Главная страница

Умк: учебный комплекс под редакцией С. И. Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов. Тип урока: Открытие нового знания


Скачать 116.09 Kb.
Название Умк: учебный комплекс под редакцией С. И. Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов. Тип урока: Открытие нового знания
С.И.Львовой
Дата 12.02.2016
Размер 116.09 Kb.
Тип Учебный комплекс

Лошкова Т.Н., учитель русского языка

и литературы

МОУ «Заклинская средняя школа»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс.

Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»;

формировать умение использовать синонимы и антонимы для объяснения лексического значения слова;

познакомить учащихся со словарем синонимов и антонимов;
средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;
воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному  языку , чувство взаимоуважения.

Приемы и методы: подводящий диалог, практикум.

УУД: Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Познавательные: извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия: лексикология, лексическое значение, лексикон, синонимы, антонимы.

Межпредметные связи: литература, история.

Ресурсы: Наглядный материал, учебник, презентация, словари.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Правила посадки.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.

Сформулируйте цель урока.

Наводящие вопросы: какие понятия повторим? Чему будем учиться?

(повторить понятия «синонимы», «антонимы», научиться использовать их для объяснения лексического значения слов)
Прочитайте эпиграф к уроку:

«Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

                                             А.Н.Толстой

-Какие особенности русского языка отмечает А.Н.Толстой?
Прочитайте еще одно высказывание:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом» К. Паустовский.

О словах русского языка и о чудесах, которые с ним можно творить пойдет у нас речь. Продолжаем работать с разделом «Лексикология». Термин на доске!

- Что изучает лексикология?




Записывают в тетрадь:

Первое октября.

Классная работа.

Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.
Целеполагание. (повторить понятия «синонимы», «антонимы», научиться использовать их для объяснения лексического значения слов)

А.Н. Толстой отмечает, что русский язык «яркий», «меткий», « певучий и богатый».

Лексикология изучает лексику или словарный состав языка.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками.


2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Опрос фронтальный:

- Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое «лексическое значение слова»? ( то, что оно обозначает)

- Перечислите способы толкования лексического значения слова. Сколько их?

(5: краткое толкование слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, по картинке)
М. Горький сказал: « Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму».
- Что такое лексикон?

Запишите определение в тетрадь.

- А зачем надо расширять свой лексикон?

(Если у человека богатый лексикон, то с ним интересно общаться, ведь он знает много слов.)

Но часто бывает и так, как в стихотворении А. Барто.

Прочитайте выразительно стихотворение.(подготовленные ученики по ролям)

Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придет мой старший брат, он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а я им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла!
-Вы поняли, что хотел сказать мальчик? Я- нет. Что можно сказать о лексиконе мальчика? (бедный). Т.е. у героя очень маленький словарный запас.

- А сколько слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях)


- Какие словари помогут нам объяснить значение слова?

- На уроках истории вы пользуетесь терминами «археология», «хронология», астрономия». Объясните лексическое значение слов. Слова на доске! (подготовленный ученик)

Почему эти термины используются в курсе истории Древнего мира?


Учащиеся отвечают на вопросы.
Лексическое значение слова –это.. то, что оно обозначает.

Записывают: Лексикон – словарный запас человека. Почему ставится тире?

Ответы учащихся.


Индивидуальное задание: чтение стихотворения по ролям.

В «Толковом словаре Ожегова» более 70 тыс. слов, а в «Словаре современного русского литературного языка» - 120 тыс. слов.


Подготовленный ученик.


Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.



3. Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов. Цель: восприятие и осмысление новой темы.


- Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина

- Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок?
Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

Мимо острова буяна…

И знакомая страна

Вот уж с пристани видна…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.
- Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?

- Для чего Пушкин использует синонимы?
Прочитайте ещё один отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.
Осень

Унылая пора! Очей оч…рованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы ув…данье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в…лнистою покрыты н…беса,

И ре…кий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой з…мы угрозы.
Запишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.
-Как вы понимаете слово багрец?

- Поясните с помощью синонимов лексическое значение прилагательных (письменно).
Унылая (пора) – (грустная, тоскливая);

пышное (увяданье) – (красивое);

редкий (луч) – (не частый).
-В чем выразительность этих слов? (слова-эпитеты)

- Вспомните, что такое эпитеты? ( яркие, образные прилагательные)

-Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо пушкинских определений синонимы. Каков, по-вашему, результат эксперимента? Что изменилось? Стало лучше или хуже?
Смотрим упр. 105. Выполняем устно.




Отрывок взят из ... («Сказка о царе Салтане»)


(Судно и корабль – это слова, близкие по смыслу, т.е. синонимы).

(Синонимы используются для того, чтобы избежать повторов и добиться большей выразительности)

(Багровый цвет – красный густого, темного оттенка)

Учащиеся выполняют упражнение.

Работают со словарем синонимов.


Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.




Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.Стилистическая окраска синонимов. Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

6. Объяснение лексического значения слов путем подбора антонимов.

-Ребята, обратите внимание: в словаре синонимов к слову бедный подобран синоним убогий и стоит пометка – устар. Зачем нужна такая пометка?
Так ли мы ответили на вопрос? Поможет учебник. Открываем его на странице 50.

Работаем с теорией. Прочитайте самостоятельно и ответьте на вопросы:

- На что указывают пометы? (Пометы указывают на стилистическую окраску)

_Что означает помета «Книжное»? «Разговорное»?

- О чем говорит отсутствие помет?
Упр. 108. (частично письменно)

Прочитайте текст.

Найдите в тексте синонимы. Выпишите их.
Употребление каких их них уместно только в разговорной речи?

- А теперь время игры. Закончите строчки.
И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь … .(низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь … . (близко)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты … . (найду)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты … . (храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай … . (конец)
- Какое явление наблюдается в этом стихотворении? (антонимия)

-Что такое антонимы?
Упр.111 Найдите антонимы в пословицах.

Дети отвечают.

Облапошил-обманывает -надуть



Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Самостоятельная работа ученика………………….

  1. Напиши синонимы к словам:

Твердый

Большой

добрый

  1. Напиши антонимы к словам:

Далёкий

Длинный

веселый

  1. Поставь словам пометы (нейтр., книжн., разгов.)

Украсть, похитить, стибрить

Глаза, очи


Учащиеся выполняют задание.



Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

  1. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Вот и подошел к концу урок.

- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Чему мы с вами научились?
- Какие трудности возникли? Что получилось? Что не получилось?

- Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной)

Оценки за активную работу на уроке….




Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.




Домашнее задание: Упр. учебника….

Теория параграф 11, упр.109