Главная страница

Тема Основание городов и острогов на территории Приенисейского края 4


Скачать 2.26 Mb.
Название Тема Основание городов и острогов на территории Приенисейского края 4
страница 4/22
Дата 10.03.2016
Размер 2.26 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Занятие № 3 «Русское население края в период первоначального его освоения»



Практическое занятие №1
Вид занятия: семинар
Цели занятия.

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по теме

  • расширить представления студентов о жизни, правах и обязанностях основных групп населения, живших на территории Приенисейского края в 17 веке

  • подвести студентов к выводу об общности судеб народов Приенисейского края и России в целом

  • провести контроль знаний по теме

Развивающие:

  • развивать информационную культуру, т.е. ориентировать учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование

  • развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности

  • используя групповую работу, способствовать развитию умений, общаться, вести полемику

Воспитательные:

  • воспитывать культуру межэтнического общения, уважение к истории и культуре  своего и других народов



Обеспечение урока: раздаточный материал (исторические документы, карты, тесты для контроля знаний), аудиозапись.
Ход занятия:
1.Организационный момент.

2.Сообщение темы, плана и цели занятия.

3.Актуализация опорных знаний.

4.Работа в группах.

4.1 Задание № 1 (для всех групп):

«Найдите ошибки. Что в данном тексте не соответствует исторической действительности?»

4.2 Задание № 2 (для каждой группы):

« Портрет исторической личности. Угадайте, кто это?»

4.3 Задание № 3(для каждой группы):

«Привести в соответствие»

4.4 Обсуждение докладов, сообщений по вопросам семинарского занятия (задания даны заранее по группам)

1 группа

1) Коренные жители края до присоединения к России.

2) Ясачное население в 17 веке.

2 группа

1)Основание Красноярского острога.

2)Андрей Дубенской – основатель Красноярска.

3 группа

1)Основные группы русского населения края, их права и обязанности:

а) казачество;

б) крестьяне;

в) посадские жители.

2)Воеводское управление.

4 группа

1)Культура и быт сибиряков в 17 веке:

а) материальная культура сибиряков;

б) духовная культура.

4.5 Задание № 5 (для каждой группы):

«Прочитать исторический документ и ответить на вопросы»

5. Общие выводы по теме.

6. Контроль знаний (тестирование).

7. Подведение итогов занятия.

8. Выдача домашнего задания (Сделать запись интервью с Андреем Дубенским).
Конспект урока
1.Организационный момент.

2.Сообщение темы, плана и цели занятия.
Тема сегодняшнего семинарского занятия: «Русское население края в период первоначального его освоения»

Цель занятия:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по теме

  • расширить представления о жизни, правах и обязанностях основных групп населения, живших на территории Приенисейского края в 17 веке.


После заслушивания ваших сообщений, докладов, выполнения групповых и индивидуальных заданий, изучения исторических документов, мы сообща попытаемся ответить на следующие вопросы:
1 -Кто они были наши далекие предки, жившие в17 веке?

2 - Чем жизнь трудового люда Приенисейского края отличалась от жизни крестьян и посадских людей в Европейской части России? В чем было сходство?

3 – Как складывались отношения русских людей с коренными жителями края?

4 - Что означает выражение «сибирский характер»? Какие качества от наших далеких предков унаследовали мы с вами?
Вы сегодня можете заработать две оценки на занятии. Одну оценку за активное участие в обсуждении вопросов семинара и оценку за письменную работу - контрольный тест по теме, который будет проведен в конце урока.
3.Актуализация опорных знаний.
Освоение Сибири – один из этапов движения русских людей на восток «встречь солнцу». О Енисее землепроходцы знали давно.

-Когда первые русские проникли в устье Енисея? (В начале – середине 16 века в его устье уже заходили поморские суда - кочи.)

-Когда на иностранных картах Сибири со слов русских людей были показаны устье Енисея и полуостров Таймыр? (В самом начале 17 века со слов русских на иностранных картах Сибири были показаны устье Енисея и полуостров Таймыр.)

-Каковы причины активизации продвижения русских в Сибирь? (Крепнувшее единое Российское государство расширяло торговые связи с развитыми западно-европейскими странами. Пушнина там пользовалась большим спросом, а ее запасы в Европейской России истощались.)

- В чем заключалась главная причина активизации русских на востоке?

(И все же главная причина активизации русских на востоке заключалась в социальной области. Усиливающийся крепостнический гнет вынуждал многих крестьян и посадских бежать на окраины в поисках лучшей, свободной жизни.)

-Показать на карте Северный Ледовитый океан, Енисей, территорию Приенисейского края, освоенного русскими к концу 17 века, Красноярск
4.1 Задание № 1 (для всех групп):

Найдите ошибки. Что в данном тексте не соответствует исторической действительности?

Поход Степана Разина в Сибирь в 1581 – 1582 годах и последующие действия царских воевод открыли более легкие пути за Карпатские горы. Старый морской путь в бассейн Енисея по «Дышучему морю», как называли в то время Индийский океан, был почти оставлен…Во много раз удобнее и короче была новая разведанная дорога по Оби на Кемь. На этой дороге и был поставлен в 1619 году Красноярский острог. Он являлся наследником основанной в 1601г. в устье Таза « златокипящей» Москвы, крупного центра добычи пушнины и самого северного в мире торгово-ремесленного производства.
Ошибки: 1)Степан Разин – Ермак, 2)Карпатские горы – Урал, 3)Индийский океан – Северный Ледовитый океан, 4) Красноярский острог – Енисейский острог, 5)Москва – Мангазея
Группа, выполнившая задание первой, зачитывает ответ


    1. Задание № 2 (для каждой группы):


Портрет исторической личности. Угадайте, кто это?
Задание № 2

(для второй группы)

1 Портрет исторической личности. Угадайте, кто это?

1. Происходил из старинного дворянского, но захудалого рода.

2. Его предки из Дорогобужского уезда ( Смоленщина) начали служить Московскому Великому князю Василию II в 1425 году.

3. Был основателем одного из сибирских городов.

4. За сибирскую службу из детей боярских был переведен в уездные дворяне.

5. Руководил отрядом самообороны в Москве во время предполагаемого набега крымских татар в 1634 г. (Андрей Дубенский)

Задание № 2

(для первой группы)

2 Портрет исторической личности. Угадайте, кто это?

1. Сын патриарха Филарета.

2. Основатель новой царской династии.

3. Начало его правления связано с трудным моментом в русской истории.

4. На царство избран на Земском Соборе.

5. Во время его правления был основан Красноярский острог. (Царь Михаил Федорович Романов, 1613 – 1645 годы правления)
Задание № 2

(дл третьей группы)

3 Портрет исторической личности. Угадайте, кто это ?

1. Историк Н.М.Карамзин сказал об этом человеке: «…был роду безвестного, но душою великой».

2. Настоящее имя его является предметом споров. Историки приписывают ему семь имен.

3. Был привлечен к выполнению важной для Российского государства задаче купцами Строгановыми.

4. Утонул в Иртыше.

5. Этому человеку посвящена одна из картин художника В.И.Сурикова. (Ермак Тимофеевич –?-1585 -казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, в результате которого распалось Сибирское ханство Кучума и было положено начало присоединения Сибири к Российскому государству)

Задание № 2

(для четвертой группы)

4 Портрет исторической личности. Угадайте, кто это?

1. Великокняжеский престол занял в трехлетнем возрасте.

2. В 1547 г. впервые в русской истории коронован на царство.

3. В его правление были взяты Казань и Астрахань.

4. В народе о нем сохранилась память как о царе-тиране.

5.Один из его сыновей был женат на сестре Бориса Годунова ( Царь Иван IV Грозный -1533 -1584 годы правления)

    1. Задание № 3 (для каждой группы):


Привести в соответствие

Задание № 3

(для первой группы)

Соотнесите правильно термины и названия:

а) надолбы

1)система земледелия, при которой не использовались удобрения

б) перелог

2) монета достоинством в 50 копеек

в) острог

3) оборонительные сооружения из вбитых наклонно заостренных бревен

г) струг

4) деревянная крепость

д) полтина

5) речное гребное судно

ответ: а- 3, б-1, в-4, г-5, д-2

Задание № 3

(для второй группы)

Cоотнесите правильно термины и названия:

а) толмач

1) у монголов и калмыков племенной вождь

б) князец

2) переводчик

в) записной казак

3) податной, не входил ни в одно из сословий, имел право неограниченного передвижения

г) гулящий человек

4) вооруженный крестьянин, записанный в запасную воинскую часть

д) тайша

5) русское название членов родоплеменной знати у енисейских киргизов

ответ: а-2, б-5, в-4, г-3, д-1

Задание № 3

(для третьей группы)

Приведите в соответствие даты и события:

а) 1598 г.

1) поход Ермака в Сибирь

б) 1628 г.

2) основание Енисейского острога

в) 1581 г.

3) подписание Кяхтинского договора

г) 1728 г.

4) присоединение Сибири к России

д) 1619 г.

5) основание Красноярска

ответ: а-4,б-5, в-1,г-3, д-2

Задание № 3

(для четвертой группы)

Приведите в соответствие:

а) Ермак


1) первый русский царь

б) Мусин-Пушкин

2) основатель Красноярска.

в) Яков Хрипунов

3) Красноярский воевода, при котором прекратилось самое длительное в истории Сибири вооруженное восстание «Красноярская шатость»

г) Андрей Дубенский

д)Иван Грозный


4) Казачий атаман, совершивший поход в Западную Сибирь против хана Кучума

5) Енисейский воевода, первым попытавшийся подчинить енисейских киргизов и их киштымов

ответ: а-4, б-3, в-5, г-2, д-1
4.4 Обсуждение докладов, рефератов, сообщений по вопросам семинарского занятия (задания даны заранее по группам)
К семинарскому занятию вы готовили по группам следующие доклады и сообщения:

1 группа

1) Коренные жители края до присоединения к России.

2) Ясачное население в 17 веке.

Вопросы:

1. Какие народы проживали в крае?

2. Чем занимались хакасы, кеты, самодийцы и тунгусы?

3. На какой ступени общественного развития находились коренные народы Сибири до прихода русских?

4. Какую политику проводила русская администрация по отношению к ясачным людям?

5. Почему правительство запрещало сгонять ясачных с их земель?

6. К какой группе русского населения по своему положению были близки ясачные люди?

2 группа

1)Основание Красноярского острога.

2)Андрей Дубенской – основатель Красноярска.

Вопросы:

1. Можно ли утверждать, что жизнь Андрея Дубенского – это подвиг.

2. Предпосылки основания Красноярска.

3. Строительство острога.

4. Как выглядел Красноярск в 17 веке?

3 группа

1)Основные группы русского населения края, их права и обязанности:

а) казачество;

б) крестьяне;

в) посадские жители.

2)Воеводское управление.

Вопросы:

1. Какие обязанности выполняли казаки?

2. Какое жалованье получали казаки за государеву службу?

3. В чем проявлялась противоречивость положения казачества?

4. К кому близки по своему положению рядовые казаки?

5. Кому принадлежали земли в Сибири?

6. В чем заключалась феодальная зависимость сибирских крестьян?

7. Сравните положение сибирских крестьян с положением крестьян в Европейской части страны. В чем сходство и различие?

8. Каковы особенности формирования посадского населения в Сибири?

9. Обязанности воеводы в Сибири.

4 группа

1) Жизнь и быт сибиряков в 17 веке:

а) материальная культура сибиряков;

б) духовная культура.

Вопросы:

1. Перечислите особенности материальной культуры русских сибиряков.

2.Чем сибиряк отличался от русского жителя зауральской России?

3. Как проводили свой досуг сибиряки?


    1. Задание № 5 (для каждой группы):

Прочитать исторический документ и ответить на вопросы

Задание № 5

(для второй группы)

Документ №1. Поручная запись десятника Никиты Хохрякова со своим десятком о службе в Красном Яре 1627г.

«Се аз десятник Никита Хохряков да ево десяток: Фетка Жуков, да Васька Тулов, да Макарка Артемьев, да Артюшка Ворона, да Гришка Щербак, да Тимошка Степанов, да Сенька Гаврилов, да Ивашка Черный, да Потапка Иванов, да Стенька Плехан поручились есмя промеж себя всем десяткам, десятью человеки, друг по друг у сотника Ермолая Астафьева в том: быти нам на государевой на Красном Яру на житье в казаках и государева служба служити, а не воровати, корчмы и… и не держати, а кто из нас десяти человек сбежит и на нас на порутчиках, на мне Микитке и на товарищах моих, государево жалованье, денежное и хлебное, и пеня государева, в пене, что государь укажет и наши порутчиковы головы в его голову место. На то послуси (свидетели)».

Вопросы к документу:

1. С какой целью бралась поручная запись?

2. Была ли круговая порука в феодальной России типичным явлением?

Пеня - штраф, денежный начет.

Корчма – в дореволюционной России постоялый двор, трактир, харчевня.

Зернь – небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметами игры, особенно распространённой в 16-17 веках.

Задание № 5

(для первой группы)

Документ №2. Сказка красноярских казаков о состоянии хлебопашества в Красноярске. 1680г.
«В городе… купили пуд муки ржаной по 2 гривны и больше, да и купить не у ково, потому что от разорения киргиз многие пашни запустели, да и пахать им киргизы далеко от города не дают, а который хлеб в 187_году сеян и тот хлеб весь вызяб, а достальной киргизы потоптали и выжгли.»

Вопросы к документу:

Почему Красноярску не хватало своего хлеба?

Гривна – денежная единица, так в Сибири называли гривенник, монету достоинством в 10 коп.
Задание № 5

(для третьей группы)
Документ №3. Рапорт сына боярского К. Хворова в Тобольск . 1668г.
«… енисейские служилые люди как и монастырские крестьяне и посадский человек Иван Соловар по Тасееве и по Усолке пашни на себя пашут и соль варят и слуду копают и железо делают».

Вопросы к документу:

1.О каких занятиях казаков здесь идет речь?

2. Почему рядовые казаки вынуждены были обращаться к этим занятиям?
Задание № 5

(для четвертой группы)
Документ №4. Челобитная енисейских посадских в Москву. 1648г.

«Живём мы, сироты твои, в Енисейском остроге в посадских жильчишках не в давних лет, а иные, государь, вновь записываютца в посадское житьё. И живучи в посаде мы, сироты твои, в Енисейском остроге на посаде твои государевы службы служим в съезжей и таможенной избах и у пятинново выдельново и у покупного хлеба и у мельниц и у твоей государевны новой соляной пошлины и у табашной продажи в Енисейском и в отъезде на Красном Яру и всякие службы служим и оброку с себя в твою государеву казну в съезжей избе по окладу платим. И у которых из нас пашнишка есть и мы… с тех пашнишек платим в твою государеву казну хлебом пятый сноп… Да мы же… из Маковского острожку в Енисейский острог твои государевы хлебные ленские и енисейские и красноярские соболиными казнами и под воевод во все стороны взад и вперед волок через верст 100 и больше возим с пашенными крестьяны вместе и зимой и летом безпереводно».

Вопросы к документу:

  1. Чем сибирские посадские отличаются от российских посадских?

  2. Чем положение посадских отличалось от положения других слоев населения?

Объезжая изба – канцелярия воеводы в городах 17-18 веков.

Таможня – государственное учреждение, осуществляющее контроль над провозом грузов, и взимание установленных пошлин и иных сборов с этих товаров.

5. Общие выводы по теме.(Ответы на вопросы)

  1. Кто они были наши далекие предки, жившие в17 веке?

  2. Чем жизнь трудового люда Приенисейского края отличалась от жизни крестьян и посадских людей в Европейской части России? В чем было сходство?

  3. Как складывались отношения русских людей с коренными жителями края?

  4. Что означает выражение «сибирский характер»?Какие качества от наших далеких предков унаследовали мы с вами?

Таким образом, мы видим, что Приенисейский край и сибирский регион в целом - есть продукт взаимодействия различных цивилизаций. Определяющими чертами этого взаимодействия являются: полиэтничность, поликонфессиональность,  способность к диалогу культур, веротерпимость, толерантность, открытость культуры, способность к культурной адаптации и т.д. Данное региональное своеобразие выступает как выражение общенациональной специфики интегративного характера Российской цивилизации (Запад-Восток).
6. Контроль знаний (тестирование).
7. Подведение итогов занятия.
8. Выдача домашнего задания (сделать запись интервью с Андреем Дубенским).
Представьте, что Вы – журналист и Вам выдалась возможность задать вопросы самому Андрею Дубенскому. Продумайте, о чем бы Вы хотели спросить этого великого человека и какие возможные ответы на ваши вопросы вы могли бы услышать. Результаты своей работы оформите письменно.
Тест 1 вариант

1. Русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев считал, что слово «Сибирь» татарского происхождения и на татарском языке означает:

а) название племени, обитавшего в V веке на Оби

б) этническую группу пращуров древних угров, обитавших на реке Иртыш

в) «первый» или «главный»

г) название реки

2. Самый короткий и удобный путь из европейской части России на Енисей в начале 17 века – это:

а) дорога по Оби на Кемь

б) путь из Обской губы по реке Таз к волоку на Турухан

в) морской путь по Северному Ледовитому океану в бассейн Енисея

г) морской путь по Черному морю

3. Оборонительные сооружения из вбитых наклонно заостренных бревен:

а) укрепления

б) подклет

в) надолбы

г) улус

4. К концу 17 века Красноярск:

а) был 2 –ым центром ремесла и торговли в Сибири

б) был разрядным городом

в) оставался главным образом военной крепостью

г) стал столицей Сибири

5. Какой урожай зерновых собирали к концу 17 века в крае с 5-8 тысяч десятин посева (тысяч пудов):

а) 80

б) 100

в) 400

г) 600

6. Небольшое морское судно в Поморье, пригодное для плавания в арктических морях:

а) коч

б) струг

в) яхта

г) пирога

7. К концу 17 века вторым центром ремесла и торговли в Сибири стал:

а) Красноярск

б) Енисейск

в) Туруханск

г) Канск

8. Присуды (мелкие административные единицы в уезде) возглавляли:

а) атаманы

б) воеводы

в) приказчики

г) судейки

9. Численность коренного населения Приенисейского края до прихода русских :

а) 25 тыс. чел.

б) 300 тыс. чел.

в) 2 млн. чел.

г) 130 чел.

10. «Киргизская землица» делилась на:

а) остроги

б) уезды

в) улусы

г) города

11. Ясак – это:

а) переводчик

б) небольшое морское судно

в) подать пушниной, взимаемая с нерусского населения

г) пленник, из числа коренных сибирских жителей

12. Договор, заключенный с Маньчжурией в 1728 г :

а) Брестский

б) Парижский

в) Кяхтинский

г) Версальский

13. Красноярский уезд до второй половины 17 века подчинялся:

а) Енисейску

б) Туруханску

в) Канску

г) Томску

14. Год основания Красного или Новокачинского острога:

а) 1703

б) 1628

в) 1601

г) 1728

15. В Приенисейском крае в 17 веке сеяли преимущественно серые и черные хлеба (Укажите лишнее):

а) пшеница

б) рожь

в) овес

г) ячмень

Тест 2 вариант

1. Поход Ермака в Сибирь начался в:

а) 1552г.

б) 1581г.

в) 1623г.

г) 1598г.

2. Главная роль в присоединении Восточной Сибири к России с 1619г. окончательно переходит к:

а) Мангазее

б) Новокачинскому острогу

в) Енисейскому острогу

г) Тюмени

3. Первоначальное название Красноярска:

а) Мангазея

б) Енисейский острог

в) Илимск

г) Красный или Новокачинский острог

4. Все земли Сибири считались собственностью:

а) государства

б) помещиков-крепостников

в) воевод

г) людей, проживающих на этих землях

5. Енисейские киргизы в русских исторических документах начала 17 века - это:

а) кеты

б) монголы

в) эвенки

г) хакасы

6. Остроги, основанные енисейскими казаками:

а) Иркутск

б) Братск

в) Баргузинск

г) все ответы верные

7. Название самого длительного в истории Сибири вооруженного восстания:

а) Смутное время

б) Медный бунт

в) Красноярская шатость

г) Соляной бунт

8. В состав края в 17 веке входили уезды:

а) Мангазейский, Томский, Иркутский

б) Енисейский, Туруханский, Красноярский

в) Красноярский, Маковский, Мангазейский

г) Красноярский, Енисейский, Мангазейский

9. Киштымы – это:

а) енисейские киргизы

б) данники енисейских киргизов

в) русские поселенцы

г) пашенные крестьяне

10. Время правления царя Ивана Грозного (годы):

а) 1019 -1054

б) 1668 -1725

в) 1533 – 1584

г) 1613 – 1646

11. Присуды возглавляли:

а) воеводы

б) приказчики

в) атаманы

г) старосты

12. Город, в подчинении которого находились Мангазейский, Енисейский, Красноярский уезды со второй половины 17 века:

а) Красноярск

б) Енисейск

в) Томск

г) Мангазея

13.Улусы возглавляли:

а) приказчики

б) атаманы

в) князцы

г) воеводы

14. Старинное огнестрельное оружие:

а) подклет

б) лабаз

в) пищаль

г) карбас

15.Начало широкого проникновения русских в Сибирь (век):

а) 13

б) 19

в) 16

г) 20

Тест 3 вариант

1. Автор следующих сстрок: «После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторах которой старую Русь можно было уложить несколько раз…»:

а) В.Распутин

б) В.Астафьев

в) А.С.Пушкин

г) А.Бушков

2. Енисейский воевода, первым попытавшийся подчинить многочисленных енисейских киргизов и их киштымов:

а) Семен Дурново

б) Федор Чанчиков

в) Мирон Башковский

г) Яков Хрипунов

3. Натуральная повинность, несение которой зависело от размеров крестьянского поля:

а) «пятинный» или «отсыпной» хлеб

б) оброк

в) государева или десятинная пашня

г) церковная десятина

4. Размер годового денежного жалованья пеших казаков в 17 веке:

а) 7 рублей 10 копеек

б) 5 рублей

в) 100 рублей

г) 17 рублей 70 копеек

5. « Восставшие драли его за волосы и под бока и по щекам били», затем посадили «в наполненную до половины камнями крытую лодку и оттолкнули от берега». Воевода, с которым так поступили красноярцы во время «Красноярской шатости»:

а) Семен Дурново

б) Алексей Башковский

в) Мусин-Пушкин

г) Мирон Башковский

6. В каком веке на иностранных картах были показаны устье Енисея и остров Таймыр?

а) XIII

б) XVII

в) XIX .

г) XVIII .

7.Годы «Красноярской шатости»:

а) 1701 – 1721

б) 1648 - 1654

в) 1695 – 1700

г) 1667 – 1669

8.Кто в Сибири в 17 веке управлял уездом?

а) князец

б) воевода

в) городничий

г) приказчик

9. Лихоимец – это:

а) данник енисейских киргизов

б) корыстолюбивый человек, взяточник

в) высшая воинская должность у казаков

г) заложник

10. Год основания Мангазеи:

а) 1619

б) 1703

в) 1598

г) 1601

11. Надолбы –это:

а) древнее оружие

б) оборонительные сооружения

в) музыкальный инструмент

г) жилое здание

12. Какому городу подчинялись уезды Приенисейского края до второй половины 17 века?

а) Енисейску

б) Норильску

в) Томску

г) Туруханску

13.Время окончательного присоединения Сибирского ханства к России (год):

а) 1552

б) 1556.

в) 1728

г)1598

14.Численность отряда казаков, набранного Андреем Дубенским для строительства Красноярского острога (человек):

а) 500

б) 759

в) 400

г) 303

15. Название современных хакасов в17 веке – это:

а) кеты

б) самодийцы

в) ненцы

г) енисейские киргизы

Тест 4 вариант

1. Поход Ермака в Сибирь финансировали:

а) купцы Демидовы

б) правительство Ивана IV

в) поволжские казаки

г) купцы Строгановы

2. Сословие, представители которого составляли половину русского населения Приенисейского края в 17 веке:

а) крестьяне

б) посадские люди

в) помещики

г) казаки и члены их семей

3. Заложник из племенной знати, которого держали под караулом в уездных городах, чтобы его сородичи исправно платили ясак и признавали воеводскую власть:

а) радман

б) аманат

в) князец

г) киштым

4. Главная причина восстания в Красном Яре в 1631 году:

а) несвоевременная доставка хлеба

б) недовольство жителей произволом, чинимым воеводой Алексеем Башковским

в) нежелание служилых людей идти в поход на «немирного» тунгусского князца Тасея

г) введение крепостнических порядков в Сибири

5. Год основания Красноярска:

а) 1619 .

б)1598 .

в) 1581

г) 1628

6. Острог, основанный Андреем Дубенским:

а) Енисейский

б) Новокачинский

в) Иркутский

г) Ачинский

7. Название современных эвенков и эвенов в дореволюционной России:

а) кеты

б) якуты

в) хазары

г) тунгусы

8. Размер годового денежного жалованья конного казака в Сибири в 17 веке:

а) 90 рублей

б) 5 рублей

в) 7 рублей 50 копеек

г) 4 рубля

9. Перелог – это:

а) деревянная крепость

б) оборонительное сооружение из вбитых наклонно заостренных бревен

в) штраф, денежный начет

г) система земледелия, при которой не использовались удобрения

10. Деревянная крепость; тюрьма; частокол или палисадник из вверху заостренных свай – назовите все одним словом:

а) посад

б) станок

в) слобода

г) острог

11. Струг – это:

а) небольшое морское судно у жителей Поморья в 17 веке

б) военно-морское судно 19 века

в) речное гребное и парусное судно

г) оборонительное сооружение

12. Ясак – это:

а) подать коренных жителей пушниной

б) плата за проезд через Сибирь

в) штраф за нарушение законов

г) совокупность платежей и повинностей русских крестьян

13. Верховный правитель в Древнехакасском государстве:

а) князец

б) аманат

в) каган

г) ясырь

14. Уезды в Сибири делились на:

а) слободы

б) остроги

в) присуды

г) посады

15. Обязанности, которые должны были выполнять сибирские воеводы:

а) отвечать за сбор налогов в уезде

б) следить за поступлением ясака

в) осуществлять суд и расправу

г) все ответы правильные

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22