|
Какова цель романа?
«В нем сильно мысль работала» - пишет Некрасов. Мысль и сердце. Как сталось оно от боли, когда Гриша услышал песню, что певала ему в детстве рано умершая мать. Может, и она, крестьянка Домна, уводила героя, как и мать самого Некрасова, «легкой песнью» в «стан погибающих за великое дело любви»
Учитель: Итак, Гриша выбрал по какой дороге идти, за кем идти. Идти туда, где души сильные, любвеобильные, идти на бой, на труд.
О героях, подобных Базарову, Грише Добросклонову, не говорил в литературе никто. Это новые герои, люди новой морали.
О них, о людях новой морали и роман великого гражданина - Н. Г. Чернышевского, роман «Что делать?»
Какова цель романа? Ученик: Показать более высокие степени нравственно-духовного, общественного развития личности. Самое существенное в том, что Рахметов и другие «Особенные люди способны безраздельно и без остатка посвятить себя другим людям - и только им и нисколько не себе! В этом их «соль». Автор подчеркивает - они прекрасны! Прекрасны своей самоотдачей людям. Это главная черта в Рахметове. Суровый с виду, Рахметов действует «добром». Новые люди чрезвычайно деликатны. Они действуют убеждением.
Забота Чернышевского возбудить, а не втянуть народ в бессмысленную кровавую бойню, не ввергнуть страну в катастрофу. Учитель: Что значит быть расчетливым по Человеку?
Ученик: «Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр и
ровно настолько, на сколько он добр», - читаем у Чернышевского.
Быть раечетливьш - значит быть честным, остаться верным человеческому
естеству. Отсюда и принцип "«разумного эгоизма». Не утомлять интересов других,
а наоборот, содействовать их реализации. Добро - цель и объект «разумного
эгоизма».
Учитель: Вот мы заговорили о доброте. О какой доброте, разовой, один - два добрых поступка?
Учшвда: Доброта должна быть постоянной внутренней потребностью, одним из душевных качеств человека. Такой человек не может перестать делать пользу людям. Не делать ее - выше сил, не в его власти. Как нам нужна сейчас такая доброта! Делая добро человек обретает истинное благо для себя. На вопрос: что делать? - Чернышевский отвечает: делать добро, как Лопухов, Кирсанов, Венра Павловна. В этом ведущий пафос романа. Победа добра в человеческих отношениях означала бы коренное преобразование общества.
Ученик: Но я считаю, что человеку еще нужна личная, кровная заинтересованность в деле, которая поглотила бы его целиком. Чернышевский предупреждал: увлекаясь общественным делом, не забудьте о личных интересах человека. Задача: человек включается в общественную жизнь на творческой, а не командо-приказной основе.
Учитель: Да, роман имеет широкие духовно-нравственные философские аспекты. Подняты на новую нравственную высоту и принцип любви и святость брачных отношений. Идеал будущего не иллюзорный. Он основан у писателя на законах
|
|
|