английские и русские школы» (Климакова Г.В.)

  2. Урок в 7 классе «Вы говорите по-английски» (Башева Т.Н.)

Учитель истории и обществознания Немова Е.В. на своих уроках успешно решает задачи исторического образования учащихся. Елена Владимировна поделилась опытом интересной работы с детьми на открытом уроке истории в 6 классе «Предпосылки объединения русских земель».

Ежегодно учителя МО для отбора участников районного тура предметных олимпиад проводят школьные предметные олимпиады. По их результатам учащиеся 7-11 классов, занявших 1 место по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и английскому языку направляютс на районные олимпиады по предметам.

Традиционно учащиеся школы участвуют во Всероссийских предметных олимпиадах Центра поддержки талантливой молодежи (г. Бийск), «Инфоурок» Игоря Жаборовского, «Английский бульдог». Многие ребята становятся призерами и дипломантами этих конкурсов.

Учителя МО гуманитарного цикла готовят учащихся для участия в различных районных мероприятиях и конкурсах. В этом году имеются хорошие результаты их работы: учащийся 11 класса Козлов Сергей принял участие в районном конкурсе сочинений «Моя будущая профессия» (учитель Штрыкова Л.В.), в котором занял 2 место; учащийся 10 класса Шарафетдинов Ильяс занял 3 место в районном конкурсе художественного слова «Подари мне Детство!» (учитель Зайцева Н.Ю.).

В работу с одаренными детьми учителя внедряют информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения.

Недостатками в работе учителей гуманитарного цикла с одаренными обучающими являются:

- недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимаются во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность к участию в подобного рода мероприятиях;

- разработка индивидуальных программ работы с одаренными детьми с целью качественной подготовки к районным и областным турам предметных олимпиад и конкурсов.

Немаловажную роль в повышении познавательной деятельности учащихся играет внеклассная работа. Эти мероприятия способствуют воспитанию вежливости, культуре поведения, формированию интеллектуального, нравственного и эстетического потенциалов.

В этом учебном году интересными были различные конкурсы по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя.

Многие учителя в ходе конкурсов проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создает праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять их в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения конкурсов вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое количество участников. Победителям различных творческих конкурсов вручены грамоты.

Систематическая работа велась по методическому обеспечению учебного плана; тщательно проанализированы содержание, результаты работы по различным учебникам, используемым учителями, преемственность и логичность, взаимосвязь по параллелям и годам обучения, отобраны определенные комплекты учебников и их методическое сопровождение.

Комфортная образовательная среда предполагает хорошую развитую кабинетную систему, отвечающую современным требованиям. Формируется банк данных СD, DVD, аудио и видео кассет по всем предметам школьной программы. Кабинеты учителей гуманитарного цикла оснащены компьютерами, системами проектной демонстрационной работы, а также необходимыми средствами для интернет-деятельности. Все это помогает учителям, оказывает положительное воздействие на организацию учебных и внеклассных мероприятий, результативность обученности учащихся.

Проанализировав работу школьного МО учителей гуманитарных дисциплин, следует отметить, что все учителя-предметники работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

Однако в следующем учебном году следует продолжить:

- работу с учащимися по подготовке к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ;

-работу по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме;

-развитие связной устной и письменной речи учащихся, освоение теории и практики написания сочинений, формирование навыков анализа текста различных стилей;

-выполнение задач исторического образования: развивать способности учащихся, учить осмысливать события и явления на основе исторического анализа, формировать ценности и убеждения, вырабатывать умения творчески анализировать, сравнивать факты, аргументировать собственные суждения;

-развитие у школьников способностей использовать иностранные языки как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Больше внимания уделять развитию навыков говорения с увеличением объема монологической речи, развивать и совершенствовать навыки аудирования аутентичных текстов;

-освоение и внедрение информационных технологий в практике коллективной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей с целью формирования познавательных интересов, повышение эффективности преподавания предметов гуманитарного цикла;

-работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференцию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу;

-более интенсивно внедрять в практику работы личностно-ориентированные методы обучения, что позволит реализовать уровневый подход в изучении предметов гуманитарного цикла;

-шире использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся;

-внести практику проведения недель предмета, т. к. это влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает образовательный уровень, обучает детей самостоятельности и творчеству.