ВВЕДЕНИЕ 2
Тема 1. Основание городов и острогов на территории Приенисейского края 4
Занятие № 1 «Основание городов и острогов на территории Приенисейского края» 5
Тема 2. Социальные отношения и классовая борьба на территории Сибирской губернии в 17 веке 14
Занятие № 2 «Социальные отношения и классовая борьба на территории Сибирской губернии в 17 веке» 15
Занятие № 3 «Русское население края в период первоначального его освоения» 21
Тема 3. Красноярская шатость 1695-1700г.г. 39
Занятие № 4 «Красноярская шатость 1695-1700г.г.» 40
Тема 4. Социальные и политические отношения на территории Енисейской губернии XVIII – XIX веках 45
Занятие № 5 «Социальные и политические отношения на территории Енисейской губернии XVIII – XIX веках» 46
Занятие № 6 «Социальные и политические отношения на территории Енисейской губернии в XIX веке» 52
Тема 5. Енисейская губерния между двумя революциями 57
Занятие № 7 «Енисейская губерния между двумя революциями» 58
Тема 6. Временное Сибирское правительство и его деятельность 62
Занятие № 8 «Гражданская война (1918 – 1920г.г.)» 63
Занятие № 9 Временное Сибирское правительство и его деятельность 68
Тема 7. Восстановление разрушенного хозяйства в 20-е годы. Политика НЭП на территории Енисейской губернии 76
Занятие № 10 «Восстановление разрушенного хозяйства в 20-е годы. Политика НЭП на территории Енисейской губернии» 77
Занятие № 11 «Восстановление разрушенного хозяйства в 20-е годы. Политика НЭП на территории Енисейской губернии (продолжение темы)» 78
Тема 8. Индустриализация и коллективизация в Красноярском крае 87
Занятие № 12 «Индустриализация и коллективизация в Красноярском крае» 88
Занятие № 13 «Коллективизация в Красноярском крае» 98
Тема 9. Край в годы Великой Отечественной войны 105
Занятие № 14 «Край в годы Великой Отечественной войны» 106
Занятие № 15 «Подвиги красноярцев на фронтах Великой Отечественной войны» 116
Тема 10. Социально-политическое развитие края в 1946-1980 годы 123
Занятие № 16 Социально-политическое развитие края в 1946-1980 годы 124
Тема 11. Красноярский край на пороге XXI века. 128
Занятие № 17 «Красноярский край на пороге XXI века» 129
Занятие № 18 «Профессия губернатор: Зубов – Лебедь – Хлопонин» 140
Справочные материалы 147
Терминологический словарь (XVII – XIX века)
«Социально – политическая история края» 147
Словарь исторических терминов и понятий (XX век) по дисциплине «Социально–политическая история края» 149
Тесты для проверки остаточных знаний по дисциплине «Социально-политическая история края» 153
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА, ПОСВЯЩЕННОГО ОБРАЗОВАНИЮ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 162
ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИСТОРИИ КРАЯ» 173
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителя и подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Социально-политическая история края».
Пособие содержит поурочные планы, опорные конспекты лекций, тестовые задания для текущего и итогового контроля. К семинарским занятиям разработаны вопросы для обсуждения и указана литература для самостоятельной подготовки, подобраны исторические документы.
Самостоятельная работа студентов с историческими документами и познавательными заданиями ориентирована на раскрытие и обоснование личной позиции по отношению к рассматриваемым событиям и явлениям, на выражение оценки жизненного пути, действий тех или иных лиц, деятельности общественных групп.
Знания о прошлом родного края – важная составляющая исторического образования. Вопросы по истории края рассматриваются, раскрываются, исходя из следующего: прошлое нашего края - это часть истории России и мировой истории.
Задания подобраны к следующим темам:
1.«Социальные отношения и классовая борьба на территории Приенисейского края в XVII веке»
2.«Социальные отношения на территории Енисейской губернии в XIX веке»
3.«Гражданская война на территории Енисейской губернии (1918-1920 годы)»
4.«Коллективизация в Красноярском крае»
5.«Край в годы Великой Отечественной войны»
6.«Красноярский край на пороге XXI века»
В пособии предлагаются задания разных типов:
- задания репродуктивного характера, позволяющие проверить усвоение информации, даваемой в готовом виде;
- задания, ориентированные на аналитическую деятельность, рассчитанные на развитие творческого мышления (умение выделять главное, давать оценку, сравнивать, рассуждать, доказывать и т. д.);
- задания, требующие применения знаний в значительно измененных условиях, в том числе с использованием внутрипредметных и межпредметных связей, а также знаний, получаемых из средств внеурочной информации.
В помощь учителю к поурочным разработкам прилагаются справочные материалы, включающие «Терминологический словарь (XVII-XIX в.в.)» и «Словарь исторических терминов и понятий (XX век)» по социально-политической истории края.
В пособии прилагаются разработки внеурочных мероприятий: «Сценарий вечера, посвященного образованию Красноярского края» и «Игра путешествие». Проведение внеаудиторных мероприятий не только повышают интерес учащихся к истории края, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания предмета, формирование осознанной гражданской позиции, становление социально-ответственной личности.
|