Главная страница

Урок «Обучение грамоте»


Скачать 125.44 Kb.
Название Урок «Обучение грамоте»
Дата 16.02.2016
Размер 125.44 Kb.
Тип Урок

Урок «Обучение грамоте».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент.

(Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения)

ΙI. Актуализация знаний


II. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи.


ΙΙI. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Дети стоят и говорят слова:

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на Земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне

Посмотрите на соседа, улыбнитесь, мы начинаем урок обучения грамоте.



  • Сегодня утром мне передали этот конверт:


Кому: ученикам 1 «Б» класса, школы №15.


  • Откроем? Да здесь письмо. (слайд 2)


Профессор Грамматики просит помочь ему разгадать ребус.
Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус. (слайд 3)


Прочитайте хором, какое слово получилось?

Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) 4 4
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Предположения детей)

- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина. Продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.
1. Посмотрите на запись: родина Родина. (слайд 4)

- Что вас удивило? Не знаете почему разное написание одинаковых слов? 1

- Вот то новое, что вы узнаете сегодня на уроке.

- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина? 2

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
- Как называется наша страна? И вот когда мы будем говорить о нашем государстве, о нашей общей Родине, то слово будем писать с большой буквы. (слайд 5)

Как называется наш город? Когда мы говорить о маленькой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. (слайд 6, 7)


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


ΙΙΙ. Применение нового знания

V. Итог

VI. Домашнее задание (по желанию

- Много стихов сложено о Родине. Ученики прочитают стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говориться о маленькой родине, а в каком о стране. 4, 5 (слайды 8- 20)

Сергей Васильев

Россия.

… Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом: «Русь».


Зоя Александрова

Родина

Если скажут слово – Родина.

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!


Высказывания предположений, обоснования ответов. 3,1, 2

Много стихов сложено поэтами о городе Владимир. (показ сборников стихов)

Физпауза.
Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сторону руки - плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложим назад.
Работа в «Букваре» (с. 96–97). 1 3 3 4 7
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением великого русского педагога и писателя К.Д.Ушинского. (слайд 21)

Прочитайте название рассказа: «Наше Отечество».
а) Как вы понимаете слово "Отечество"?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разобраться на примере имени. Меня зовут Наталья. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Наталья Владимировна: Наталья, дочь Владимира.

- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.) 2

б) Работа с текстом до чтения:

- Прочитайте ключевые слова: Отечество отцы Родина матушка (слайд 22)

– Россия, рассмотрите иллюстрацию к тексту, сделайте предположение, о чем будем читать?

- Мы будет читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.

б) Работа с текстом во время чтения.

Этот текст имеет очень большое воспитательное значение, поэтому первый раз его читает учитель.

Чтение по предложениям с комментариями.

в) Работа с текстом во время чтения (аналитическое чтение):

После 2-го предложения:

- Почему Россию мы зовем Отечеством? 1

(В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)

Как можно назвать слова Отечество отцы? – это однокоренные слова.

На доске появляется карточка, на белом фоне написано слово ОТЕЧЕСТВО.
Физпауза (для глаз, снятие статического напряжения)
- Ребята, нам встретилось выражение «испокон веку». Как вы его понимаете?

( В словаре Ожегова – издавна, с давних времен.) Показ словаря.

После 3-го предложения:

- Почему мы Россию зовем Родиной? Какие однокоренные слова встретились? (Родина, родились, родным)

- Назовите еще однокоренные слова к слову Родина (род, родник, родиться, родитель, родимый). (слайд 23)

- Какой корень у этих слов? – род –

На доске появляется карточка, на синем фоне написано слово РОДИНА.

- Почему писатель сравнивает Родину с мамой? (вскормила, вспоили, выучила языку, защищает и бережет) (слайд 24)

На доске появляется карточка, на красном фоне написано слово МАТЬ.

Посмотрите внимательно на доску, что образовалось из карточек, на которых написаны слова ОТЕЧЕСТВО

Р О Д И Н А

М А Т Ь

(Флаг – символ России)

Чтение последнего предложения.

г) Работа с текстом после чтения:

- Может быть у человека две или три Родины? (нет)

Почему? (Родина – как мать и она у человека одна)

Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как мать и она у человека одна) (слайд 25)

- Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в тексте?

- Вернемся к иллюстрации. (слайд 26) К какой части текста она нарисована? (ко всему тексту, дает представление о просторах, красоте родной земли) 4 6

Игра «собери пословицу». Работа в группах. 4

Профессор Грамматики предлагает игру, в которой вы будете собирать пословицы. Они разрезаны на 2 части.

Какие пословицы получились? (слайд 27)

1. Земля, на которой родился, золотая.

2. На чужой земле и весна не красна.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

- О чем эти пословицы?
- Какое произведение читали?

- Что нового на уроке узнали?

– Сколько абзацев в тексте?

– Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»?

– В каком году он был написан Ушинским?

– Кто представляет, как давно это было?

– Почему же сегодня дети снова читают текст, напи­санный так давно?

– Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.)
Вывод: Любовь к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Когда вы вырастите, вы сможете сделать много доброго, полезного, чтобы Россия стала еще сильнее и краше. Родина – как мама, которая верит в ваше будущее, надеется на вас, что вы сможете ее в трудный момент защитить, как сделали в прошлом ваши деды, прадеды.

- О Родине мы с вами беседовали и на уроках окружающего мира. И вы выполняли задания по группам. Вам нужно было нарисовать:

1. Свою семью

2. Свою школу, класс.

3. Свой дом, двор. (слайд 28)

Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети выходят к доске со своими рисунками)

Вы сегодня хорошо поработали, были активными, дружными. Прочитайте напутствие от Профессора Грамматики: (слайд 29)

Будь достоин Родины своей!
Подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию «Моя Родина» (изобразить родные картины природы, кото-рые вы любите, которые вам особенно дороги).

Читать текст «Наше Отечество».

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

4) эстетическое воспитание.


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:
Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно анализировали слова .

ΙΙ. Постановка учебной проблемы


* Отметить учеников, которые высказывали свои предположения.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

* Отметить учеников, которые правильно читали слова и определяли лексическое значение.

* Отметить учеников, которые правильно читали и дополняли предложения.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы по тексту.