Исследовательская работа по литературе на занятиях секции НОУ «Лингвист»
Загадка. Поиск. Открытие… Завораживающие слова для любого человека. Каждый из нас прошёл этот удивительный путь познания мира ещё в детстве.
Может быть, стоит воплотить идею обучения через самостоятельно проведённое исследование на занятиях секции НОУ?
Поисковая работа начинается с поставленной руководителем или ещё лучше самими ребятами задачи. Задачи могут быть самыми разными: простыми и сложными, требующими кропотливой работы или игры воображения, или просто проявления смекалки. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята включаются в работу.
Иногда организовать поисковый процесс бывает очень просто, достаточно спросить неожиданную вещь. Например, поинтересоваться, кто напугал Робинзона Крузо в тёмной пещере протяжным и долгим вздохом? Те, кто не читал ранее, когда было просто задано прочесть, начинают читать и искать ответ. Конечно, исследовательской работой, в прямом смысле слова, это не назовёшь. Но, найдя неожиданный ответ, что это был лишь старый козёл, который забрался в пещеру умирать, ребёнок испытывает чувство радости самостоятельно найденной отгадки. Учительская цель достигнута – ребята читали, читали внимательно и получили удовольствие от чтения. Что само по себе в наше время имеет очень большое значение.
Вовлекая детей в исследование, анализ литературного произведения, учитель может ставить не только образовательные, но и воспитательные задачи. Когда изучается роман в 6 классе, ребят можно спросить о том, почему из Гаргантюа вышел такой глупец и бездельник?
Предложить найти ответ в тексте романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Проанализировав 5 главу, ребята приходят к выводу, что бедный Гаргантюа просто не получил должного воспитания, и многие вещи вынужден был постигать самостоятельно, так он сумел догадаться, что нос лучше всего вытирать молоденьким гусёнком, ну а то что следует умываться, причёсываться, мыться и чиститься, он сам догадаться не мог…
Следующий вопрос, подталкивающий к поиску, рождается сам собой. Что нужно было сделать, чтобы Гаргантюа перестал быть глупцом и бездельником? Ребята, читая 6 главу, постигают систему воспитания Понократа и приходят к выводу, как нужно себя вести, как нужно учиться, трудиться, чтобы достичь успеха.
Школьники любого возраста легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной. Иногда у ребят бывают неожиданные находки, например, при исследовании текста романа А.С. Пушкина «Дубровский» поставлена задача – сопоставить изображение имений в романе и имений Пушкина, Михайловского и Покровского, использовать текст романа и статью в учебнике. Сравнили, пришли к нужному выводу, что великий Александр Сергеевич Пушкин явно писал «с натуры» А потом вдруг неожиданно обнаружили, что не только описание имений сходится, но и имя одной из героинь романа, старой няни Дубровского - Орина Егоровна, созвучно с именем няни Пушкина – Арина Родионовна. Безусловно, ситуация открытия была срежиссирована руководителем. Но «Эврика!» прозвучала на следующем уроке и для руководителя, когда одна из девочек 6 класса принесла на занятие книгу, содержащую письмо Арины Родионовны к Пушкину: « Государь ты наш, я твоя старая нянька, решилась доложить тебе…». Почти слово в слово совпадает с письмом няни из романа.
Для детей это было открытие, которое они сделали для себя сами и увлеклись настолько, что нашли сведения о 3 томе романа, где Маша с Дубровским вновь встречаются…
Исследование помогает плодотворно освоить большой и сложный материал и в более старших классах.
«Лирические отступления в романе «Евгений Онегин». Материал большой. И мы решили пойти путём поиска и открытий.
В романе 8 глав, ребята разделились на 8 групп и получили задание: найти лирические отступления в каждой главе, внимательно перечесть их, посчитать, определить тематику, средства художественной выразительности, при этом в каждой группе работал статист, который вёл подсчёт, сколько раз Пушкин использует олицетворение, эпитеты, метафоры. Затем была сделана гигантская таблица, где каждая группа отразила результат своего поиска. И ребята могли провести наблюдение.
Оказывается, что максимальное количество лирических отступлений в первой и последней главе. Чем динамичнее сюжет, тем лирических отступлений меньше. Был сделан вывод, что Пушкин тяготеет к эпитету и метафоре. Проанализировав тематику лирических отступлений, ребята пришли к выводу, что В.Г. Белинский был прав, когда назвал роман «энциклопедией русской жизни», потому что в лирических отступлениях они нашли всё, чем живёт человек.
Ценно то, что юные исследователи почувствовали вкус поисковой работы, им было интересно работать самим .
Интересно можно организовать поисковую работу, исследуя любое произведение, ведь любой анализ художественного текста предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелёгкий ученический труд радостным и увлекательным.
|