|
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью наглядно-игровых приемов. Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед мдоу «Детский сад «Березка»
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью наглядно-игровых приемов.
Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Березка» с.Апача Усть-Большерецкий район Камчатский край.
Нарушения устной речи могут послужить причиной неуспеваемости детей в школе, так как они затрудняют овладение чтением и письмом. Достаточно часто речевые дефекты наблюдаются в звукопроизношении.
Важное место при формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
При подготовке и проведении индивидуальных занятий логопед должен соблюдать следующие требования:
- сформулировать тему и цель занятия;
- определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
- постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
- разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
- учитывать зону ближайшего развития ребенка;
- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
- кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
-использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Цели индивидуального логопедического занятия:
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
- развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
- совершенствование лексико-грамматических конструкций;
- развитие неречевых психических процессов;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Очень длительный и трудоемкий этап в формировании звукопроизношения – этап автоматизации звука. С точки зрения высшей нервной деятельности — это введение вновь созданной и закрепленной связи речевого звука в более сложные структуры — слова и фразы.
На этом этапе всю работу следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.
Поэтому на индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя речи.
Необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи - активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная координация пальцев рук, неточность движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой - будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.
На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.
Автоматизация звука – достаточно длительный и трудоемкий этап. Его трудно спрогнозировать по срокам, так как он зависит от уровня развития фонематических процессов ребенка, от уровня развития речеслуховой памяти, самоконтроля и других факторов. Поэтому в копилке логопеда должно быть огромное количество наглядно-игровых приемов, с помощью которых можно добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков.
На занятиях можно использовать следующие игровые приемы: «К нам пришел гость», « Мы идем в гости», «Подарки друзьям», « Посылка», « Письмо», « Поле чудес»,
« Лесная школа», «Занятие — сказка» и другие.
В предложенном конспекте занятия по автоматизации поставленного звука применяются разнообразные методические приемы: договаривание слов, замена первого звука в слове на автоматизируемый звук, добавление недостающего слова в рифмованном тексте. Эти увлекательные упражнения превратили занятие в игру.
Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения.
Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах».
Цель:
1. Закрепить произношение звука [ш] в словах в разной позиции.
2. Формировать умение самостоятельно подбирать слова на звук [ш].
3. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
4.Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование:
1. Предметные картинки: карандаш, машина, книжка, шляпа, дедушка, подушка, мишка, шорты, лягушка; хлеб, орехи, муравьи, воробей, корова, горох, рыба, петух, мальчик, девочка, камни, мама; подушка, кукушка, кошка, пушка, ромашка, вишня, неваляшка.
2. Шапочка-маска медведя.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Отгадывание загадок.
- С дерева свалился Мишка.
Что на лбу у Мишки? (шишка).
- Лучший хоккеист Илюшка!
Чем забил все шайбы? (клюшкой).
- Чтоб нарисовать шалаш,
Мне нужен острый... (карандаш).
II. Основная часть.
1. Сообщение темы.
Логопед: «Вспомни и назови слова - отгадки. Какой звук встречается во всех словах - отгадках?».
Ребенок: «Звук [ш]».
Логопед: « Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш] в словах».
2. Упражнение «Запомни, повтори и найди соответствующую картинку».
Логопед называет слово, ребенок повторяет за логопедом слово и находит соответствующую картинку.
Слова: «Хлебушек, орешки, муравьишка, воробышек, коровушка, горошек, рыбешка, петушок, мальчишка, девчушка, камешки, матушка».
3. Упражнение «Назови картинку».
Логопед показывает картинку, а ребенок называет ее, выделяя артикуляцией звук [ш].
Логопед:
Мы со звуком Ш играем
И картинки подбираем:
Ребенок:
Карандаш, машина, книжка,
Шляпа, бабушка, малышка,
Ландыш, дедушка, подушка,
Мишка, шортики, лягушка.
4. Упражнение «Добавь последний слог».
Логопед произносит начало слова, а ребенок договаривает его, добавляя слог –ши:.
шала - ... (ши)
малы - ... (ши)
камы - ... (ши)
голы - ... (ши)
ланды - ... (ши)
5. Физминутка.
Координация речи с движением.
Ребенок совместно с логопедом произносит текст физминутки и выполняет соответствующие движения в шапочке-маске медведя.
«Мишка и шишка».
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
6. Упражнение «Добавь недостающее слово».
Логопед произносит фразу, а ребенок договаривает ее, выделяя утрированно звук [ш].
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши... (каша).
Клеить детские игрушки
Поручается... (Андрюшке).
Со своим большим мешком
Еле - еле шел... (пешком).
Говорит мартышка мышке:
- Я была в гостях у... (мишки).
7. Упражнение «Назови ласково».
Логопед произносит слово, а ребенок произносит новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выделяя голосом звук [ш].
солнце - ... (солнышко)
зима-...(зимушка)
дед - ... (дедушка)
изба - ... (избушка)
камень - ... (камешек)
штаны - ... (штанишки)
шапка-...(шапочка)
8. Упражнение «Замени первый звук».
Логопед произносит слово, ребенок заменяет первый звук в данном слове на звук [ш]».
тапка - ... (шапка)
порох - ... (шорох)
майка - ... (шайка)
мишка - ... (шишка)
мыло - ... (шило)
мина - ... (шина)
9. Упражнение «Подбери картинку».
Логопед произносит короткую рифмовку, а ребенок подбирает картинку и называет ее.
Ашка, ашка, ашка — назову ... (ромашка).
Яшка, яшка, яшка — назову ... (неваляшка).
Ишня, ишня, ишня — назову ... (вишня).
Ошка, ошка, ошка — назову ... (кошка).
Ошка, ошка, ошка — назову ... (гармошка).
Ушка, ушка, ушка — назову ... (пушка).
Ушка, ушка, ушка — назову ... (подушка).
Ушка, ушка, ушка — назову ... (кукушка).
III. Итог занятия.
Логопед: «Какой звук мы учились правильно произносить?
Ребенок: «Звук [ш].
Логопед: «Ты очень хорошо отвечал на вопросы, старался правильно произносить звук [ш]. За это я даю тебе шарик».
|
|
|