|
Перспективное планирование формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по средствам фольклора
Перспективное планирование формирования
у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по средствам фольклора.
Цель: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.
ЗАДАЧИ:
создание предметно-развивающей среды в группе;
формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;
-
прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;
месяц
|
Тема
|
Занятие.
|
Народные приметы
|
Совместная деятельность.
|
Сентябрь-(Рюень)
|
Фрукты
И овощи.
|
Лепка:
Тема: «У медведя во бору грибы ягоды беру.
Задачи: учить лепить скульптуру медвежонка, передавая форму, пропорции, характерные детали.
Рисование:
«Дары с нашего огорода.»
Задачи: учить составлять и изображать натюрморт, сочинять сказку по его содержанию.
|
Народные приметы. «Гром в сентябре — к теплой осени.
Тихи сентябрьские дни — нарядно бабье лето.
Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.
Сентябрь — румянец осени, чародей цветов и плодов.»
Зовут еще сентябрь задумчивым — деньки-то солнечные коротки.
|
1. Чтение сказки «Царевна-лягушка» «Крылатый , мохнатый да масленый.»
2. Пальчиковая гимнастика,«Осень»с-«Засолка капусты»с-5
3. Дидактические игры :«Волшебный мешочек.», Лото «фрукты и овощи»
4. Беседа о лете «Что летом родится - зимой пригодится»
5. Игра –драматизация «Петушок и бобовое зернышко.»
6. Проговаривание скороговорки»
«Медвежонок неуклюжий…»с-9
«Осень в парке красит листья»с-4,
«У Аграфены и Арины растут георгины.»
8.21 сентября - Осенины (изготовление кормушек )
9. Логоритмичесие упражнения: «Квашня.»,
10. Работа с народным календарем. Сентябрь — рябинник: рябина тут именница, становится сладкой. 11. Подвижная игра «День и ночь» «Репка.» «Пятнашки.»
12.Хороводные игры «Здравствуй осень.», «Шел медведь по лесу.»«Зайка огородник.»
13.Вечер шуток«Путешествие в лесное царство.»
14. Разучивание пословицы:
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
|
Октябрь- листопадник
|
Ягоды грибы.
|
Лепка:
«Сидит белка на телешке..»
Задачи: учить лепить сказочных героев, замечая и передавая в лепке их характерные особенности.
Аппликация :
Тема: «Украшение туеска русским узором.»
Задачи: Приобщать детей к истокам русской культуры, закреплять знания о дереве как о традиционном материале, развивать у детей творчество в оформлении туеска геометрическимузором
|
: Народные приметы « Первый снег за сорок дней до зимы падает.
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Каков октябрь, таков и апрель.
В октябре луна в кругу— лето сухое будет.»
|
1. Чтение сказки «Заяц-хвастун». «Лиса и кувшин.»
2.Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень»
3.Пальчиковая гимнастика «Птички гнезде»с-37 ,
«Лесные встречи»с-51, «Цветок»с-35
4. Дидактические игры «Угадай, что мы задумали»
.Развивающая игра «Чудесное животное»
5. Беседа «Съедобные инее съедобные.»
6. Обыгрывание мини-сценки по потешке :«Идет лисичка по мосту.»
7.Проговаривание скороговорки:«Сорок сорок в короткий срок съели сырок.»,
«Грустит осень в лесу , и от грусти…»
«В драке был взъерошен ёрш.»с-6
8.14октяпря Покров. «До обеда осень , после обеда зима.»
17.октября Ерофеев день . «С Ерофея холода сильнее.»
9. Логоритмичесие упражнения «-Ножки, ножки, где вы были?», «Лиса по лесу ходила».
10. Работа с народным календарем
11.Подвижная игра «Удочка» , «У медведя во бору.» «Шишки , желуди , орехи.»
12.Хороводные игры: «Шел медведь косматый мех.» «Шел король боровик.»
13 . Литературный час «Осень золотая.»
14.Разучивание пословицы: Кто в радости живет, того кручина неймет.
|
Ноябрь-(Грудень.)
|
Дикие животные и птицы
|
Лепка:
Тема: «Козел»(коргапольская игрушка)
Задачи: учить лепить фигурку лошадки из целого куска пластилина, вытягивая и прищипывая мелкие детали; лепить фигурку человека на лошади (по желанию)
Рисование:
Тема
:Дымковская фантазия.
Задачи: учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа
|
-Приметы:
Какова погода в ноябре, таков и май будет.
Комары в ноябре — быть теплой зиме.
Ноябрь — не зима, а только предзимье.
В ноябре снега надует — хлеба будет.
Сколько бы снега в ноябре не выпало — оттепели его сгонят.
.В ноябре выпадает за ночь первый прочный снег
|
1. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». «Фенист – ясный сокол.»
2. Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь рак и щука».
3. Пальчиковая гимнастика «Добро и зло.»с-63 «Здравствуй» с-21
4 Дидактические игры: «Третий лишний» «Кто так кричит?»
5. Беседа «Что нам осень принесла?»
6. Игры-пантомимы «Жители леса.»
7. Разучивание потешки «Тень-тень потетень , сели звери под пленень….»
8.Проговаривание скороговорок «На валежнике снежок.» с-11
«Тучки очень скучные.» с-16 «Белый снег и белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была».
12 ноября –Синичкин день.
9. Подвижные игры: «Стадо и пастушок» , «Охотники и зайцы.» «Лиса в курятнике.»
10. Логоритмичесие упражнения «Меж еловых мягких лап , дождик кап, кап, кап.»
11.Работа с народным календарем
12.Подвижная игра «Змейка» «Найди своё место» «Золотые ворота.»
13.Хороводные игры «Что нам осень принесла?» «Березка», “Гуси и волк”.
14 . Отгадывание загадок на тему «Осень.»
15.Разучивание пословицы: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
|
Декабрь –(Студень)
|
Дом и
Домашние животные.
|
Лепка:
Тема: «Петушок.» (Дымка)
Задачи: учить лепить фигурку петушка из целого куска , вытягивая и прищипывая мелкие детали, развивать мелкую моторику рук при создании поделок из теста
Аппликация:
«Дом с резными ставнями.»
Рисование»
«Роспись козла»
(Филимоновская
игрушка)
Задачи: Приобщать детей к народной культуре , закреплять знания детей о дереве как о традиционном материале для постройки жилища,
закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой.
Учить украшать ееузором
|
Приметы:
Холодный декабрь со снегопадами — к хорошему урожаю летом.
Декабрь-глаз снегами тешит, зато ухо морозом рвет.
В декабре мороз крепчает, зато день прибывает.
.
|
1. Чтение сказки «Зимовье».П.Бажов «Серебряное копытце».
2. Чтение стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы». М. Пожарова «Заклинание зимы»
3. Пальчиковая гимнастика «Гусь.» с-41 «Пропажа.»с-39 «Тишина» с-38 «Быс у забора.»с-50
4. Дидактические игры: «Скажи какой», «Времена года»
5. Беседа «Здравствуй, зимушка-зима»
6 Драматизация сказки «Зимовье».
7. Разучивание докучной сказки «Жил был дед со старухою.,…»
8.Проговаривание скороговорок : «Ехал Грека через реку».
«Сыплет, сыплет снег с небес.» с-21
«Вез я вазу на вазу.» с-25
9. 22декабря- солнцеворот.
10.Рассказ о традициях празднования Нового года
11 Работа с народным календарем -
12. Логоритмичесие упражнения : «Вот так зимушка зима.» «Курочка хохлатка.
13. .Подвижная игра : «Мороз – красный нос.», «Штурм снежной крепости.», «Снежинки и льдинки.» «Хромая курица.»
14. .Хороводные игры: «Зимний хоровод.», «Белая кость.»
«Скок поскок молодой дроздок»
15 Поговорка :Хозяин добр -и дом хорош.
|
Январь –(Просинец)
|
Зима.
Одежда.
|
Аппликация:
Тема: «Украшение прялки Городецким узором.»
Задачи: Приобщать детей к истокам русской культуры, закреплять знания о дереве как о традиционном материале, развивать у детей творчество в оформлении прялки Городецким узором.
Рисование:
Тема: Передник (декоративная роспись.)
Задачи: учить рисовать узор, используя элементы растительного орнамента (бутончики, листья), по мотивам Городецкой росписи
|
Приметы: Январь — году начало, зиме середка.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает
.Январь - перелом зимы.
Январь-бокогрей. Сух январь — крестьянин богат.
Холодные январи подряд редко повторяются.
Месяц январь — зиме государь.
.
|
Чтение ненецкой сказки «Кукушка». «Айога.»
2. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки».
3. Настольный театр «Волк и семеро козлят».
4. Пальчиковая гимнастика «Сжимание и разжимание» , «Погоня.»с-34.
«Лесной лекарь.»с-32 , «Добрый хозяин.»с-31
5. Дидактические игры: «Кто гре живет?», «Кто что ест?» «Наряди куклу.»
6.Беседа: Особенности украшения народного жилища ,предметов домашнего быта, одежды.
7.Настольный театр «Кошкин дом.»
8. Разучивание скороговорки:
Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
«Ездил в праздники Захар.» с-24
«На улице центральной отличные жильцы.» с-28
9. 7января - Рождество.
19 января – Крещение.
10..Рассказ о традициях празднования Рождества.
11. Работа с народным календарем -
12.Литературный час «Ах ты зимушка зима.»
13. .Подвижная игра : « Дед Мороз .», «Снежки ловишки.» «Неваляшки.» , «Зима и лето.»
14. .Хороводные игры: «Коляда отворяй ворота.» «Утром рано, вечерком, небылица кувырком.»
15 пословица: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
|
Февраль
|
Посуда.
|
Аппликация:
Тема: «Во поле берёзка стояла...»
Задачи: повторить и закрепить все изученные приёмы вырезывания.
Лепка:
Тема: Чайный сервис.
(Гжель» Задачи: освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки и т. д.)
Рисование:
Тема: Жостовский орнамент.
Задачи учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; развивать умение составлять узор.
|
-Приметы
Февраль — широкие дороги.
Февраль солнце на весну поворачивает.
Если февраль холодный, то и март холодный.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем март теплее будет.
Начало февраля погожее — весна будет ранняя.
В феврале много инея на деревьях — будет много меда.
Частые туманы в феврале — к дождливому лету.
Февраль-бокогрей, на печи бока грей.
|
1 Чтение сказки «Морозко» ,Небылицы в лицах
2. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза».
3. Пальчиковая гимнастика «Раковины улитки» «Добрый друг.»с-4
«Большая стирка.» с-6 «По воду.»с-9
5. Дидактические игры: «Кто у кого?» , «Что нужно кукле?»
6. Настольный театр: Этюд «Зимний лес.»
7. Разучивание считалки: В лес дремучий я пойду, зайца серого найду.
Принесу его домой - будет этот зайка мой.
«В небе полная луна.»с-29
Зима была белым –бела.»с-30
8.15 февраля -Сретение. У дня меньше света, у ночи меньше стужи.
9.Рассказ о воинах - защитниках Отечества
10. . Логоритмичесие упражнения: «Баба сеяла горох…»
Как у бабушки Арины.»
11. Работа с народным календарем
12. . .Подвижная игра «Метелица.» «Краски.» «Кандалы»
13. .Хороводные игры: «Зимним утром..» «Малечина-калечина.»
«Юрта»
14.Пословица: Чистую посуду легко и полоскать.
|
Март _(Сухый)
|
Родня.
Игрушки.
|
Лепка:
Тема: «Русская матрешка»
(Пластелинография)
Задачи: учить лепить форму матрёшки и украшать её русским узором.
Рисование:
Тема: «Салфетка для мамы»
Задачи; учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа, размещать на салфетках, заполнять середину, углы, стороны основ всей кистью и её концом
|
Приметы
Если в марте облака плывут высоко да быстро — к хорошей погоде.
Частые туманы в марте предвещают хорошую погоду.
Если в марте гроза случится — то год плодородным будет.
Сухой март — год урожайный, дождливый, — неурожайный.
Пришел марток — надевай трое порток.
|
1. Чтение сказки «Хаврошечка» , «По щучьему велению.»
2. Чтение стихотворения Е. Серова «Гости».Благина «Мама»
3. Пальчиковая гимнастика «В гости» , «Помошники», «За столом».
4. Дидактические игры: «Кто что делает» «Кто же это был?»
5. Беседа о маме
6. Викторина «Мой маленький театр»
7. Работа со словарём «Кто больше слов на букву Рназовёт».
8. Проговаривание скороговорок: «Дали Лене апельсин.»с-31
«Блины белка непекла.»с-33,»Однажды братцы кролики» с-36
9.22 марта –Весеннее равноденствие.
10. . Логоритмичесие упражнения: «Петрушкины веселие.»
«й ты масленица годовая.»
11. . Работа с народным календарем –
12. Развлечение «Маленица»
13. .Подвижная игра : «В цапки.» «Овечки.» «Дедушка Мазай.»
«Мельница.»
14. .Хороводные игры: «Вербочка.» «А мы Масленицу дожидали.»
15 Поговорка :Дом не велик , да лежать не велит.
.
|
Апрель-(Березол
|
Весна
Цветы.
|
Лепка:
Тема:
«Театр кукол манит нас, мы вновь в него войдём»
Задачи:
учить лепить сказочных героев, замечая и передавая в лепке их характерные особенности.
Рисование:
Тема
. Хохломские чудеса
Задачи: учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; развивать умение составлять узор
|
Приметы:
Апрельские ручьи землю будят. Снег в апреле — внучок за дедушкой пришел. С апреля земля преет. Ни в Апрелье воды, ни в апреле травы. Апрель всех напоит. Не ломай печи, еще апрель на дворе.
|
1. . Чтение сказки «Кощей бессмертный.», «Василиса премудрая.»
2. Чтение стихотворения А. Шевченко «Весна-мастерица».
3.Пльчиковая гимнастика «Птички» ,»По воду.» с-9
«Музыканты.»с-11
5. Дидактические игры: «Кто внимательнее» «Где твоё имя, догадайся!»
6. Знакомство с потешным фольклором .
7. Разыгрывание мини-сценок по потешкам.
8. Знакомство с русскими народными небылицами.
9.18 апреля- Федул ветреник . Пришел Федул – теплый ветер подул.
10. . Проговаривание скороговорок: В цветнике цветут цветы.
«В ателье лесном примерка.»с-40
. 11. . Работа с народным календарем –Подвижная игра «День и ночь» «Совушка» ,»Солнышко и дождик.»
. 13. Хороводные игры: «Грачи летят.», «Плетень»
14. Поговорка. Нет такого дружка ,как родная матушка.
|
Май –(Травень)
|
Природа
Птицы.
|
Лепка:
Тема:
«Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?»
Задачи: учить лепить уточку-крылатку пластическим способом, путём оттягивания от общего куска пластилина, стекой намечая перышки, крылья, глаза.
Рисование:
Тема:
. Волшебный Конёк-Горбунок
Задачи: учить передавать в рисунке содержание сказочного эпизода; закреплять умение пользоваться красками и карандашами
|
Приметы:
Месяц май не холоден, так голоден.
В мае жениться — век маяться.
Рад бы жениться, да май не велит.
Женишься в мае — сто раз покаешься, всю жизнь промаешься!
В мае добрые люди не женятся.
|
.1.Чтение сказки «Конек горбунок.» ,
2. Чтение стихотворения А. Барто «Верёвочка»., Ю. Макарова «Познакомимся»
3. Драматизация сказок «Теремок»
4. Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальцы» ,»Баян и барабан» с-12, «Веселая музыка.»
5. Дидактические игры: «Найди нужное слово» «Накорми животное»
6. Рассказывание докучных сказок
7. Беседа о Дне Победы .
9. 5 Мая - Лука. День посева лука. Кто ест лук – избавлен будет от вечных мук.
6Мая-Георгий Победоносец. Покровитель России.
8 Мая – Марк ключник –прилет певчих птиц стаями.
10. Проговаривание скороговорки:
Два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке.
«Был корабль у короля…»с-1
«Встретил друга я вчера…»с-2
. Работа с народным календарем –12Подвижная игра «Удочка» ,игра «Охотники и утки» «Хозяин и гуси.»
. 13. Хороводные игры: «Растим мак.» «В поле березка стояла.»
«Кузнецы.»
14. Поговорка. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
|
Литература:
Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-464С.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528с.
План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост.Н.В.,Гончарова и др..; под ред. З.А. Михайловой.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-255с.
Мы: Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.-СПб: М94 «Детство-пресс», 2005-240с.
Народное искусство в воспитании дошкольников: книга для педагоговдошкольных учереждений /Под ред. Т.С,Комаровой.М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
Программа «Наш дом- Южный урал»
|
|
|