Частное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «Развитие» г. Армавира
__________________________________________________________________________________
(из опыта работы пилотной школы)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
СБОРНИК
самостоятельных и
проверочных работ
по литературе
учени__ 11 класса
____________________
_____________________
|
Часть 1
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
2013 – 2014 учебный год
Дорогой выпускник!
Ты раскрыл сборник заданий по литературе для 11 класса.
Сборник состоит из Стартовой и Итоговой работ, а также вопросов для самостоятельной работы по произведениям русской литературы XX века.
Также ты найдешь в тетради список произведений для изучения на уроках по плану и уроках внеклассного чтения и список тем сочинений для работы в течение всего года.
Все задания выполняй в школьной тетради по литературе.
Справочник также содержит краткие сведения по истории и теории литературы и планы анализа литературного произведения.
Обратившись к последним страницам справочника, ты сможешь самостоятельно оценить свою работу по таблицам «Оценка сочинений» и «Оценка грамотности сочинений».
Успехов тебе в изучении литературы!
Содержание
-
Стартовая проверочная работа……………………………………………………..............
Список произведений по курсу «Русская литература ХХ века» для чтения и изучения………………………………………………………………………………………………...
Траектория изучения курса и сдачи зачетов…………………………………..................
«Планируемые результаты изучения литературы в 11 классе (требования к уровню подготовки)»……………………………………………………….....................................
Часть первая «Литература первой четверти ХХ века»…………………………………
Часть вторая «Литература Советского периода»…………………………......................
Итоговые полугодовое и годовое сочинения по литературе ХХ века (рекомендации)..........................................................................................................................
Приложение 1 «Периодизация русской литературы»……………………………………
Приложение 2 «Развитие русской литературы ХХ века»………………………………..
Приложение 3 «Анализ художественного произведения».………………………………
Приложение 4 «Теория литературы»……………………………………………………….
Приложение 5 Темы сочинений по русской литературе ХХ века»…………………….
Приложение 6 «Оценка сочинений»………………………………………………………..
Приложение 7 «Оценка грамотности сочинений»……………………………………….
|
стр.2
стр. 6
стр.8
стр. 12
стр. 13
стр. 25
стр. 35
стр. 36
стр. 37
стр. 58
стр. 60
стр. 67
стр. 74
стр. 75
|
Стартовая проверочная работа
(выполняется в тетради по литературе, самооценка и оценка учителя производятся там же)
Цели: выявление остаточных знаний и умений за курс основной общей школы;
подготовка к практической коррекционной работе
Какое знание, умение проверяется
|
Содержание работы
|
Критерии оценки
(правильность)
|
Знание произведений русской классической литературы;
понимание идеи произведения;
умение аргументированно высказывать свою точку зрения в позиции «читателя-критика»
|
Прочитайте вступление к опере современного нам композитора. В основе либретто лежит одно из известнейших произведений русской прозы второй половины XIX в.
Давно в прошлы лета
Людского бытия
Наш род не знал запрета,
Как волк или змея.
И вздох наш был случаен,
И взгляд был полон тьмы,
Покуда Святых Таин
Не приобщились мы.
Как слабо наше тело:
Ему тревожна весть,
Что зверю нет предела,
А человеку есть.
Еще она тревожна
Гордыней вселюдской,
Ты ей скажи «не можно» -
Отымешь враз покой.
Определите, какое литературное произведение является первоисточником либретто и аргументируйте свою точку зрения (8 – 10 предложений), опираясь на содержание этого произведения. Назовите автора.
|
20 б:
название – 3 б,
автор – 3 б,
аргументированный ответ-сравнение отрывка оперы и произведения – 14 б.
|
Знание произведений русской классической литературы;
понимание идеи произведения;
умение аргументированно высказывать свою точку зрения в позиции «читателя-критика»
|
Спустя несколько лет после своего появления одно из классических произведений русской литературы XIX в. было инсценировано и предстало перед публикой в виде оперы. Неуспех постановки был обусловлен большей частью тем, что превосходная проза первоисточника была заменена в либретто дурными стихами.
Ария главной героини
Ночи мне тяжки:
Страшно в потемках,
Словно в могиле,
Точно зарыли;
Слышу я пенье,
Точно хоронят,
Только так тихо,
Только далеко.
Скучно мне, скучно!
Коль не увижу,
Ты меня слушай
Хоть издалека!
Буйные ветры,
Перенесите
Вы мою скуку,
Вы мои слезы!
Жизнь моя, радость,
Где ты мой милый?
Если ты любишь,
Где ты? Откликнись!
Ария второстепенной героини
Ах ты, матушка,
Ты, родимая,
По крутым горам,
По частым кустам,
Зеленым лужком
Со милым дружком
Прогулять ночку
Отпусти дочку!
Ах ты, матушка,
Ты, родимая,
Хоть пусти меня,
Хоть запри меня,
Я украдуся,
Нагуляюся,
Я тишком лужком
Со милым дружком.
Финальный хор
Здесь перед нами только тело,
Душа на небо улетела,
Зрит Судию на небесах,
Который милосерд и благ.
По приведенным выше отрывкам из текста оперы определите первоисточник. Аргументируйте свой ответ (8 – 10 предложений).
|
б:
название – 3 б,
автор – 3 б,
3) аргументированное сравнение отрывков оперы и образов произведения – 14 б.
|
Знание произведений русской классической литературы;
понимание идеи произведения;
умение аргументированно высказывать свою точку зрения в позиции «читателя-критика»;
умение характеризовать литературного героя
|
Эта опера, в отличие от двух предыдущих, почти целиком построена на тексте исходного произведения.
И здесь мне скучно!
Блеск и суета большого света не разгонят
Вечной томительной тоски!
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов,
До двадцати шести годов,
Томясь бездействием досуга,
без службы, без жены, без дел;
Себя занять я не сумел!
Мной овладело беспокойство,
Охота к перемене мест,
Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест!
Оставил я свои селенья,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ко мне являлась каждый день!
Я начал странствия без цели
Доступный чувству одному...
И что ж? К несчастью моему
И странствия мне надоели!
Я возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал!
По либретто узнайте героя. Составьте его психологический и социальный портрет (8 – 10 предложений).
Укажите автора, название, жанр произведения.
|
б:
название – 3 б,
автор – 3 б,
жанр – 3б,
психологический портрет героя оперы и литературного произведения – 11 б.
|
Знание произведений русской классической литературы;
понимание идеи произведения;
умение анализировать эпизод литературного произведения
|
Прочитайте отрывок из оперы.
Вино
Откупорено.
Итак,
Господа
Когда же решилось это страшное дело?
Москва
Пуста!
Где это так разукрасили вас, дети мои?
Даву,
Жестокий Даву
Все
Ничего,
Все
Ничего.
Глянь-ка,
Вишь,
Как
Полыхает!
Какое
Страшное
Зрелище !
Что-то тяжелое стучит во все стены
Корабли
Сожжены...
Что
С Москвой
Светлейший
Едет !
Ура ! за Отечество шли мы в смертный бой
Тянется, все тянется …
Назовите автора, название произведения, жанр.
Проанализируйте эпизод из названного произведения (8 -10 предложений), который лег в основу прочитанного вами либретто.
|
б:
название – 3 б,
автор – 3 б,
жанр – 3б.
анализ эпизода – 11 б.
|
Знание произведений русской классической литературы;
умение аргументированно характеризовать литературного героя
|
Узнайте по описанию литературного героя.
№ 1
Один из героев этого произведения, склонный к отрицанию ценностей своего социума, изучает естественные науки, дерется на дуэли, но погибает случайной смертью.
№ 2
Этот «намоленный сын» начинает свой жизненный путь с убийства, больше всего на свете любит лошадей и свободу, но, пройдя множество испытаний, приходит к осознанию Бога в душе и отправляется в монастырь.
№ 3
Неисправимый ленивец, он оказывается лучше, мудрее и чище внешне активных людей, окружающих его, но погибает, не в силах противиться своему воспитанию.
Назовите произведение и его автора, имя героя и кратко (3 – 5 предложений) охарактеризуйте его роль в системе персонажей.
|
За каждый ответ по 10 б:
герой – 1 б,
название , автор – 1 б,
аргументированная характеристика – 8 б.
Всего – 30 баллов
|
|
110 баллов
|
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО КУРСУ "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
(подчеркнуты произведения для обязательного прочтения и изучения)
1. Куприн А.И. «Олеся», «Гранатовый браслет»
2. Бунин И.А. «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Чаша жизни», «Лёгкое дыхание», «Митина любовь». Цикл «Тёмные аллеи». «Окаянные дни».
3. Горький М. «На дне», «Несвоевременные мысли»
4. Андреев Л.Н. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот», «Правила Добра» .
5. Саша Чёрный. Поэзия.
6. Аверченко А.Т. Рассказы.
7. Тэффи Н.А. Рассказы.
8. Поэзия В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Ф.К.Сологуба, Д.С.Мережковского.
9. Блок А.А. Циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость», «Фаина», «Снежная маска», «Кармен», «Родина». Поэмы «Двенадцать» и «Возмездие».
10. А.А.Ахматова. Читая «Гамлета», «В Царском Селе», «Сжала руки под темной вуалью…», «Дверь полуоткрыта…», «Хочешь знать, как все это было…», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Сероглазый король», «Он любил…», «Сегодня мне письма не принесли…» «Я не любви твоей прошу…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Ты письмо мое, милый, не комкай…», «Я пришла к поэту в гости…», «Тяжела ты, любовная память!..», «Царскосельская статуя», «Подошла. Я волненья не выдал…», «Молитва», «Памяти 19 июля 1914», «Я не знаю, ты жив или умер…», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля». Поэма «Реквием».
11. Гумилёв Н.С. «Слово», «Жираф», «Волшебная скрипка», «Шестое чувство».
12. Мандельштам О.Э. Поэзия.
13. Северянин И.В. Поэзия.
14. Поэзия кубофутуристов В.В. Хлебникова и А.Е. Кручёных.
15. Маяковский В.В. «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!». Поэма «Облако в штанах». Стихотворения «Лиличка!», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии». Поэмы «Хорошо!» и «Во весь голос». Комедии «Клоп» и «Баня».
16. Есенин С.А. Лирика. Поэма "Чёрный человек".
17. Цветаева М.И. «Молитва», «Идешь, на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Я с вызовом ношу его кольцо!..», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Москва! Какой огромный...», «Красною кистью...», «В огромном городе моём – ночь...», «Вот опять окно...», «Имя твое – птица в руке...», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...», «Соперница, а я к тебе приду...», «Полюбил богатый – бедную...», «Пригвождена к позорному столбу...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Вчера еще в глаза глядел...», «Письмо», «Попытка ревности», «Рас-стояние: версты, мили...», «Вскрыла жилы: неостановимо...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Узкий нерусский стан...», «Всюду бегут дороги...», «Чтобы помнил не часочек, не годок...».
18. Замятин Е.И. Роман «Мы».
19. Бабель И.Э. «Конармия», "Одесские рассказы".
20. Булгаков М.А. Пьесы «Дни Турбиных», «Бег». Повесть «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита».
21. Набоков В.В. Рассказы «Круг», «Облако, озеро, башня», «Истребление тиранов». Романы «Приглашение на казнь», «Защита Лужина», «Камера обскура», "Лолита".
22. Платонов А.П. «Усомнившийся Макар», «Котлован».
23. Толстой А.Н. «Пётр Первый».
24. Шолохов М.А. Рассказ «Судьба человека». Роман «Поднятая целина». Роман-эпопея «Тихий Дон».
25. Поэзия «шестидесятников» Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулиной, Р.И. Рождественского, А.А. Вознесенского.
26. Бродский И.А. Поэзия.
27. Творчество поэтов-песенников Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича, Ю.И. Визбора, В.С. Высоцкого.
28. Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор».
29. Владимов Г. «Верный Руслан».
30. Быков В. «Круглянский мост», «Сотников».
31. Некрасов В.П. «В окопах Сталинграда».
32. Воробьёв К.Д. «Это мы, господи!»
33. Распутин В.Г. Повесть «Прощание с Матёрой», рассказ «Изба».
34. Шукшин В.М. Рассказы.
35. Вампилов А.В. «Старший сын», «Утиная охота».
36. Айтматов Ч.Т. «И дольше века длится день…».
37. Ерофеев В. «Москва – Петушки».
Произведения для заучивания
наизусть
(обязательный минимум)
И.А. Бунин. 2 – 3 стихотворения по выбору учащихся.
В.Я. Брюсов. 1 – 2 стихотворения по выбору учащихся.
Н.С. Гумилёв. 1 – 2 стихотворения по выбору учащихся.
А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека …»
В.В. Маяковский. «А вы могли бы?» «Послушайте!»
С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу …»
М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано …», Стихи к Блоку («Имя твоё – птица в руке …»), «Кто создан из камня, кто создан из глины …».
О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз …»
А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати …», «Мне голос был. Он звал утешно …». «Родная земля».
Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути …»
№ п/п
|
Дата
|
Тема зачета
|
Позиция учащегося
|
Отметка о сдаче зачета
|
1
|
|
Введение. Судьба России в ХХ веке (защита презентаций)
|
Теоретик
|
|
2
|
|
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Стихотворение наизусть + анализ
|
Читатель-критик
|
|
3
|
|
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широким социально-философским обобщениям. Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик,
теоретик.
|
|
4
|
|
Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Чистый понедельник». Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
5
|
|
А.И. Куприн. Проблематика и поэтика повести «Олеся». Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
8
|
|
А.И. Куприн. Проблематика и поэтика повести «Гранатовый браслет». Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
10-11
|
|
Классное сочинение по творчеству Бунина и Куприна.
|
Читатель-критик
|
|
12
|
|
А.М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). (защита презентаций)
|
Теоретик
|
|
13
|
|
Рассказ Горького «Старуха Изергиль» (акцентное вычитывание эпического текста). Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
14
|
|
Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
15
|
|
«На дне» как социально-философская драма (акцентное вычитывание драматического текста).
|
Читатель-критик
|
|
16
|
|
Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения в пьесе Горького. Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
17
|
|
Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия. Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
18
|
|
Новаторство Горького - драматурга.
Дом. сочинение по творчеству Горького.
|
Теоретик, автор-художник
|
|
19
|
|
Серебряный век русской поэзии. Русский символизм. В.Я. Брюсов как основоположник символизма. Ответы на вопросы. Стихотворение наизусть.
|
Теоретик
|
|
20
|
|
Лирика поэтов-символистов: К.Д. Бальмонт и А. Белый. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик, теоретик
|
|
21
|
|
Акмеизм. Н.С. Гумилев. Проблематика и поэтика лирики
Н. Гумилева. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик, теоретик
|
|
22
|
|
Футуризм. Поиск новых поэтических форм в лирике И. Северянина.
Дом. соч. по поэзии Серебряного века.
|
Теоретик, читатель-критик
|
|
23
|
|
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Ранняя лирика Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик, теоретик
|
|
24
|
|
Тема «страшного» мира в лирике Блока (акцентное вычитывание лирического текста). Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
25
|
|
Тема родины в лирике А. Блока. Цикл «На поле Куликовом». Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик.
|
|
26
|
|
Поэма «Двенадцать». История создания и сложность художественного мира (акцентное вычитывание лироэпического текста). Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик.
|
|
27
|
|
Герой поэмы Блока, сюжет, композиция, художественные особенности.
|
Читатель-критик.
|
|
28
|
|
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Теоретик, читатель-критик
|
|
29
|
|
Тема России в лирике С. Есенина. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик.
|
|
30
|
|
Любовная тема в лирике Есенина. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик.
|
|
31
|
|
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик, теоретик.
|
|
32
|
|
Пушкинские мотивы в теме быстротечности человеческого бытия. Цикл «Персидские мотивы»
|
Читатель-критик, теоретик.
|
|
33-34
|
|
Классное сочинение по творчеству А. Блока и С. Есенина.
|
Критик, автор-художник
|
|
35
|
|
Литература 20-х годов XX века.Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения И. Бабель «Конармия». Ответы на вопросы.
|
Теоретик, читатель-критик
|
|
36
|
|
Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения. «Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы. Сообщение.
|
Читатель-критик.
|
|
37
|
|
Русская эмигрантская сатира. А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Сообщение.
|
Читатель-критик, теоретик.
|
|
38
|
|
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика поэта. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик, теоретик.
|
|
39
|
|
«Облако в штанах»: проблематика поэтика. Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик
|
|
40
|
|
Сатирическая лирика. «Прозаседавшиеся». Наизусть.
|
Читатель-критик
|
|
41
|
|
Своеобразие любовной лирики поэта. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик
|
|
42
|
|
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель-критик
|
|
43
|
|
Поэтическое новаторство Маяковского. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик, теоретик
|
|
44
|
|
Анализ стихотворения Маяковского.
|
Писатель-критик
|
|
45
|
|
Литература 30-х годов. Сложности творческих поисков и писательских судеб в 30-ые годы. Сообщение.
|
Теоретик
|
|
46
|
|
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой «Петр Первый» (акцентное вычитывание прозаичного текста). Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик.
|
|
47
|
|
Анализ эпизодов из романа А. Толстого «Петр Первый».
|
Читатель-критик.
|
|
48
|
|
Итоговое полугодовое сочинение по литературе начала ХХ века
|
Читатель-критик
|
|
Отметка учителя о выполнении программы I полугодия
|
|
49
|
|
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Ответы на вопросы.
|
Читатель-критик, теоретик
|
|
50
|
|
Своеобразие жанра и композиции романа. Анализ эпизода.
|
Читатель- критик.
|
|
51
|
|
Многоплановость, разноуровневость повествования. Анализ эпизодов.
|
Читатель- критик.
|
|
52
|
|
Сочетание реальности и фантастики в романе Булгакова.
Домашнее сочинение по роману Булгакова.
|
Читатель- критик
|
|
53
|
|
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Ответы на вопросы.
|
Читатель- критик.
|
|
54
|
|
Тип платоновского героя. Утопические идеи «общей жизни как основа сюжета повести». Ответы на вопросы.
|
Читатель- критик
|
|
55
|
|
А.А. Ахматова. Лирика. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель- критик
|
|
56
|
|
А.А. Ахматова «Реквием». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель- критик
|
|
57
|
|
Анализ стихотворения Ахматовой.
|
Читатель- критик
|
|
58
|
|
О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Импрессионизм - развитие представлений. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель – критик
|
|
59
|
|
О.Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. Поэт и век - «волкодав». «Notre Dame», «Бессонница …», «За гремучую доблесть грядущих веков …» Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель – критик
|
|
60
|
|
О.Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез …», «Мы живем, под собою не чуя страны …» Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель – критик
|
|
61
|
|
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель ,критик, теоретик
|
|
62
|
|
Тема творчества, поэта и поэзии. Тема родины. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель – критик
|
|
63
|
|
Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в творчестве Цветаевой. Стихотворный лирический цикл. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель – критик
|
|
64
|
|
Классное сочинение «Место Серебряного века в русской литературе»
|
|
|
65
|
|
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Личность. Ответы на вопросы.
|
Читатель, теоретик
|
|
66
|
|
«Тихий Дон» - роман – эпопея о всенародной трагедии. История создания. Герои. Ответы на вопросы.
|
Читатель – критик
|
|
67
|
|
Система образов. Семья Мелеховых. Ответы на вопросы.
|
Читатель – критик
|
|
68
|
|
Образ главного героя – Григория Мелехова. Ответы на вопросы.
|
Читатель, критик, теоретик
|
|
69
|
|
Трагедия целого народа и судьба одного человека в романе «Тихий Дон». Ответы на вопросы.
|
Читатель – критик
|
|
70
|
|
Женские образы в романе. Функции пейзажа.
Домашнее сочинение.
|
Читатель – критик, автор – художник
|
|
71
|
|
Литература периода Великой Отечественной воины. Обзор. Сообщение.
|
Теоретик
|
|
72
|
|
Литература периода Великой отечественной войны. Обзор. Сообщение.
|
теоретик
|
|
73 -74
|
|
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-ых годов. Ю. Бондарев «Горячий снег». Ответы на вопросы.
|
Теоретик
|
|
75- 76
|
|
Б. Васильев «В стихах не значился». Ответы на вопросы.
|
Читатель – критик
|
|
77
|
|
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Личность.
|
Читатель – критик
|
|
78-79
|
|
А.Т. Твардовский. Лирика. Размышление о настоящем и будущем Родины.
|
Читатель – критик
|
|
80
|
|
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Сообщение.
|
Читатель – критик
|
|
81-82
|
|
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Философская лирика. Любовная лирика. Ответы на вопросы.
|
Читатель – критик, теоретик
|
|
83-84
|
|
Роман Л. Пастернака «Доктор Живаго». Анализ фрагментов.
|
Читатель – критик
|
|
85-86
|
|
А.И. Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича» Ответы на вопросы.
|
Читатель – критик
|
|
87
|
|
Н.М. Рубцов. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. Ответы на вопросы. Наизусть.
|
Читатель – критик
|
|
88-89
|
|
«Деревенская» проза в современной литературе. В. Астафьев «Царь-рыба». Сообщение.
|
Читатель – критик
|
|
90-91
|
|
В. Распутин. Нравственные проблемы «Прощание с Матёрой». Ответы на вопросы.
|
Читатель – критик
|
|
92-93
|
|
Иосиф Бродский. Проблемно – тематический диапазон лирики поэта. Ответы на вопросы.
|
Читатель – критик
|
|
94
|
|
Бардовская песня. Б.Ш. Окуджава. Военные мотивы в лирике поэта. Стихи о Москве. Наизусть.
|
Читатель – критик
|
|
95
|
|
Бардовская песня. В. Высоцкий. Наизусть.
|
Читатель, критик, теоретик.
|
|
96-97
|
|
А.В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика. Основной конфликт, система образов. Смысл финала пьесы. Ответы на вопросы.
|
Читатель, критик, теоретик.
|
|
98-99
|
|
Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература русского зарубежья последних лет.
|
Теоретик
|
|
100-101
|
|
Итоговое годовое классное сочинение-размышление о литературе 20-90-ых годов.
|
Читатель-критик
|
|
102
|
|
Анализ классного сочинения.
|
Критик
|
|
Отметка учителя о выполнении программы II полугодия
|
|
Отметка учителя о выполнении программы учебного года
|
|
планируемые результаты изучениЯ ЛИТЕРАТУРЫ
в 10 – 11 классах
(основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих среднюю (полную) школу):
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
при работе в позиции «читателя-критика»:
– знать / понимать тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения и заучивания наизусть; а также основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века;
– ориентироваться в мировом литературном процессе (этапы развития мировой литературы, литературные направления, родо-видовые особенности, проявляющиеся в произведениях на каждом этапе);
– определять время создания незнакомого текста, литературное направление, к которому оно принадлежит, и вероятного автора;
– интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
– соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением;
– выявлять особенности внутреннего мира героев в оценке рассказчика и автора в эпическом тексте, в оценке автора в драматическом тексте, настроение лирического героя в лирическом тексте и обосновывать свое понимание текста произведения;
– определять род, жанр, способ построения произведения, роль элементов формы в выражении авторской позиции;
– выражать свое отношение к прочитанному;
– создавать устные и письменные литературно-критические высказывания;
– критически оценивать сочинения одноклассников в процессе обсуждения;
– выразительно читать эпические, лирические и драматические тексты;
при работе в позиции «автора»:
– самостоятельно ставить художественную задачу внутри заданной темы и выбирать выразительные средства ее решения;
– создавать произведения разных жанров (лирические миниатюры, инсценировки, стилизации, пародии);
– выражать свою точку зрения на значимые для юношества жизненные явления в диспуте, в сочинении и последующем обсуждении сочинений;
при работе в позиции «теоретика»:
– иметь представление о литературе как искусстве слова и позициях «автора», «читателя», «критика», «теоретика»;
– иметь представление об отношениях автора и читателя, о соотношении авторской и читательской точек зрения;
– иметь представление об этапах развития мировой литературы, литературных направлениях, о родо-видовых особенностях, проявляющихся в произведении на каждом этапе;
– иметь представление о структуре жанра, содержательности всех элементов формы, художественно-выразительных средствах литературы..
|