Главная страница

Современные образовательные технологии


Скачать 126.71 Kb.
Название Современные образовательные технологии
Дата 11.03.2016
Размер 126.71 Kb.
Тип Документы

Современные образовательные технологии



В последние годы отличительными особенностями системы образования стали информатизация, независимая оценка качества обучения, формирование сопоставимой образовательной статистики, менеджмент с использованием баз объективных результатов достижений. Существенно изменились условия профессиональной деятельности работников управления системой образования и учителей. Смена приоритетов в обществе усилила требования к качеству обучения молодежи и определению достигнутого уровня на каждой ступени образования. В целом реализация концепции качества сегодня обусловливает не только постоянное повышение квалификации педагогов, но и создание независимой системы оценки, обеспечивающей самооценку достижений всеми участниками образовательного процесса. Произошедшие в этой сфере изменения в значительной степени связаны с экспериментом по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который с 2009 г. станет обязательной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений страны. Для организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне созданы: Федеральный центр тестирования (ФЦТ), Федеральная база свидетельств ЕГЭ (ФБС), Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), которые занимаются разработкой технологий, созданием баз данных, обработкой полученных результатов. Налажен единый механизм подготовки контрольных измерительных материалов, процедур шкалирования и оценивания ответов, накопления образовательной статистики и организации мониторинга. Однако, являясь важной составляющей государственной (итоговой) аттестации выпускников, ЕГЭ, образно говоря, только определяет "температуру" в образовательном учреждении, отдельных территориях страны или системы образования в целом, но он не ставит своей целью обеспечивать и не обеспечивает органы управления образования и педагогов исчерпывающей информации ей о качестве образовательного процесса. Вместе с тем, год от года в образовании меняются психологическая ситуация и ценностно-смысловое отношение к полученному знанию, укрепляется позиция индивидуально-личностного подхода в обучении, происходят изменения в самокоррекции, самовыражении и целеполагании. Вполне естественно, что растут потребности в интерпретации образовательной информации на среднестатистическом и личностном уровнях, все заметнее проявляется необходимость в объективном оценивании результатов учебного труда. Поэтому, чтобы обеспечить надежное оценивание результатов обучения молодежи, с 2005 г. на федеральном уровне идет формирование общенациональной системы оценки качества образования (ОСОКО). В отличие от традиционных систем контроля, ОСОКО предполагает усиление инструменталыюсти и технологичности используемых педагогических измерителей, проведение оценки качества обучения с учетом статистических данных массового тестирования, использованием современных методик анализа и интерпретации результатов. Особенность формируемой системы заключается в том, что в ней обеспечивается соединение двух взаимоувязанных информационных потоков:

* по вертикали (в соответствии с иерархией существующей системы образования): с федерального уровня - стратегия организации и содержание необходимой информации; от образовательного учреждения - результаты образовательных достижений передаются на муниципальный, региональный и федеральный уровни;

* по горизонтали: обращение информации в однотипном ряду на каждом из уровней управления системой образования.

Для этого современное управление качеством образования на всех его уровнях предполагает широкое использование информационных технологий, количественных и качественных показателей достижений, обоснованных критериев качества. Интенсивное развитие информационно-образовательной среды актуализирует создание новых систем контрольно-оценочной деятельности, обеспечивающих потребности органов управления в получении надежной информации о состоянии системы образования и подготовки будущих учителей, что позволяет оперативно анализировать статистику результатов обучения и обоснованно определять направления совершенствования образовательных программ и технологий обучения, решать задачи аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений. Для этих и других целей управления в последнее время формируются региональные системы оценки качества образования (РСОКО). Во многих случаях традиционные формы контроля начинают уступать место независимой квалиметрической оценке. Поэтому в основе функционирования РСОКО, как правило, лежат технологии массовых контрольно-оценочных процедур, обеспечивающие достоверные и сопоставимые данные о качестве обучения. Квалиметрический подход, базирующийся на концептуальных положениях теории педагогических измерений IRT и математической статистики, обеспечивает строгость, четкость и упорядоченность данных о подготовленности обучающихся; позволяет вести прогнозирование развития образовательного процесса и образовательных систем на основе информации одного и того же свойства (контроль в одно время, по одним и тем же КИМам, с одним и тем же подходом к шкалированию и оцениванию, форматам баз данных и др.). Поэтому важно, чтобы региональная система оценки качества обучения строилась как структурированная целостность методических, организационных, технологических, функциональных и материально-технических составляющих, действующих на единой концептуально-методологической основе:

* использования валидного инструментария педагогических измерений;

* обеспечения конфиденциальности контрольно-оценочных материалов и процедур;

* положительного воздействия на учебный процесс внешней по отношению к образовательным учреждениям оценки качества обучения;

* оперативности анализа статистической образовательной информации для обеспечения реализации управленческих функций территориальных органов управления образованием и образовательных учреждений.

Своей деятельностью РСОКО в этом направлении могут значительно расширить возможности системы управления качеством образования за счет:

* повышения объективности оценок учебных достижений, способствующей устранению субъективизма и авторитаризма в принятии управленческих решений;

* установления эффективной обратной связи между органами управления образованием и учреждениями образования;

* системы многоуровневого мониторинга качества подготовленности обучающихся, технологий и условий обучения;

* подготовки школьников к формам и технологиям единого государственного экзамена и др.

В связи с этим в деятельности органов управления образованием изменения могут быть связаны с:

* использованием при аттестации образовательных учреждений динамических данных внешней оценочной деятельности по результатам мониторинга;

* выявлением и обоснованием внутренних и внешних для школ факторов и ресурсов для повышения качества обучения;

* организацией поддержки научно-методических и практических работ по оценке качества обучения;

* стимулированием организации внутришкольных систем самоконтроля и самоаттестации;

* обеспечением доступности статистической информации о качестве обучения для различных пользователей (учащихся, родителей, вузов, ссузов, работодателей и др.).

Для эффективного функционирования региональной системы оценки качества образования ее тесное взаимодействие с управленческими органами необходимо для выполнения ряда условий организации контрольно-оценочной деятельности:

* планирования и организации независимых контрольно-оценочных процедур при аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров;

* нормирования качества (региональный компонент формирования показателей и критериев качества обучения);

* использования результатов независимого контроля в целях управления качеством обучения.

Региональная система оценки качества образования сможет обеспечивать систему управления надежной информацией, если будет строиться с учетом основных требований ОСОКО:

* единства используемых технологий и контрольных измерительных материалов;

* единообразия подходов к использованию шкал оценивания и форматов представления результатов;

* единства требований к инструментарию в части реализации аттестационных процессов;

* сочетания контрольных функций с функциями критического анализа результатов, диагностики состояния и распространения положительного опыта;

* разработки и обоснования индикаторов и критериев качества обучения, объективности оценочных процедур;

* сочетания контрольно-оценочных действий с педагогической помощью субъектам образовательного процесса;

* сопровождения оценки результатов научно обоснованным прогнозом дальнейшего развития;

* выработки рекомендаций для повышения качества образовательного процесса;

* обеспечения доверия выпускников, родителей и педагогической общественности к результатам независимого контроля.

Таким образом, взаимодействие органов управления образованием, РСОКО и образовательных учреждений должно сопровождаться непрерывной аналитико-оценочной деятельностью, которая может отражаться в категориях: независимый контроль или образовательный аудит, оценивание, мониторинг и эвалюация качества.

Понятие "аудит" сформировалось первоначально в финансовой деятельности в Великобритании. В систему образования оно вошло недавно как независимое оценивание результатов учебной деятельности при соблюдении правил и норм, установленных Законом об образовании или другими нормативными документами.

Научный термин "эвалюация", появившийся в конце 1960 - начале 1970-х гг. в социальных науках, определяет системное оценивание результативности производственной и финансовой деятельности на основе изучения и анализа эмпирических данных.

В образовательной практике он рассматривается как инструмент самоуправления, самоорганизации, проектирования и развития образовательных систем, обеспечивающий самооценку. Эффективность ее состоит именно в том, что она включает в себя механизм не только оценочных действий, но и улучшения качества образования. При этом последнее сегодня понимается как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Собственно педагогические цели эвалюации как системы непрерывного и системного оценивания качества обучения связаны с улучшением образовательного процесса, совершенствованием методического арсенала и рефлексивно-оценочной деятельности педагогов и обучающихся. В этой связи объектами эвалюации в последнее время становятся:

* результаты деятельности (успеваемость обучающихся, эффективность образовательных программ, результативность мероприятий и др.);

* соотношение затрат и достижений;

* успешность инновационного развития системы (технологии обучения, формы воспитания и развития);

* удовлетворенность потребителей образовательных услуг и др.

Независимый контроль и эвалюация как феномены, сформировавшиеся на стыке педагогики и менеджмента, способствуют повышению качества обучения в том случае, если обеспечивают получение надежной информации, ее анализ и сопоставление с соответствующими национальными и международными нормами. Деятельность РСОКО позволяет соединить эти направления в осуществлении:

* оптимизации сбора информации о достижениях как отдельного образовательного учреждения, так и системы образования в целом;

* оценки степени реализации образовательных целей;

* формирования многоуровневого мониторинга качества обучения и условий проведения образовательного процесса;

* распространения новых преобразований и технологий в педагогической и управленческой практике;

* выявления эффективности всех видов образовательной деятельности;

* открытости результатов образовательной деятельности.

Следствием этого является установление возможностей образовательного учреждения для определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив развития образовательной системы. Для родителей независимый контроль и результаты эвалюации являются индикатором качества школы, а для органов управления - основанием для принятия обоснованных управленческих решений и распределения ресурсов.

Чтобы в полной мере выполнять функции внешнего контроля, РСОКО должна учитывать:

* основные направления инновационных тенденций в обучении и контроле;

* специфику и уровень школьного образования;

* общие закономерности управления образованием в регионе;

* теоретический и практический опыт управления качеством обучения и общие задачи контрольно-оценочного компонента в оптимальное соотношение традиционных и независимых форм контроля и оценки качества обучения.

Наш опыт показывает, что в условиях введения ЕГЭ и у самих школ появляются потребности в проведении промежуточного контроля подготовленности выпускников силами РСОКО по технологиям массового тестирования с использованием стандартизированных контрольных измерительных материалов, чтобы на должном уровне подготовить учащихся к новым формам аттестации. Вступив с 2001 г. в эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в числе первых пяти регионов страны, Ростовская область накопила большой опыт проведения массовых контрольно-оценочных процедур, подготовила технологическую, кадровую и методическую базы, создала распределенную информационную сеть, обеспечивающую оперативное информационное взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных структур, задействованных в проведении ЕГЭ. Региональный центр обработки информации (РЦОИ) стал обеспечивать потребности регионального и муниципального уровней управления образованием, а также запросы школ на услуги образовательного аудита и эвалюации качества обучения.

Для системной и целенаправленной контрольно-оценочной деятельности в предлагаемой модели региональной системы оценки качества образования должны быть учтены:

* распределенная по региону система опорных пунктов проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур;

* материально-техническое и информационно-технологическое оснащение пунктов обработки результатов тестирования;

* система подготовки специалистов для проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям;

* банк валидного педагогического инструментария;

* банк образовательной статистики и доступ к нему различных категорий пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя и т.д.).

Значение независимого тестирования определяется тем, что оно становится системным источником получения объективной образовательной информации, способствующей самоорганизации, самоуправлению, самоподготовке и саморазвитию за счет:

* использования тестирования как инновационной технологии обучения и личностного развития школьников при подготовке к ЕГЭ;

* создания условий для самоподготовки и самоконтроля;

* использования результатов внешнего контроля при аттестации образовательных учреждений и выявлении потребности в повышении квалификации кадров.

Помимо плановых проверок по заданиям регионального министерства образования и муниципальных органов, многие школы в соответствии со своими целями и задачами планируют независимое тестирование учащихся силами РСОКО по разным дисциплинам и на разных стадиях обучения, начиная с младшей школы: входное тестирование, рубежное, репетиционное, для аттестации образовательных учреждений. Технологичность тестового контроля с автоматизированной обработкой результатов позволяет учителю с минимальными затратами времени проводить детальный и всесторонний анализ достижений, проверять и корректировать свои квалиметрические подходы к оцениванию знаний, вырабатывать более объективные критерии собственной подготовленности у учащихся. Анализируя дихотомические таблицы выполненных и невыполненных заданий, педагог определяет пути, способы и интенсивность подготовки исходя из индивидуальных ценностно-смысловых установок каждого ученика, а также как соучастник внешнего тестирования, которое в какой-то степени оценивает и его работу. Практика показывает, что постепенно происходит пересмотр отношения педагогов к процедуре контроля. При внешнем тестировании снижается степень администрирования при оценивании знаний учащихся, исключаются конфликтные ситуации, характерные для традиционных опросов и экзаменов. Поэтому все чаще инициаторами такого рода контроля являются родители, желающие заблаговременно знать уровень обученности ребенка для решения вопроса о необходимости дополнительной подготовки к итоговой аттестации в зависимости от перспективных планов относительно его будущего.

Практика работы со школами в этом направлении показывает, что общеобразовательным учреждениям для эффективного взаимодействия с РСОКО необходимо:

* разрабатывать алгоритм деятельности образовательного учреждения, предполагающий распределение всего объема контроля по этапам обучения, видам и формам, целям и задачам, оптимизируя соотношение традиционного и тестового контроля;

* использовать при формировании школьной учебной документации нормативную документацию по разработке КИМов ЕГЭ (кодификаторов, спецификаций, демонстрационных тестов и др.);

* вводить в систему традиционного контроля элементы тестового для ознакомления школьников с формами предъявления тестовых заданий и характером подготовки ответов, особенно на творческие задания повышенного уровня трудности;

* мотивировать работу школьников при внешнем тестировании учетом достижений в оценках промежуточного контроля, а также ориентировать их на достижение максимально возможного результата.

Определенный интерес при функционировании внешней контрольно-оценочной системы представляет информация об отношении учащихся, учителей, администраторов школ и родителей к тестовым методам оценивания знаний. Анкетирование проводилось одновременно с тестированием. Всего опрошено: 9361 учащихся; 8805 родителей; 435 учителей математики; 313 директоров общеобразовательных учреждений региона.

Социологический опрос учителей и администраторов показал, что более 92% учителей используют тестовые методы оценки знаний школьников и поддерживают идею проведения внешнего тестирования в качестве промежуточной аттестации школьников. Из них 44% считают, что ЕГЭ заставил их использовать новые технологии обучения; 35% изменили свое представление о роли и месте контроля, отмечая усиление его обучающей функции. ЕГЭ снял конфликтные ситуации в 9%, а усилил конфликтность в 2% ситуаций, осложнил работу 16% учителей. Общий вывод: к настоящему времени в регионе сформировалось преимущественно положительное отношение к тестовым формам контроля и ЕГЭ.

Оценка ЕГЭ родителями несколько осторожнее: 18% опрошенных однозначно поддерживают введение ЕГЭ, более 55% считают его возможным, около 19% высказали неопределенность, а 8% - категорически против.

Изучение предпочтений учащихся показало, что при тестировании они наиболее важным считают возможность получения объективной, независимой от учителя оценки своей предметной подготовленности; следующим по значимости для них является право на ошибку, обеспечиваемое при тестировании; высокими баллами оценено "более комфортное самочувствие" и одинаковые условия для всех участников контроля. Более половины опрошенных выпускников планируют принять участие в ЕГЭ.

Таким образом, можно отметить, что за последние годы тестовые методы контроля знаний, умений и навыков учащихся, в том числе и независимые, получают все большее признание, а создание систем оценки качества образования становится необходимым условием совершенствования системы управления на всех ее иерархических уровнях. При постоянном наблюдении образовательного процесса учет его особенностей и динамического характера, своевременное и целенаправленное воздействие на него являются особенно эффективными. Однако следует также учитывать, что внешнее тестирование в образовательной практике должно выполнять именно те функции, которые несвойственны традиционным методам контроля, не заменяя и не вытесняя их, а дополняя и обеспечивая статистическую информацию для решения конкретных задач управления качеством образования, совершенствования образовательного процесса и организации самоподготовки.