|
Почему всем хватает места на Земле? Взаимоотношения между живыми организмами
Интегрированный урок в 5 классе. Природоведение + Экология.
Тема: Почему всем хватает места на Земле? Взаимоотношения между живыми организмами.
Цель: Формирование представления о взаимоотношениях между живыми организмами в природе, как регуляторе численности всего живого на Земле.
- ввести понятие «биотические отношения», как взаимоотношения между организмами;
- познакомить с различными типами взаимоотношений между организмами;
- продолжить формирование умений мыслительной деятельности;
- развивать интерес к изучению экологии;
- продолжить воспитание чувства ответственности, любви, бережного отношения ко всему живому.
Ход урока
1. Орг. момент. СЛАЙД 1.
Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем уроке. Урок у нас сегодня интегрированный «Природоведение + Экология».
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей — увы! – невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!
Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока?
А нужны ли в природе соседи?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
СЛАЙД 2. Сообщение темы урока.
Тема нашего занятия: «Почему всем хватает места на Земле?».
Запись темы урока в тетради по природоведению.
СЛАЙД 3. Сообщение цели урока.
СЛАЙД 4 – 15. /Одуванчик, задание/.
УЧИТЕЛЬ. Рассчеты в тетради по природоведению.
1-й год – 100 семян;
2-й год – вырастет 100 одуванчиков;
3-й год – 100 х 100 = 10 000 одуванчиков;
4-й год – 10 000 х 100 = 1 000 000 од-ов;
и т.д.
10-й год – 1 000 000 000 000 000 000 од-в. (1 квинтиллион)
СЛАЙД 16. Рассчеты.
УЧИТЕЛЬ. Такому количеству одуванчиков потребуется места в 15 раз
больше чем суша Земли. Какой вывод можно сделать?
Если бы у живых организмов выживало все потомство, то …..
Всем на Земле не хватило бы места.
СЛАЙД 17. ВЫВОД и ВОПРОС:
Почему на Земле живут самые разные организмы, независимо от того, сколько потомков они производят – много или мало?
УЧИТЕЛЬ. ВСПОМНИМ ИКРИНКИ РЫБЫ-МЯЧА, РЫБЫ-ЛУНЫ, ТРАВЯНОЙ ЛЯГУШКИ и КОШАЧЬЕЙ АКУЛЫ или СЛОНА.
СЛАЙД 18. Вывод: Чем большая часть потомства может погибнуть, тем больше его производит родительский организм.
УЧИТЕЛЬ. Какие условия, необходимы для существования организма?
Место на суше или в воде;
Подходящая пища;
Определенное количество влаги, света и тепла.
СЛАЙД 19.
УЧИТЕЛЬ. Любой организм производит потомков больше, чем их может выжить.
КАКИЕ ПРИЧИНЫ СПОСОБСТВУЮТ ГИБЕЛИ ПОТОМСТВА У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ?
ОТВЕТЫ: Причины гибели живых организмов:
Другие организмы;
Болезни;
Отсутствие пищи;
Неблагоприятные условия
СЛАЙД 20.
УЧИТЕЛЬ. Рассмотрим первую причину гибели живых организмов.
В любой среде обитания живут разнообразные организмы. В лесах, например, растут березы, осины, дубы, сосны, кустарники; живут зайцы, белки, лисицы, волки, дятлы, жуки-короеды и многие другие животные. При этом жизнь одних организмов зависит от жизни других. Даже тогда, когда человек выращивает на поле пшеницу, независимо от него на поле поселяются сорняки, прилетают насекомые, птицы, поселяются другие животные.
Между организмами, обитающими в одних и тех же местах, образовались различные взаимоотношения.
СЛАЙД 21.
Одни из них взаимовыгодные: каждый из организмов извлекает для себя пользу; при некоторых взаимоотношениях одни организмы угнетают или уничтожают другие.
СЛАЙД 22.
Для обозначения характера взаимоотношений между организмами ученые используют сочетания математических знаков:
0 — отсутствие взаимоотношений между видами;
– — отрицательное влияние на жизнь особей;
+ — благоприятное влияние на организм.
Но если организмы в природе не живут изолированно друг от друга, то для обозначения взаимоотношений используют комбинации знаков.
— Сколько комбинаций знаков может быть? (6)
0 — нейтральные;
– – — взаимно-вредные;
– 0 — вредно-нейтральные;
++ — взаимно-полезные;
+0 — полезно-нейтральные;
+ – — полезно-вредные.
СЛАЙД 23.
Между живыми организмами в природе сложились сложные взаимоотношения. Эти отношения называются БИОТИЧЕСКИМИ.
СЛАЙД 24. БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ это отношения между разными организмами.
РАБОТА В ТЕТРАДИ ПО ЭКОЛОГИИ. ЗАДАНИЕ 1 СТР. 32
Одни и те же организмы служат для некоторых жертвами, для других хозяевами или «квартирантами», «нахлебниками», «конкурентами». Сложные взаимоотношения организмов помогают им сохраниться в природе. Человек издавна использует знания о взаимоотношениях организмов при разведении сельскохозяйственных животных и растений, добыче диких животных и использовании дикорастущих растений.
СЛАЙДЫ 25-26, 27. /СТИХОТВОРЕНИЕ/
Проблемы, которые мы сегодня затронули, очень актуальны, и поэтому мы будем к ним возвращаться на следующих уроках.
Самые далекие вещи в природе соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей — экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.
Ставится проблемный выбор. Хищники поедают своих жертв — хорошо это для всей популяции или плохо? (Например, овец в отаре становится всё меньше).
Заслушиваются ответы детей.
Доказываем простым примером: завезли коз на необитаемый остров, где не было ни одного хищника. Козы ели буйную растительность и размножались. Наконец, их стало так много, что пищи на всех перестало хватать. Козы съели все растения, после чего вымерли от голода. Уничтожение волков в 80 годах ХХ века в Сибири.
Подвожу к выводу (его делают сами ученики):
Для популяции хищник полезен, и даже необходим (он регулирует численность животных (поедает только больных и слабых), не дает им чрезмерно размножаться.
Чтобы научиться жить в мире с природой, надо не только ее любить, но и знать ее законы. И один из главных законов: В природе всё взаимосвязано.
У американского писателя Рея Брэдбери есть фантастический рассказ. Его герои с помощью машины времени отправились в далекое прошлое, на 60 млн. лет назад, чтобы посмотреть на динозавров. Организатор предупредил, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу. Один из героев случайно раздавил бабочку. Когда же они вернулись назад в свой век, планета изменилась.
Мне бы очень хотелось, чтобы наши потомки не получили планету безжизненной!
IV. Домашнее задание: составить таблицу в тетради.
|
|
|