|
Тема: «Государство»
Ералиев Кайрат Избасарович
МКОУ «Краснооктябрьская СОШ»
Учитель истории и обществознания.
Тема: «Государство».
Цели: Зн-во с понятиями: государство, формы правления, политические режимы, стадии развития общества, экономические системы.
Развивать навыки: ведения дискуссии, самостоятельной работы, работы с текстом.
Воспитывать самостоятельность, гражданскую самосознательность.
Ход урока.
I.Орг.момент.
II.Сообщение темы и цели урока.
- Наш класс поделен на три группы: 1.- представляет Российскую империю; 2.- Советский Союз; 3.- Российскую Федерацию.
- Рассматривая материал по плану, мы с вами познакомимся с особенностями государственного устройства, подводя вывод, мы должны выяснить, по каким причинам происходили изменения в структуре государства.
План: 1. стадии развития общества;
2. формы правления;
3. политические режимы;
4. типы экономических систем.
5. Вывод.
III. Знакомство с новым материалом.
-Преступаем к рассмотрению первого пункта нашего плана.
1. Какие стадии развития общества вам известны?
2.Посмотрите на слайд №3 и распределите стадии развития общества и различные формы Российского государства.
3. Давайте выполним тестовое задание на слайде №4, та команда, которая сможет дать ответ и привести доказательства, должна поднять руку.
4.Первая группа «Российская империя», используя подсказку, слайд №5, дайте характеристику традиционной стадии развития общества.
4.Вторая группа «СССР», используя подсказку, слайд №6, дайте характеристику индустриальной стадии развития общества.
5.Третья группа Российская Федерация», используя подсказку, слайд №7, дайте характеристику постиндустриальной стадии развития общества.
6.Чем отличаются экстенсивный и интенсивный типы развития? Для каких стадий они были характерны?
- Преступаем к рассмотрению второго пункта нашего плана.
1.Предлагаю каждой команде выполнить на отдельных листочках тестовое задание соответствующее блоку «А» в ЕГЭ (слайд №8). На эту работу вам дается 2 минуты.
2.- Глядя на слайд №9, ответьте на вопрос: «что такое форма правления?
3. Выполните задание по слайду №10.
4.Можно ли указанные события связать со стадиями развития общества?
При переходе с традиционной стадии в индустриальную, произошла Февральская революция; с индустриальной в постиндустриальную произошел распад СССР.
5. Слайд №11, заполните схему, а затем сдаете на проверку жюри. На выполнение этого задания 3 минуты.
6. Ответьте на вопросы по слайдам №12-14, №16, №18.
- Преступаем к рассмотрению третьего пункта нашего плана.
1. Что означает, понятие политический режим? (слайд №21).
2. Распределите политические режимы и различные формы Российского государства.
3. Слайд №22. Дайте определение понятиям. Команда «Российская империя» даст характеристику авторитарному политическому режиму, «СССР» тоталитарному, Российская Федерация» демократическому. Приведите доказательства.
4. Государство с демократическим политическим режимом еще называют правовым. Давайте выясним, почему? А для этого нам с вами надо вспомнить признаки правового государства. Давайте обратим внимание на признак разделение властей, для этого я предлагаю вам использовать подсказки Слайд №23-25.
Почему признак разделение властей является обязательным для правового государства?
Слайд № 27, почему богиню правосудия Фемиду древние греки изобразили с закрытыми глазами, с мечом и весами?
5. Слайд №28. Выполните задание соответствующее блоку «В» в ЕГЭ. На эту работу вам дается 2 минуты.
- Преступаем к рассмотрению четвертого пункта нашего плана.
1. На слайде № 29 указаны типы экономических систем, распределите их по соответствующим формам государства. Приведите доказательства.
2. Слайд № 30. Выполните тестовое задание соответствующее блоку «А» в ЕГЭ.
3.Слайд № 31. Выполните задание соответствующее блоку «В» в ЕГЭ. На эту работу вам дается 2 минуты.
4. Слайд № 32. Выполните задание соответствующее блоку «С» в ЕГЭ. На эту работу вам дается 3 минуты.
5.Какие изменения происходили с экономической системой после Февральской революции? Работа с текстом.
6. Какие изменения происходили с экономической системой после Событий 1991 года?
Подсказка слайд № 33-35.
Преступаем к рассмотрению пятого пункта нашего плана.
1. Слайд № 36. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
1) Слайд № 37. Проанализируйте причины Февральской революции:
А) дестабилизирующее влияние войны на все стороны общественной жизни;
Б) неразрешимость основных социальных противоречий, породивших революцию 1905г.;
В) падение престижа императорской власти;
Г) раскол между «верхами» и «низами» русского общества.
2. Какие изменения произошли с нашим государством, после этих событий?
Февральская революция произошла на переходном этапе из аграрного государства в индустриальное, а индустриализация предусматривает модернизацию во всех сферах жизни общества, в том числе и в политической сфере. В России не произошло диалога между властью и обществом, поэтому произошла революция.
2. Прочитайте документы и ответьте на вопросы. Слайд №38
Из речи М.С.Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 11 марта 1985 г.
Стратегическая линия, выработанная на XXVII съезде, последующих Пленумах ЦК при деятельном участии Юрия Владимировича Андропова и Константина Устиновича Черненко, была и остается неизменной. Это линия на ускорение социально-экономического развития страны, на совершенствование всех сторон жизни общества. Речь идет о преобразовании материально-технической базы производства. Речь идет о совершенствовании системы общественных отношений, прежде всего экономических. Речь идет о развитии самого человека, о качественном улучшении материальных условий его жизни и труда, его духовного облика.
Из воспоминаний М.С.Горбачева «Жизнь и реформы»
Речь шла не о революции, а именно о совершенствовании системы. Тогда мы верили в такую возможность.
1.Чем была вызвана необходимость масштабных преобразований советского общества в середине 80-х г.г.?
Перестройка была необходима из индустриальной стадии в постиндустриальную, из тоталитарного политического режима в демократический, из командной экономической системы в рыночную от этого зависело, будет ли Россия на стадии застоя или будет стремится стать передовым государством. За застой выступала партийная номенклатура, но это было губительно для экономики в период «Холодной войны».
Подобные преобразования проводились в России Петром I, И.В.Сталиным, но они проводились под жестким контролем государственных властей. А перестройка началась с политики гласности. Любые реформы народ принимает как посягательство на традиционные устои и критикует все новое и чуждое для него.
Ответы на письменные задания.
Тест №1. Слайд №4. Ответ – 2.
Тест №2. Слайд №8.Ответы: 1-1; 2-4; 3-2.
Тест №3. Слайд №28.Ответы:
-
-
Тест 4. Слайд №30.Ответы – 3.
Тест 5. Слайд №31.Ответы :
-
-
Черты сходства
|
Черты отличия
|
1
|
3
|
2
|
4
|
|
|
|