|
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей Описание форм итоговой аттестации в детском объединении Выставка
Анищенко И.Н. – методист МКОУ ДОД Центра детского творчества
Дубовского муниципального района
Волгоградской области
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении
Выставка. Форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки может выдаваться диплом или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения обучающихся.
Диктант. Форма представляет собой систему контрольно-диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого учащиеся самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или итого объекта (предмета). Обучающимся раздают индивидуальные карточки с названием того или итого инструмента, например, «Молоток», «Пила», «Рубанок» и т.п. Далее педагог зачитывает набор разнообразных признаков. Каждый учащийся должен выбрать только те, которые непосредственно относятся к его инструменту. Условно это задание называется диктантом.
Вот примерный текст одного диктанта:
1. Служит для забивания чего-нибудь, ударов по чему-нибудь.
2. Инструмент в виде деревянной колодки с широким наклонно поставленным лезвием внутри.
3. Служит для разрезания дерева, металла.
4. Инструмент клиновидной формы.
5. Инструмент, состоящий из тонкой пилки и рамки.
6. Используется для рубки металла, обработки камня; в процессе работы по нему ударяют.
7. Инструмент, представляющий собой стальную зубчатую пластину или диск.
8. Служит для строгания древесины.
9. Инструмент, состоящий их металлического или деревянного бруска, насаженного под углом на рукоятку.
10. Используется для узорного выпиливания.
Сделанные детьми в ходе диктанта грамотные описания изучаемых объектов, с одной стороны, становятся образцом для описания других объектов, с другой – способствуют формированию целостного и адекватного образа объекта.
Зачёт. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета учащиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной и письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, тематических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.
Игры. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.
Игра «Крестики – нолики». Крестики-нолики – интеллектуально-творческая игра, позволяющая использовать её в любой области знаний. В каждой их 9 клеток поля вписаны вопросы и задания. Команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со знаками «Х» и «О». Команда, вытянувшая «Х», называется «командой крестиков» и начинает игру. Выбрав одну из 9 клеток, команда отвечает на вопрос и выполняет практическое задание. В случае верного ответа команда имеет право поставить свой знак на игровом поле на место только что сыгранного конкурса. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к команде соперников. В игре побеждают те, кому удалось поставить три своих знака в один ряд или поставить на поле 5 своих знаков. По разделам программы «Ручные и машинные швы» обучающимся могут быть предложены следующие задания:
1. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками. Выполнить шов «назад иголку».
2. Нарисовать, как можно пришить пуговицу с 4 отверстиями. Пришить пуговицу «на ножке».
3. Объяснить, как выполняется прорезная петля. Выполнить «петельный шов».
4. Рассказать о видах декоративных швов. Выполнить «тамбурный шов».
5. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Выполнить «стачной шов».
6. Назвать основные части швейной машины. Выполнить «шов вподгибку с открытым срезом».
7. Объяснить, как заправляется верхняя нить в швейную машинку. Выполнить «запошивочный шов».
8. Объяснить, как заправляется нижняя нить в швейную машинку. Выполнить «двойной шов».
9. Дать определение понятиям: шов, строчка, ширина шва. Выполнить «накладной шов».
Реквизит: поле 3х 3, инструменты, приспособления и материалы для выполнения заданий.
Игра «Брейн – ринг». Игра «Вот какие наши руки!» Варианты заданий:
- кто быстрее и точнее выкроит по шаблону различные детали;
- кто больше расположит деталей на листе бумаги и сделает это экономичнее;
- кто назовет больше инструментов в течение определённого времени;
- кто за 1 минуту нанижет больше пуговиц на нитку.
Игра «Кто подарит этот букет?» Данная игра рассчитана на младший школьный возраст. Она может проводиться как в течение одного занятия, так и в более продолжительные сроки (например, при изучении одного раздела темы). Смысл её в следующем: каждый цветок букета и ваза вырезаются их цветной бумаги, количество деталей должно соответствовать количеству подготовленных педагогом вопросов и заданий для контроля; в процессе занятия детали будущего букета получают те учащиеся, которые правильно ответили на вопрос, раньше справились с заданием, качественно выполнили работу, смогли объяснить значение и смысл выполняемого задания, работали самостоятельно и т.д. в зависимости от тех критериев, которые выбрал педагог для контроля.
Игра «Диалог». По своей структуре игра напоминает «мозговой штурм». Формируются несколько команд. Вместо жетонов участники получают маршрутные листы по следующей форме: номер играющего, раунд, стол, номер карточки, оценка за ответ, фамилия. Чтобы маршрутный лист мог использоваться многократно, две последние графы имеют вкладыш (указывается фамилия и оценка за ответ).
Игра проводится следующим образом. Объявляется тема, даются вопросы для повторения, список литературы, указывается день. Перед занятием идет подготовка: расставляются столы, выдаются маршрутные листы, на столах раскладываются карточки с вопросами или практическими заданиями. Участники занимают свои места, им объясняют правила игры, и по сигналу ученики выбирают себе карточку. Даётся минута на обдумывание, и затем участники поочередно отвечают на вопросы своей карточки или выполняют практическое задание. Ответы комментируются играющими и оцениваются по определенной системе, оговоренной заранее. Согласованная оценка вносится в маршрутный лист. По окончании игры вкладыши собираются. В ходе игры педагог принимает участие в беседе за столом, а по окончании подводит итоги. Зная особенности группы, педагог может заранее готовить «экспертов». Положительное влияние на объективность оценки оказывает определение критериев оценки, которыми могут быть: полнота, логика и доказательность ответа, уверенность, грамотность, наличие вывода и обобщения и т.д. Помимо контроля знаний игра «Диалог» решает и другие учебные задачи: прививает навыки ведения диалогов, умения комментировать ответы, обосновывать оценку. Кроме того, совершенствуется речевая культура и развивается произвольное внимание.
Конкурс творческих работ. Форма итогового контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.
Консультация «Тридцать вопросов педагогу». Обучающиеся делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа называется командой, ей присваивается номер. Командам предлагается за 10 минут составить и написать по 30 вопросов педагогу, относящихся к данной теме. Дается очень мало времени, что является важным моментом. Работа «в цейтноте» заставляет учащихся входить в полубессознательный режим: в этом случае вопросы отражают реальное актуальное состояние знаний по изученной теме. Вопросы записываются на отдельном листе. После того как выделенное время пройдет, устраивается нечто, похожее на эстафету. В каждой команде выбирается спикер, который будет говорить от имени остальных. Первая команда задает первый вопрос. Спикер второй команды отвечает, при необходимости члены команды могут ему помочь. Педагог говорит «От себя добавлю…» и консультирует по затронутому вопросу, расширяя его, выстраивая в систему. Остальным командам предлагается зачеркнуть в своих списках номер вопроса, который обсуждался, если таковой в них имелся. Теперь спикер второй команды задает первый, не зачеркнутый вопрос из своего списка. Отвечает спикер 3 команды. Педагог добавляет от себя. Вопрос вычеркивается из всех списков. И так далее. Опыт показывает, что больше 1 командного круга не получается: работа быстро переходит в такую стадию, когда на вопросы отвечает только педагог, добиваясь тех целей, которые ставились перед консультацией. Такая форма позволяет получить педагогу очень полезную и почти не искаженную информацию.
Кроссворд. Кроссворд – задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная от числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются обычно существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности детей дается подробное или краткое объяснение термина. Значения слов лучше смотреть в словарях, энциклопедиях.
Реферат. Реферат – объемная работа описательного характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора. Работа над рефератом может включать в себя:
1) наработку теоретического материала по заданной теме (история, отличительные особенности и др.) по схеме:
- название;
- развернутый план;
- изложение темы;
- библиография;
- приложения;
2) разработку авторского изделия (эскиз, выкройки, технология изготовления и др.);
3) практическое применение.
Рейтинг( в переводе с английского – оценка, класс, разряд). За усвоение каждой темы обучающийся получает соответствующую сумму баллов, которые могут проставляться как в конце темы, так и по мере её изучения. Для учащихся старшего возраста возможно введение рейтинга, который будет представлять среднее арифметическое из оценки педагога, самооценки и оценки товарищей по учебной группе. Чтобы 3 составляющие рейтинга были равносильны между собой, берется среднее арифметическое оценки товарищей по группе.
Творческий отчет. Эта форма направлена на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.
Тест. Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной этап образовательного процесса.
Существуют следующие формы:
- тест различения содержит несколько вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один или несколько. Например, найдите на рисунке: плоский двойной узел; плоский одинарный узел; петельный узел; переплетенный узел;
- тест опознания требует от обследуемого узнать, правильно или нет сформулировано правило, определение или другая информация. Например: «Согласны ли вы с определением: брида – это ряд репсовых узлов, расположенных на одной нити? Да или нет? (Ненужное зачеркнуть)».
- тест на завершение отличается от других тем, что в нем вопрос или формулировка задания даются незаконченным предложением, которое опрашиваемый должен завершить. Например, допишите предложение: «Нити, вокруг которых завязывают узлы, называются…», «Нити, которыми завязывают узлы, называются…»;
- тест-задача с выбором ответа. В данном тесте опрашиваемому необходимо закончить определение, выбрав правильный вариант ответа. Например, выбери нужное предложение: «Узелковая нить – это: а) нить, которой завязывают узел; б) нить, вокруг которой завязывают узел».
Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой учащиеся взаимно опрашивают друг друга. Письменный контроль строится в индивидуальных формах. На занятиях контроля прикладных умений и навыков учащиеся выполняют практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.
Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей. Учебное занятие комплексного контроля строится на разнообразном сочетании форм учебной работы, например таких, как «Турнир знатоков», «Турнир – викторина», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и т.д. Такие учебные занятия реализуют воспитательный потенциал содержания, содействуют формированию ответственного отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности, формируют стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
|
|
|