| 
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
       | 
      
        
          Перспективное планирование формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по средствам фольклора
          
          
            
              
                 
                Перспективное планирование формирования 
                 
                у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по средствам фольклора. 
                 
                Цель: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям. 
                 
                ЗАДАЧИ: 
                
                   
                  создание предметно-развивающей среды в группе;
  
                   
                  формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;
  
                  - 
                    
 
                    прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям; 
                   
                 
                
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                     
                    месяц
  | 
                     
                    Тема
  | 
                     
                    Занятие.
  | 
                     
                    Народные приметы
  | 
                     
                    Совместная деятельность.
  | 
                   
                  
                     
                    Сентябрь-(Рюень)
  | 
                     
                    Фрукты 
                     
                    И овощи.
  | 
                     
                    Лепка: 
                     
                    Тема: «У медведя во бору грибы ягоды беру. 
                     
                    Задачи: учить лепить скульптуру медвежонка, передавая форму, пропорции, характерные детали. 
                     
                     
                    Рисование: 
                     
                    «Дары с нашего огорода.» 
                     
                    Задачи: учить составлять и изображать натюрморт, сочинять сказку по его содержанию. 
                     
                    
  | 
                     
                    Народные приметы. «Гром в сентябре — к теплой осени. 
                    Тихи сентябрьские дни — нарядно бабье лето. 
                    Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме. 
                    Сентябрь — румянец осени, чародей цветов и плодов.» 
                    Зовут еще сентябрь задумчивым — деньки-то солнечные коротки. 
                     
                    
  | 
                     
                    1. Чтение сказки «Царевна-лягушка» «Крылатый , мохнатый да масленый.» 
                     
                    2. Пальчиковая гимнастика,«Осень»с-«Засолка капусты»с-5 
                     
                    3. Дидактические игры :«Волшебный мешочек.», Лото «фрукты и овощи» 
                     
                    4. Беседа о лете «Что летом родится - зимой пригодится» 
                     
                    5. Игра –драматизация «Петушок и бобовое зернышко.» 
                     
                    6. Проговаривание скороговорки» 
                     
                    «Медвежонок неуклюжий…»с-9 
                     
                    «Осень в парке красит листья»с-4, 
                     
                    «У Аграфены и Арины растут георгины.» 
                     
                    8.21 сентября - Осенины (изготовление кормушек ) 
                     
                    9. Логоритмичесие упражнения: «Квашня.», 
                     
                    10. Работа с народным календарем. Сентябрь — рябинник: рябина тут именница, становится сладкой. 11. Подвижная игра «День и ночь» «Репка.» «Пятнашки.» 
                     
                    12.Хороводные игры «Здравствуй осень.», «Шел медведь по лесу.»«Зайка огородник.» 
                     
                    13.Вечер шуток«Путешествие в лесное царство.» 
                     
                    14. Разучивание пословицы: 
                     
                    Не та дружба сильна, что в словах заключена. 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    Октябрь- листопадник
  | 
                     
                    Ягоды грибы. 
                    
  | 
                    
                       
                      Лепка: 
                       
                      «Сидит белка на телешке..» 
                       
                      Задачи: учить лепить сказочных героев, замечая и передавая в лепке их характерные особенности. 
                       
                      Аппликация : 
                       
                      Тема: «Украшение туеска русским узором.» 
                       
                      Задачи: Приобщать детей к истокам русской культуры, закреплять знания о дереве как о традиционном материале, развивать у детей творчество в оформлении туеска геометрическимузором 
                     | 
                     
                    : Народные приметы « Первый снег за сорок дней до зимы падает. 
                    Октябрьский гром — зима бесснежная. 
                    Каков октябрь, таков и апрель. 
                    В октябре луна в кругу— лето сухое будет.»
  | 
                     
                    1. Чтение сказки «Заяц-хвастун». «Лиса и кувшин.» 
                     
                    2.Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень» 
                     
                    3.Пальчиковая гимнастика «Птички гнезде»с-37 , 
                     
                    «Лесные встречи»с-51, «Цветок»с-35 
                     
                    4. Дидактические игры «Угадай, что мы задумали» 
                     
                    .Развивающая игра «Чудесное животное» 
                     
                    5. Беседа «Съедобные инее съедобные.» 
                     
                    6. Обыгрывание мини-сценки по потешке :«Идет лисичка по мосту.» 
                     
                    7.Проговаривание скороговорки:«Сорок сорок в короткий срок съели сырок.», 
                     
                    «Грустит осень в лесу , и от грусти…» 
                     
                    «В драке был взъерошен ёрш.»с-6 
                     
                    8.14октяпря Покров. «До обеда осень , после обеда зима.» 
                     
                    17.октября Ерофеев день . «С Ерофея холода сильнее.» 
                     
                    9. Логоритмичесие упражнения «-Ножки, ножки, где вы были?», «Лиса по лесу ходила». 
                     
                    10. Работа с народным календарем 
                     
                    11.Подвижная игра «Удочка» , «У медведя во бору.» «Шишки , желуди , орехи.» 
                     
                    12.Хороводные игры: «Шел медведь косматый мех.» «Шел король боровик.» 
                     
                    13 . Литературный час «Осень золотая.» 
                    14.Разучивание пословицы: Кто в радости живет, того кручина неймет. 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    Ноябрь-(Грудень.)
  | 
                     
                    Дикие животные и птицы
  | 
                    
                       
                      Лепка: 
                       
                      Тема: «Козел»(коргапольская игрушка) 
                       
                      Задачи: учить лепить фигурку лошадки из целого куска пластилина, вытягивая и прищипывая мелкие детали; лепить фигурку человека на лошади (по желанию) 
                       
                       
                      Рисование: 
                       
                      Тема 
                       
                      :Дымковская фантазия. 
                       
                      Задачи: учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа 
                       
                     | 
                     
                     
                    -Приметы: 
                    Какова погода в ноябре, таков и май будет. 
                    Комары в ноябре — быть теплой зиме. 
                    Ноябрь — не зима, а только предзимье. 
                    В ноябре снега надует — хлеба будет. 
                    Сколько бы снега в ноябре не выпало — оттепели его сгонят. 
                    .В ноябре выпадает за ночь первый прочный снег 
                    
  | 
                     
                    1. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». «Фенист – ясный сокол.» 
                     
                    2. Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь рак и щука». 
                     
                    3. Пальчиковая гимнастика «Добро и зло.»с-63 «Здравствуй» с-21 
                     
                    4 Дидактические игры: «Третий лишний» «Кто так кричит?» 
                     
                    5. Беседа «Что нам осень принесла?» 
                     
                    6. Игры-пантомимы «Жители леса.» 
                     
                    7. Разучивание потешки «Тень-тень потетень , сели звери под пленень….» 
                     
                    8.Проговаривание скороговорок «На валежнике снежок.» с-11 
                     
                    «Тучки очень скучные.» с-16 «Белый снег и белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была». 
                     
                    12 ноября –Синичкин день. 
                     
                    9. Подвижные игры: «Стадо и пастушок» , «Охотники и зайцы.» «Лиса в курятнике.» 
                     
                    10. Логоритмичесие упражнения «Меж еловых мягких лап , дождик кап, кап, кап.» 
                     
                    11.Работа с народным календарем 
                     
                    12.Подвижная игра «Змейка» «Найди своё место» «Золотые ворота.» 
                     
                    13.Хороводные игры «Что нам осень принесла?» «Березка», “Гуси и волк”. 
                     
                    14 . Отгадывание загадок на тему «Осень.» 
                     
                    15.Разучивание пословицы: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  | 
                   
                  
                     
                    Декабрь –(Студень)
  | 
                     
                    Дом и 
                     
                    Домашние животные.
  | 
                    
                       
                      Лепка: 
                       
                      Тема: «Петушок.» (Дымка) 
                       
                      Задачи: учить лепить фигурку петушка из целого куска , вытягивая и прищипывая мелкие детали, развивать мелкую моторику рук при создании поделок из теста 
                       
                      Аппликация: 
                       
                      «Дом с резными ставнями.» 
                       
                      Рисование» 
                       
                      «Роспись козла» 
                       
                      (Филимоновская 
                       
                      игрушка) 
                       
                      Задачи: Приобщать детей к народной культуре , закреплять знания детей о дереве как о традиционном материале для постройки жилища, 
                       
                      закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой. 
                       
                      Учить украшать ееузором 
                     | 
                     
                    Приметы: 
                     
                    Холодный декабрь со снегопадами — к хорошему урожаю летом. 
                     
                    Декабрь-глаз снегами тешит, зато ухо морозом рвет. 
                     
                    В декабре мороз крепчает, зато день прибывает. 
                     
                     
                    .
  | 
                     
                    1. Чтение сказки «Зимовье».П.Бажов «Серебряное копытце». 
                     
                    2. Чтение стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы». М. Пожарова «Заклинание зимы» 
                     
                    3. Пальчиковая гимнастика «Гусь.» с-41 «Пропажа.»с-39 «Тишина» с-38 «Быс у забора.»с-50 
                     
                    4. Дидактические игры: «Скажи какой», «Времена года» 
                     
                    5. Беседа «Здравствуй, зимушка-зима» 
                     
                    6 Драматизация сказки «Зимовье». 
                     
                    7. Разучивание докучной сказки «Жил был дед со старухою.,…» 
                     
                    8.Проговаривание скороговорок : «Ехал Грека через реку». 
                     
                    «Сыплет, сыплет снег с небес.» с-21 
                     
                    «Вез я вазу на вазу.» с-25 
                     
                    9. 22декабря- солнцеворот. 
                     
                    10.Рассказ о традициях празднования Нового года 
                     
                    11 Работа с народным календарем - 
                     
                    12. Логоритмичесие упражнения : «Вот так зимушка зима.» «Курочка хохлатка. 
                     
                    13. .Подвижная игра : «Мороз – красный нос.», «Штурм снежной крепости.», «Снежинки и льдинки.» «Хромая курица.» 
                     
                    14. .Хороводные игры: «Зимний хоровод.», «Белая кость.» 
                     
                    «Скок поскок молодой дроздок» 
                    15 Поговорка :Хозяин добр -и дом хорош. 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    Январь –(Просинец)
  | 
                     
                    Зима. 
                     
                    Одежда.
  | 
                     
                    Аппликация: 
                     
                    Тема: «Украшение прялки Городецким узором.» 
                     
                    Задачи: Приобщать детей к истокам русской культуры, закреплять знания о дереве как о традиционном материале, развивать у детей творчество в оформлении прялки Городецким узором. 
                     
                     
                    Рисование: 
                     
                    Тема: Передник (декоративная роспись.) 
                     
                    Задачи: учить рисовать узор, используя элементы растительного орнамента (бутончики, листья), по мотивам Городецкой росписи
  | 
                     
                     
                    Приметы: Январь — году начало, зиме середка. 
                     
                    Январь-батюшка год начинает, зиму величает 
                     
                    .Январь - перелом зимы. 
                     
                    Январь-бокогрей. Сух январь — крестьянин богат. 
                     
                    Холодные январи подряд редко повторяются. 
                     
                    Месяц январь — зиме государь. 
                    .
  | 
                    
                       
                      Чтение ненецкой сказки «Кукушка». «Айога.» 
                       
                      2. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки». 
                       
                      3. Настольный театр «Волк и семеро козлят». 
                       
                      4. Пальчиковая гимнастика «Сжимание и разжимание» , «Погоня.»с-34. 
                       
                      «Лесной лекарь.»с-32 , «Добрый хозяин.»с-31 
                       
                      5. Дидактические игры: «Кто гре живет?», «Кто что ест?» «Наряди куклу.» 
                       
                      6.Беседа: Особенности украшения народного жилища ,предметов домашнего быта, одежды. 
                       
                      7.Настольный театр «Кошкин дом.» 
                       
                      8. Разучивание скороговорки: 
                       
                      Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. 
                       
                      «Ездил в праздники Захар.» с-24 
                       
                      «На улице центральной отличные жильцы.» с-28 
                       
                      9. 7января - Рождество. 
                       
                      19 января – Крещение. 
                       
                      10..Рассказ о традициях празднования Рождества. 
                       
                      11. Работа с народным календарем - 
                       
                      12.Литературный час «Ах ты зимушка зима.» 
                       
                      13. .Подвижная игра : « Дед Мороз .», «Снежки ловишки.» «Неваляшки.» , «Зима и лето.» 
                       
                      14. .Хороводные игры: «Коляда отворяй ворота.» «Утром рано, вечерком, небылица кувырком.» 
                      15 пословица: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. 
                       
                     | 
                   
                  
                     
                    Февраль
  | 
                     
                    Посуда.
  | 
                    
                       
                      Аппликация: 
                       
                      Тема: «Во поле берёзка стояла...» 
                       
                      Задачи: повторить и закрепить все изученные приёмы вырезывания. 
                       
                       
                      Лепка: 
                       
                      Тема: Чайный сервис. 
                       
                      (Гжель» Задачи: освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки и т. д.) 
                       
                      Рисование: 
                       
                      Тема: Жостовский орнамент. 
                       
                      Задачи учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; развивать умение составлять узор. 
                     | 
                     
                     
                    -Приметы 
                     
                      Февраль — широкие дороги. 
                     
                      Февраль солнце на весну поворачивает. 
                     
                      Если февраль холодный, то и март холодный. 
                     
                      Чем холоднее последняя неделя февраля, тем март теплее будет. 
                     
                      Начало февраля погожее — весна будет ранняя. 
                     
                      В феврале много инея на деревьях — будет много меда. 
                     
                      Частые туманы в феврале — к дождливому лету. 
                     
                      Февраль-бокогрей, на печи бока грей. 
                     
                    
  | 
                     
                    1 Чтение сказки «Морозко» ,Небылицы в лицах 
                     
                    2. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза». 
                     
                    3. Пальчиковая гимнастика «Раковины улитки» «Добрый друг.»с-4 
                     
                    «Большая стирка.» с-6 «По воду.»с-9 
                     
                    5. Дидактические игры: «Кто у кого?» , «Что нужно кукле?» 
                     
                    6. Настольный театр: Этюд «Зимний лес.» 
                     
                    7. Разучивание считалки: В лес дремучий я пойду, зайца серого найду. 
                     
                    Принесу его домой - будет этот зайка мой. 
                     
                    «В небе полная луна.»с-29 
                     
                    Зима была белым –бела.»с-30 
                     
                    8.15 февраля -Сретение. У дня меньше света, у ночи меньше стужи. 
                     
                    9.Рассказ о воинах - защитниках Отечества 
                     
                    10. . Логоритмичесие упражнения: «Баба сеяла горох…» 
                     
                    Как у бабушки Арины.» 
                     
                    11. Работа с народным календарем 
                     
                    12. . .Подвижная игра «Метелица.» «Краски.» «Кандалы» 
                     
                    13. .Хороводные игры: «Зимним утром..» «Малечина-калечина.» 
                     
                    «Юрта» 
                     
                    14.Пословица: Чистую посуду легко и полоскать. 
                      
                    
  | 
                   
                  
                     
                    Март _(Сухый)
  | 
                     
                     
                    Родня. 
                     
                    Игрушки.
  | 
                     
                    Лепка: 
                     
                    Тема: «Русская матрешка» 
                     
                    (Пластелинография) 
                     
                    Задачи: учить лепить форму матрёшки и украшать её русским узором. 
                     
                    Рисование: 
                     
                    Тема: «Салфетка для мамы» 
                     
                    Задачи; учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа, размещать на салфетках, заполнять середину, углы, стороны основ всей кистью и её концом
  | 
                     
                     
                    Приметы 
                     
                    Если в марте облака плывут высоко да быстро — к хорошей погоде. 
                     
                    Частые туманы в марте предвещают хорошую погоду. 
                     
                    Если в марте гроза случится — то год плодородным будет. 
                     
                    Сухой март — год урожайный, дождливый, — неурожайный. 
                     
                    Пришел марток — надевай трое порток. 
                    
  | 
                     
                     
                    1. Чтение сказки «Хаврошечка» , «По щучьему велению.» 
                     
                    2. Чтение стихотворения Е. Серова «Гости».Благина «Мама» 
                     
                    3. Пальчиковая гимнастика «В гости» , «Помошники», «За столом». 
                     
                    4. Дидактические игры: «Кто что делает» «Кто же это был?» 
                     
                    5. Беседа о маме 
                     
                    6. Викторина «Мой маленький театр» 
                     
                    7. Работа со словарём «Кто больше слов на букву Рназовёт». 
                     
                    8. Проговаривание скороговорок: «Дали Лене апельсин.»с-31 
                     
                    «Блины белка непекла.»с-33,»Однажды братцы кролики» с-36 
                     
                    9.22 марта –Весеннее равноденствие. 
                     
                    10. . Логоритмичесие упражнения: «Петрушкины веселие.» 
                     
                    «й ты масленица годовая.» 
                     
                    11. . Работа с народным календарем – 
                    12. Развлечение «Маленица» 
                     
                    13. .Подвижная игра : «В цапки.» «Овечки.» «Дедушка Мазай.» 
                     
                    «Мельница.» 
                     
                    14. .Хороводные игры: «Вербочка.» «А мы Масленицу дожидали.» 
                    15 Поговорка :Дом не велик , да лежать не велит. 
                    .
  | 
                   
                  
                     
                    Апрель-(Березол
  | 
                     
                    Весна 
                     
                    Цветы.
  | 
                     
                    Лепка: 
                     
                    Тема: 
                     
                    «Театр кукол манит нас, мы вновь в него войдём» 
                     
                    Задачи: 
                     
                    учить лепить сказочных героев, замечая и передавая в лепке их характерные особенности. 
                     
                     
                    Рисование: 
                     
                    Тема 
                     
                    . Хохломские чудеса 
                     
                    Задачи: учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; развивать умение составлять узор 
                     
                    
  | 
                     
                     
                    Приметы: 
                     
                        Апрельские ручьи землю будят. Снег в апреле — внучок за дедушкой пришел. С апреля земля преет. Ни в Апрелье воды, ни в апреле травы. Апрель всех напоит. Не ломай печи, еще апрель на дворе. 
                    
  | 
                     
                     
                    1. . Чтение сказки «Кощей бессмертный.», «Василиса премудрая.» 
                     
                    2. Чтение стихотворения А. Шевченко «Весна-мастерица». 
                     
                    3.Пльчиковая гимнастика «Птички» ,»По воду.» с-9 
                     
                    «Музыканты.»с-11 
                     
                    5. Дидактические игры: «Кто внимательнее» «Где твоё имя, догадайся!» 
                     
                    6. Знакомство с потешным фольклором . 
                     
                    7. Разыгрывание мини-сценок по потешкам. 
                     
                    8. Знакомство с русскими народными небылицами. 
                     
                    9.18 апреля- Федул ветреник . Пришел Федул – теплый ветер подул. 
                     
                    10. . Проговаривание скороговорок: В цветнике цветут цветы. 
                     
                    «В ателье лесном примерка.»с-40 
                     
                    . 11. . Работа с народным календарем –Подвижная игра «День и ночь» «Совушка» ,»Солнышко и дождик.» 
                     
                    . 13. Хороводные игры: «Грачи летят.», «Плетень» 
                     
                    14. Поговорка. Нет такого дружка ,как родная матушка. 
                     
                    
  | 
                   
                  
                     
                    Май –(Травень)
  | 
                     
                    Природа 
                     
                    Птицы.
  | 
                     
                    Лепка: 
                     
                    Тема: 
                     
                    «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?» 
                     
                    Задачи: учить лепить уточку-крылатку пластическим способом, путём оттягивания от общего куска пластилина, стекой намечая перышки, крылья, глаза. 
                    Рисование: 
                     
                    Тема: 
                     
                    . Волшебный Конёк-Горбунок 
                     
                    Задачи: учить передавать в рисунке содержание сказочного эпизода; закреплять умение пользоваться красками и карандашами 
                    
  | 
                    
                       
                       
                       
                      
                         
                        Приметы:
  
                        
                      Месяц май не холоден, так голоден. 
                       
                      В мае жениться — век маяться. 
                       
                      Рад бы жениться, да май не велит. 
                       
                      Женишься в мае — сто раз покаешься, всю жизнь промаешься! 
                       
                      В мае добрые люди не женятся. 
                     | 
                    
                       
                       
                      .1.Чтение сказки «Конек горбунок.» , 
                       
                      2. Чтение стихотворения А. Барто «Верёвочка»., Ю. Макарова «Познакомимся» 
                       
                      3. Драматизация сказок «Теремок» 
                       
                      4. Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальцы» ,»Баян и барабан» с-12, «Веселая музыка.» 
                       
                      5. Дидактические игры: «Найди нужное слово» «Накорми животное» 
                      6. Рассказывание докучных сказок 
                       
                      7. Беседа о Дне Победы . 
                       
                      9. 5 Мая - Лука. День посева лука. Кто ест лук – избавлен будет от вечных мук. 
                       
                      6Мая-Георгий Победоносец. Покровитель России. 
                       
                      8 Мая – Марк ключник –прилет певчих птиц стаями. 
                       
                      10. Проговаривание скороговорки: 
                       
                      Два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке. 
                       
                      «Был корабль у короля…»с-1 
                       
                      «Встретил друга я вчера…»с-2 
                      
                         
                        . Работа с народным календарем –12Подвижная игра «Удочка» ,игра «Охотники и утки» «Хозяин и гуси.»
  
                        
                       
                      . 13. Хороводные игры: «Растим мак.» «В поле березка стояла.» 
                       
                      «Кузнецы.» 
                       
                      14. Поговорка. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 
                       
                       
                     | 
                   
                  
                Литература: 
                
                   
                  Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-464С.
  
                   
                  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528с.
  
                   
                  План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост.Н.В.,Гончарова и др..; под ред. З.А. Михайловой.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-255с.
  
                   
                  Мы: Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.-СПб: М94 «Детство-пресс», 2005-240с.
  
                   
                  Народное искусство в воспитании дошкольников: книга для педагоговдошкольных учереждений /Под ред. Т.С,Комаровой.М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
  
                   
                  Программа «Наш дом- Южный урал»
  
                 
               | 
             
           
          
         
       | 
       |