|
Урока истории в 10 классе по теме: «Образование Древнерусского государства»
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального
образования город Краснодар гимназия № 18
Разработка
урока истории в 10 классе
по теме: «Образование Древнерусского государства»
Плукчи Наталья Ивановна,
учитель истории и обществознания
Тема урока: Образование Древнерусского государства
Цели:
1) образовательные задачи:
выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
2) развивающие задачи:
-
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
развивать умение работать в группах.
3) воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный, письменный.
Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками, письменно-графический (составление схемы).
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: ПК, планшеты учеников с выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран; презентация с присоединенными видео и аудио приложениями, карта «Древнерусское государство в IX - X вв»
Ход урока
“Русь! Русь! Вижу тебя,
из моего чудного,
прекрасного далека ....”
Н.В. Гоголь
1.Организационный момент.
2. Мотивация.
Просмотр видеофрагмента из фильма “Рюрик и его братья”
- Итак, вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами не помнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучить исторические вехи наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.
Цель нашего урока – выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, познакомиться с различными теориями возникновения государства у восточных славян.
3. Тема урока, план урока.
- Сегодня тема нашего урока звучит так: “Образование Древнерусского государства”. Нам предстоит рассмотреть:
1. Причины возникновения государства.
2. Создание единого государства Русь.
3. Теории возникновения государства.
Способ выхода из затруднения – дополнение исходных данных о возникновении Древнерусского государства. План достижения – поэтапная работа с документами и учебниками. Средства достижения – документы, видеоматериал, учебные пособия.
4. Актуализация знаний.
- Что такое государство? (организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом).
Теории происхождения государства.
- Какие теории происхождения государства вы знаете? (классовая - распад родовых отношений, появление неравенства; договорная - договор между людьми)
- Как шел процесс складывания государства у славян?
Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.
- Как же тогда мы и другие люди узнают о событиях прошлого?
Монах Нестор, “Повесть временных лет (ПВЛ)”
Вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”, написанной замечательным летописцем монахом Нестором в 12 в. в Киево - Печерском монастыре. “ПВЛ” - это и исторический источник, и литературный памятник одновременно.
- Д.С.Лихачев писал: “Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси”.
- Давайте и мы обратимся к историческому источнику в нашем учебнике.
5. Изучение нового материала.
Работа с историческим источником.
Прочитайте документ № 2 стр. 21 учебника и сделайте вывод, о какой стадии развития древнеславянского общества повествует автор? (о призвании на Русь варягов). Можно ли считать представленную информацию полной для ответа на вопрос о возникновении государства на Руси?(нет) Как вы думаете, какую дополнительную информацию о славянах необходимо получить, чтобы сведения о славянах, представленные в “ПВЛ” были более полными и достоверными?
- Таким образом, необходимо выяснить, какие предпосылки существовали у славян для образования государства.
Предпосылки у славян для образования государства.
Групповая работа с последующим фронтальным обсуждением выделенных предпосылок образования государства.
- По заданиям для своих трёх групп найдите ответ на вопрос "Какие предпосылки существовали у славян для образования государства?"
Фронтальная работа на доске: каждая группа вывешивает листы с выделенными предпосылками.
- А теперь рассмотрим отдельные предпосылки болеее подробно.
Предпосылка - наличие союзов славянских племен.
- Наличие союзов славянских племен: в течение всего 8 века шло формирование из отдельных небольших родственных племён крупных союзов; появилось по меньшей мере 15 таких союзов. Задание классу фронтально и одному ученику на экране у доски: с.64 учебника, найдите на карте “Древнерусское государство в 9-10 вв” и выделите на своих распечатанных картах эти племенные союзы: словене ильменские , кривичи, полочане , радимичи, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, уличи и тиверцы.
Предпосылка - развитие торговли, в т.ч. международной. “Торговый путь из варяг в греки”, карта “Древнерусское государство в 9-10 вв”.
- Вспомните, как назывался знаменитый торговый путь, зародившийся в 8-9 вв.?
Задание классу фронтально и одному ученику на экране у доски: найдите на карте в учебнике и отметьте на распечатанной карте этот путь.
“Торговый путь из варяг в греки”: Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – озеро Ильмень – р. Ловать – суда перетаскивали волоком р. Днепр – Черное море – Константинополь.
- Какое экономическое значение имел этот торговый путь (торговля товарами лесных промыслов преобладала, по мнению Ключевского В.О.)?
- Какое политическое значение имел этот торговый путь ( славяне познакомились с варягами)?
- Какое внешнеполитическое значение имел этот торговый путь(торговля с Византией играла важную роль в установлении и дипломатических отношений между двумя странами)?
Предпосылка - возникновение городов.
Древние города по карте “Древнерусское государство в 9-10 вв”.
- Возникновение городов. Русь называли страной городов – Гардарики. Наиболее ранние города, которые появились в 9-10 веках – это: Белгород (980), Белоозеро (862), Изборск (862), Искоростень (946), Киев (по летописи относится к древнейшим временам), Ладога (862), Любеч (882), Муром (862), Новгород (862 г.), Переяславль (907), Полоцк (862), Псков (903), Ростов (862), Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов), Чернигов (907).
Предпосылка - усиление роли военной знати, усиление роли военной знати, возникновение имущественного неравенства.
Обсуждение выделенных учениками предпосылок.
- Усиление роли военной знати - князь, дружина (центральная власть, где силой, где по доброй воле объединяла территорию, где проживали племена), появление системы правления, переход к соседской общине (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества (сложилась многоступенчатость общества, т.е. четкая иерархия: князь-дружинники-племенная знать-люди(смерды)-челядь-холопы), угроза нападения внешних врагов (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги).
Распределение всех предпосылок на четыре группы. Составление кластера на доске и последующее его сравнение со слайдом (слайд показать только после группировки предпосылок на 4 группы).
- Так какие же группы предпосылок мы выделили и как их можно объединить? (Учитель покрывает ответы детей на листах А4, вывешенных ранее, листами с правильными названиями групп предпосылок).
Выделили 4 группы:
политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати - князь, дружина, появление системы правления);
экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);
-
социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);
внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов).
- Итак, мы выяснили, какие сложились предпосылки у славян необходимые для создания государства: политические, экономические, социальные, внешнеполитические.
Проведение физкультминутки
Признаки формирования государства.
- Давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство? Признаки государства:
1. Единство территории (карта).
2. Публичная власть (Верховная власть носила в древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси).
3. Суверенитет (Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства).
4. Законодательная деятельность (Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в “Русской Правде”. Однако Н. М. Карамзин считал существование письменного закона в Древней Руси вполне возможным.).
5. Налоговые сборы. (Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал “дым”, то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. Как сообщает историк С.М. Соловьев, “некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала”. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси, “От рала” — т.е. с плуга или сохи.)
- На Руси, как выяснили, все признаки государства были представлены. Но государство носило раннефеодальный характер(сохранялось вече, свободное население).
- Вспомните, когда возникло государство на Руси?
Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на протяжении VI – IX вв. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства: на северо-западе - Новгород, на юге – Киев. Север представлял собой объединение славянских, финских и балтских племен. В 862 году этим объединением стал править выходец из Скандинавии, князь из варяжского племени Русь Рюрик. На юге объединились поляне. северяне, вятичи.
862 год стал считаться датой образования древнерусского государства.
- Почему именно эти племена?
Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная восточнославянская государственность, в ходе формирования которой и проявилось двоецентрие. Преодолеть которое попытается князь Олег, предпринявший свой знаменитый поход из Новгорода в Киев, в 882г. и объявив его “матерью городов русских”.
Свидетельства “ПВЛ” о строительстве Киева и призвании варягов привели к возникновению спора учёных-историков.
В.О. Ключевский отмечает: “В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории”. Первый сформулирован во второй четверти XVIII в. Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером, второй – В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Спор этот остается актуальным до сих пор.
Теории возникновения государства.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в этой проблеме. Трое из вас получили опережающее задание познакомиться с содержанием существующих теорий происхождения государства.
Фронтальное задание классу: прослушать выступления трёх докладчиков (опережающее задание на дом) из трёх рабочих групп и записать в тетрадь тезисно содержание всех теорий.
-Какая теория вам ближе? Поддерживают участники группы ваше мнение? Какие из аргументов вы можете принять? Поддерживаете ли теорию, представленную вашей группой?
- Кроме вышеназванных теорий существует ещё великое множество и других , например: ирано-славянская теория, кельто-славянская теория, индо-иранская теория, хазарская теория. Таким образом, проблема возникновения государства у восточных славян не имеет однозначного ответа.
Значение образования государства Киевская Русь.
Фронтальное обсуждение с опорой на слайд.
- Значение Киевской Руси заключается в следующем:
а) Киевская Русь стала первым государством восточных славян, ускорила перерастание последней стадии развития первобытнообщинного строя в более прогрессивный феодальный; этот процесс создал благоприятные условия для развития хозяйства и культуры;
б) образование Киевской Руси способствовало укреплению обороноспособности восточнославянского населения, предотвратив его физическое уничтожение со стороны кочевников (печенегов, половцев и т.д.);
в) сформировалась древнерусская народность на основе общности территории, языка, культуры, психического склада;
г) Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе; международное значение Киевской Руси состоит в том, что она повлияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке; русские князья поддерживали политические, экономические, династические связи с Францией, Швецией, Англией, Польшей, Венгрией, Норвегией, Византией;
д) Киевская Русь положила начало государственности не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения Севера и др...);
е) Киевская Русь выступала восточным форпостом европейского христианского мира, она сдержала продвижение орд степных кочевников, ослабила их натиск на Византию и страны Центральной Европы.
ж) Русь развивалась как часть общемировой цивилизации.
6. Закрепление изученного материала.
Решение мини-теста. Устная работа фронтально.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Достигнута ли цель урока?
У кого остались вопросы по данной теме?
Было ли вам комфортно работать в группе?
Важна ли эта тема для вас? А какое место эта тема занимает в курсе истории России?
Сможете вы дать ответ на вопрос о предпосылках образования древнерусского государства на ЕГЭ по истории?
7. Запись домашнего задания. (п.1, в.№3)
- Патриотизм можно определить как любовь к своей государственности. Любите свою страну, изучайте её историю.
Спасибо всем за внимание.
|
|
|