|
Урок «Обучение грамоте»
Урок «Обучение грамоте».
Этапы урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД
|
Организационный момент.
(Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения)
ΙI. Актуализация знаний
II. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи.
ΙΙI. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
|
Дети стоят и говорят слова:
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне
Посмотрите на соседа, улыбнитесь, мы начинаем урок обучения грамоте.
Сегодня утром мне передали этот конверт:
Кому: ученикам 1 «Б» класса, школы №15.
Откроем? Да здесь письмо. (слайд 2)
Профессор Грамматики просит помочь ему разгадать ребус.
Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус. (слайд 3)
Прочитайте хором, какое слово получилось?
Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) 4 4
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Предположения детей)
- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина. Продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.
1. Посмотрите на запись: родина Родина. (слайд 4)
- Что вас удивило? Не знаете почему разное написание одинаковых слов? 1
- Вот то новое, что вы узнаете сегодня на уроке.
- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина? 2
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.
Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
- Как называется наша страна? И вот когда мы будем говорить о нашем государстве, о нашей общей Родине, то слово будем писать с большой буквы. (слайд 5)
Как называется наш город? Когда мы говорить о маленькой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. (слайд 6, 7)
|
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания
V. Итог
VI. Домашнее задание (по желанию
|
- Много стихов сложено о Родине. Ученики прочитают стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говориться о маленькой родине, а в каком о стране. 4, 5 (слайды 8- 20)
Сергей Васильев
Россия.
… Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом: «Русь».
|
Зоя Александрова
Родина
Если скажут слово – Родина.
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки береза-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
|
Высказывания предположений, обоснования ответов. 3,1, 2
Много стихов сложено поэтами о городе Владимир. (показ сборников стихов)
Физпауза.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки - плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
Работа в «Букваре» (с. 96–97). 1 3 3 4 7
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением великого русского педагога и писателя К.Д.Ушинского. (слайд 21)
Прочитайте название рассказа: «Наше Отечество».
а) Как вы понимаете слово "Отечество"?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разобраться на примере имени. Меня зовут Наталья. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Наталья Владимировна: Наталья, дочь Владимира.
- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.) 2
б) Работа с текстом до чтения:
- Прочитайте ключевые слова: Отечество отцы Родина матушка (слайд 22)
– Россия, рассмотрите иллюстрацию к тексту, сделайте предположение, о чем будем читать?
- Мы будет читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.
б) Работа с текстом во время чтения.
Этот текст имеет очень большое воспитательное значение, поэтому первый раз его читает учитель.
Чтение по предложениям с комментариями.
в) Работа с текстом во время чтения (аналитическое чтение):
После 2-го предложения:
- Почему Россию мы зовем Отечеством? 1
(В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)
Как можно назвать слова Отечество отцы? – это однокоренные слова.
На доске появляется карточка, на белом фоне написано слово ОТЕЧЕСТВО.
Физпауза (для глаз, снятие статического напряжения)
- Ребята, нам встретилось выражение «испокон веку». Как вы его понимаете?
( В словаре Ожегова – издавна, с давних времен.) Показ словаря.
После 3-го предложения:
- Почему мы Россию зовем Родиной? Какие однокоренные слова встретились? (Родина, родились, родным)
- Назовите еще однокоренные слова к слову Родина (род, родник, родиться, родитель, родимый). (слайд 23)
- Какой корень у этих слов? – род –
На доске появляется карточка, на синем фоне написано слово РОДИНА.
- Почему писатель сравнивает Родину с мамой? (вскормила, вспоили, выучила языку, защищает и бережет) (слайд 24)
На доске появляется карточка, на красном фоне написано слово МАТЬ.
Посмотрите внимательно на доску, что образовалось из карточек, на которых написаны слова ОТЕЧЕСТВО
Р О Д И Н А
М А Т Ь
(Флаг – символ России)
Чтение последнего предложения.
г) Работа с текстом после чтения:
- Может быть у человека две или три Родины? (нет)
Почему? (Родина – как мать и она у человека одна)
Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как мать и она у человека одна) (слайд 25)
- Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в тексте?
- Вернемся к иллюстрации. (слайд 26) К какой части текста она нарисована? (ко всему тексту, дает представление о просторах, красоте родной земли) 4 6
Игра «собери пословицу». Работа в группах. 4
Профессор Грамматики предлагает игру, в которой вы будете собирать пословицы. Они разрезаны на 2 части.
Какие пословицы получились? (слайд 27)
1. Земля, на которой родился, золотая.
2. На чужой земле и весна не красна.
3. Родина – мать, умей за нее постоять.
- О чем эти пословицы?
- Какое произведение читали?
- Что нового на уроке узнали?
– Сколько абзацев в тексте?
– Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»?
– В каком году он был написан Ушинским?
– Кто представляет, как давно это было?
– Почему же сегодня дети снова читают текст, написанный так давно?
– Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.)
Вывод: Любовь к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Когда вы вырастите, вы сможете сделать много доброго, полезного, чтобы Россия стала еще сильнее и краше. Родина – как мама, которая верит в ваше будущее, надеется на вас, что вы сможете ее в трудный момент защитить, как сделали в прошлом ваши деды, прадеды.
- О Родине мы с вами беседовали и на уроках окружающего мира. И вы выполняли задания по группам. Вам нужно было нарисовать:
1. Свою семью
2. Свою школу, класс.
3. Свой дом, двор. (слайд 28)
Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети выходят к доске со своими рисунками)
Вы сегодня хорошо поработали, были активными, дружными. Прочитайте напутствие от Профессора Грамматики: (слайд 29)
Будь достоин Родины своей!
Подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию «Моя Родина» (изобразить родные картины природы, кото-рые вы любите, которые вам особенно дороги).
Читать текст «Наше Отечество».
|
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
4) эстетическое воспитание.
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно анализировали слова .
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
* Отметить учеников, которые высказывали свои предположения.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
* Отметить учеников, которые правильно читали слова и определяли лексическое значение.
* Отметить учеников, которые правильно читали и дополняли предложения.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы по тексту.
|
|
|