Главная страница

Начало правления Ивана IV


Скачать 386.43 Kb.
Название Начало правления Ивана IV
страница 1/3
Дата 25.02.2016
Размер 386.43 Kb.
Тип Урок
  1   2   3

Блок проблемных уроков

по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Урок 1. Тема: Начало правления Ивана IV

Цель: 1) учащиеся должны выявить факторы, оказавшие влияние на становление личности Ивана Грозного, иметь представление о реформах Избранной рады;

2) формирование умения давать оценку историческим событиям; развитие умения работать с историческими источниками;

3) формирование уважительного отношения к истории родной страны, формирование познавательного интереса, осознание роли личности в истории (данная цель поставлена ко всему блоку уроков).

Оборудование: высказывания об Иване IV и его деятельности, портрет Ивана Грозного (В.М. Васнецов), дополнительная литература: И.Н. Ионов «Российская цивилизация IX – начало XX века», С.М. Соловьев «Учебная книга русской истории», П.И. Ковалевский «Психические эскизы из истории», «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века»; ноутбук или компьютер, мультимедийный проектор, экран, СД- диск «История Отечества 882-1917»
I. Подготовка к изучению нового материала.

- Назовите тему урока.

- Что вам известно по данной теме?

- Что бы вы хотели узнать?

- Посмотрите на портрет Ивана Грозного, выполненный В.М. Васнецовым. Опишите его.

(демонстрация высказываний на экране)

- Прочитайте эти высказывания:

«Царь делал все, что хотел, не стеснялся ничем: ни нравственными убеждениями народа, ни верой, ни человеческими чувствами – власть самодержца в лице его была превыше всего» (Н.И. Костомаров)

«Иоанн Грозный был душевнобольной человек, причем его душевная болезнь выражалась в форме однопредметного помешательства – паранойи…» (П.И. Ковалевский, выдающийся русский психиатр)

«Иоанн Грозный в умственном отношении был одним из самых образованных людей своего времени, близко знакомый с письменностью своей земли, один из лучших писателей своего времени» (Н.М. Карамзин)

И.В. Сталин считал Ивана Грозного своим любимым героем и называл его Учителем.

Иван IV…Кто же он? Кровавый тиран? Душевнобольной человек или великий реформатор? Это проблемный вопрос всей нашей темы, на него вы дадите ответ после суда над Иваном Грозным, который мы проведем на заключительных уроках.

Сегодня мы познакомимся с началом правления Ивана IV, выясним, какие факторы оказали влияние на становление его личности. В конце урока попробуйте ответить на вопрос: Была ли Россия сословно-представительной монархией?

План

  1. Факторы, оказавшие влияние на становление личности Ивана IV.

  2. Реформы Избранной рады.

II. Изучение нового материала

1. Сообщение учащегося о психической характеристике предков Ивана Грозного

(П.И. Ковалевский «Психические эскизы из истории», с. 43-48)

О воспитании будущего царя учащиеся читают самостоятельно по учебнику С.М. Соловьева «Учебная книга русской истории» (с. 109-110)

- Какие черты характера и взгляды вынес Иван Грозный из детства?

- Какие факторы оказали влияние на становление личности Ивана IV?

Учитель сообщает о царском венчании Ивана IV, его женитьбе и московских пожарах.

(демонстрация слайдов из мультимедийного учебника)

  1. Второй вопрос излагается в форме лекции с использованием слайдов.

- Подумайте, была ли Россия сословно-представительной монархией?

В конце 40-х гг. XVI века вокруг молодого царя Ивана IV складывается кружок ближайших сподвижников – «Избранная рада» (Рада – совет при монархе). Именно так называл, по существу, правительство при царе князь А. Курбский в сочинении «История о великом князе Московском», написанном в эмиграции.

В «Избранную раду» входили боярин Алексей Адашев, священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр, князь Андрей Курбский и другие.

Реформаторство «Избранной рады» было сосредоточено на главных ключевых направлениях государственной политики, к которым относились:

  1. Создание центрального аппарата управления, отвечающего потребностям единого государства (на экране схема государственного устройства России).

В 50-60-е гг. XVI века складываются государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления в Московском царстве – приказы, возглавлявшиеся боярами и дьяками. Посольский приказ ведал внешней политикой России. Разрядный приказ – вооруженными силами. Поместный приказ наделял землями служилых людей. Разбойный приказ занимался борьбой с разбоями и судом над «лихими людьми». Большой Приход собирал налоги с населения.

Особое место в этой системе предназначалось челобитному приказу, которым руководил А. Адашев. Здесь принимались и рассматривались челобитные на имя государя. В силу своей специфики данный приказ выступал в роли высшего контрольного органа в стране.

- Вспомните, каким образом осуществлялось управление русским государством до XVI века?

2) Принятие нового свода законов.

Судебник 1550 г., заменивший старый кодекс Ивана III, был лучше систематизирован. Впервые в истории России в правовые нормы вводилось наказание за взяточничество. Усиливался также контроль за судебной деятельностью наместников и волостителей. Подтвержден был Юрьев день и увеличена плата за пожилое.

- С какой целью это было сделано?

3) Церковная реформа.

Стоглавый собор 1551 г., решения которого были записаны в 100 глав итогового текста. Российскому государству нужна была более централизованная единообразная церковь. Еще с удельных времен в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы русской православной церкви митрополита Макария все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. Унифицировано было также исполнение религиозных обрядов. Предусматривались меры по укреплению дисциплины и улучшению нравственного облика духовенства. В специальной главе была подчеркнута и зафиксирована особая роль церкви в деле просвещения.

- Какова роль церкви в развитии русской культуры?

4) Изменения в налогово-финансовой системе.

Большинство взиманий и платежей были переведены в денежную форму. Основным видом налога была посошная подать, введенная еще в период татаро-монгольского владычества. «Соха» представляла собой единицу измерения налога и определялась через количественное выражение земельных площадей (десятины, чети и выти), которыми владели землевладельцы, церковь и города. Для установления размеров налогов служило сошное письмо, предусматривавшее измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четях (около 0,5 десятин) и была в различных местах неодинакова. Это зависело от местности, качества почвы, принадлежности земель.

В итоге, главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность.

Иван Грозный увеличил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Кроме обычных прямых податей и оброка, широко практиковались целевые налоги – ямские деньги, стрелецкая подать (для создания войска), полоняничные деньги (для выкупа русских людей из плена).

- Как вы думаете, какую роль играла налоговая система в реформировании общества?

5) Реформа местного управления и отмена системы кормлений.

- Что представляла собой система кормлений?

Теперь кормления отменялись, а в качестве компенсации вводился новый налог – «кормленный откуп», который распределялся между служилыми людьми.

Власть на местах в результате избной и земской реформы после отмены кормлений переходила к выборным представителям локальных социальных групп. В тех местах, где было развито феодальное землевладение, это были выборные от дворян – губные старосты (губа – территориальная единица XVI века). Черносошные крестьяне и выборные люди избирали своих выборных – земских старост. На них возлагались административно-судебные функции. И, несмотря на то, что эта реформа в основном проводилась на севере страны, где отсутствовало поместное и вотчинное землевладение, ее значение очень велико в плане становления сословно-выборного представительства.

- Что вам известно о Земских соборах в России?

6) Военная реформа и ограничение местничества.

В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско из числа свободных сословий. Они несли воинскую службу, занимаясь одновременно ремеслами и торговлей.

С отменой кормлений в 1555-1556 гг. было принято «Уложение о службе».

- В чем его суть? (работа с текстом документа в хрестоматии, с. 116)

Учащиеся отмечают, что был установлен точный порядок службы для землевладельцев. Были установлены земельные нормы, в соответствии с которыми предполагалось комплектовать дворянское ополчение. Минимальная норма – 100 четвертей (170 гектаров) земли. Владелец, начиная с данной и большей площади, обязан был выйти сам вместе со своими служилыми «конно, людно, оружно».

- Что такое местничество?

В условиях формирования централизованных государственно-властных структур это было серьезным тормозом.

Особенно негативную роль играл данный принцип в обеспечении боеготовности войска. Поэтому в 1550 г. Иван IV издал указ об отмене местнических счетов во время военных походов. Теперь служба молодых людей из знатного рода на малых должностях не считалась прецедентом для местничества и не записывалась в местнические книги.

Военная реформа четко разделила служилый люд на 2 большие группы: категория служилых людей «по отечеству», которая являлась наследственной и определялась происхождением – дворянством и боярством. Наградой за нее были вотчины или поместья. Вторую категорию составляли служилые люди по специальному набору в войско за денежное и земельное жалование (стрельцы, казаки, пушкари, городская стража).

- Какова цель военной реформы?

В 1560 г. правительство Избранной рады прекратило свое существование. Алексей Адашев был отправлен на Ливонскую войну, где вскоре и умер. Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь. Андрей Курбский во время Ливонской войны перешел на сторону Речи Посполитой.

III. Закрепление

- Как вы думаете, каковы причины падения Избранной рады? Случайность это или закономерность? (предварительное чтение текста на с. 116 по учебнику С.М. Соловьева)

- Какова цель и значение реформ Ивана IV?

- Согласны ли вы с мнением Н.И. Ионова о том, что реформы Ивана IV были попыткой реализовать идеи европейского абсолютизма?

- Каковы отрицательные последствия реформ Ивана IV? (чтение текста по учебнику Н.И. Ионова, с 109)

- Почему Иван IV не смог добиться эффективного управления демократическими мерами?

Обсуждение проблемного вопроса: Была ли Россия сословно-представительной монархией?

Вывод: В целом реформы 40-50-х гг. способствовали оформлению централизованного государства как самодержавной монархии с относительно слаборазвитым представительством.

Домашнее задание: п. 25 (пункт 1-4) по учебнику Сахарова А.Н. Проблемное задание: В чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных Штатов во Франции?

Урок 2. Тема: Опричнина и внешняя политика России при Иване IV.

Цель: 1) учащиеся должны определить сущность опричнины, осознать ее последствия для России; иметь представление о результатах внешней политики России при Иване IV;

2)развитие логического мышления учащихся, умения анализировать, выделять главное.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями, термины на доске, СД-диск «История Отечества. 882-1917», раздаточный материал (тексты из работ С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, А.А. Зимина, В.Б. Кобрина).

  1. Повторение

Один из учащихся получает карточку с задание и работает у доски:

  1. Начертить схему государственного устройства России в середине XVI века

  2. В чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных Штатов во Франции?

Второй учащийся объясняет значение терминов и даты, записанные на доске:

Избранная рада 1547

Земский собор 1549

стрельцы 1550

целовальники 1551

Стоглав

Местничество

Беседа по вопросам:

- Какие факторы оказали влияние на становление личности Ивана IV?

- Охарактеризуйте реформы Избранной рады? Какова цель этих реформ?

- Каковы причины падения Избранной рады?

  1. Изучение нового материала

- Ослабление государственной власти в результате отмены кормлений было воспринято как сигнал к неповиновению. Налоги стали платить нерегулярно, выросло число преступлений. Уже с 50-х гг. с проведением военных реформ появляются первые признаки разорения центра страны, его запустения. Недовольство простолюдинов и других сословий вырывается наружу. Теперь царь пытается укрепить власть при помощи силы и вводит опричнину.

Что вам известно об опричнине? Что бы вы хотели узнать? Какова цель нашего урока?

План изучения нового материала:

  1. Опричнина: реформа или контрреформа?

  2. Внешняя политика России при Иване IV.

  3. Конец династии Калиты.

Первый вопрос изучается методом беседы с использованием мультимедийного учебника «История Отечества. 882-1917».

(Раздел «Опричнина. Учреждение опричнины»)

- Как вы думаете, почему царь уехал из Москвы?

Со стороны Ивана Грозного это был точно рассчитанный политический ход. Ни «верхи», ни «низы» в силу вполне естественной средневековой ментальности не мыслили свое существование в государстве без царя.

- На каких условиях согласился вернуться царь?

- Что символизировали собачья голова и метла?

- Какие цели преследовал Иван IV?

- В чем же все-таки заключалась сущность опричнины? Реформа это или контрреформа?

До сих пор это историческое явление – одно из самых сложных и загадочных в восприятии прошлого нашей Родины. Великий русский историк В.О. Ключевский писал об опричнине: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал». Поэтому оценка опричнины и объяснение ее сущности всегда вызывали споры даже у историков-профессионалов.

(Работа в группах с текстами из работ историков)

- Как историки оценивают опричнину? Каковы ее цели?

Историк второй половины XIX века С.М. Соловьев осуждал зверства опричников и видел в опричнине закономерное проявление борьбы новых государственных начал против старых отживших родовых.

В конце XIX – начале XX века академик С.Ф. Платонов сформулировал концепцию антибоярской направленности опричнины. По мнению ученого, крупные бояре землевладельцы были главным тормозом в централизации страны и именно против них был нацелен опричный террор.

- Как вы думаете, почему в 20-30-х гг. XX века эту точку зрения активно поддерживал Сталин и его окружение?

Новейшие исследования в 60-80-х гг. XX века, проведенные историками А.А. Зиминым и В.Б. Кобриным, не подтвердили эту точку зрения. Крупное боярское вотчинное землевладение не было подорвано опричниной. По их мнению, опричнина носила ярко выраженный антиудельный и антикрестьянский характер. Были уничтожены пережитки удельного времени, т.е. элементы самостоятельности и независимости от центральной власти. К их числу относились:

- ликвидация последнего удельного княжества в составе Московского царства – Старицкого и гибель полуудельных владений приоцких князей.В результате опричного погрома были разорены земли Великого Новгорода, а сам город окончательно потерял элементы прежней независимости;

- подрыв самостоятельности церкви в результате террора в отношении духовенства

В период опричнины из центральных регионов России исчезают черносошные крестьяне, тем самым были подготовлены условия для их полного закрепощения.

- Какие элементы контрреформистского характера можно вычленить из опричнины?

Парадокс опричнины состоял в том, что объективно направленная на унитаризм и централизацию, она воссоздавала элементы разобщенности и децентрализации. И в этом проявлялся ее контрреформистский характер, хотя полностью назвать опричные мероприятия конрреформами было бы не совсем правомерно ввиду их сложности, противоречивости и запутанности.

- К каким последствиям привела опричнина в России?

В ходе изучения нового материала в тетрадях оформляются записи:

Опричнина – («опричь» - кроме) – политика Ивана Грозного, которая привела к разделу земель Русского государства на земские под управлением Боярской думы и опричные с «государевым двором» и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей.

Цели:

- установление неограниченной власти царя

- борьба с феодальной аристократией (концепция Платонова С.Ф.)

- ликвидация остатков феодальной раздробленности

(концепция Кобрина В.Б. и Зимина А.А.)

- создание альтернативного, в противовес боярскому, войска с карательными функциями для продолжения непопулярной Ливонской войны и подавления недовольства в России (концепция современного историка Хорошкевича А.Я.)

Последствия:

- централизация страны;

-становление деспотического самодержавия;

- тяжелый экономический кризис;

- помогла утверждению крепостного права.

Изучение внешней политики России при Иване IV начинается с постановки проблемного вопроса:

Почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе?

Учитель сообщает, какие задачи поставили Московские правители на Востоке и предлагает выяснить, как решались эти задачи по тексту учебника с 205-208.

Вопрос о Ливонской войне излагает учитель с опорой на слайды мультимедийного учебника (Раздел «Ливонская война», здесь есть и карта)

В тетради учащиеся составляют схему:
Задачи внешней политики

На Востоке

На Западе

1. Ликвидация осколков Золотой Орды

1. Достижение выхода к Балтийскому морю

2. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство







1552 г. –присоединение Казанского ханства

1558-1583 гг. – Ливонская война

1556 г. – присоединение Астраханского ханства




1559 г. – неудачный поход на Крымское ханство

Поражение России

1581 г. – начало похода Ермака в Сибирь

1582 г. – Ям-Запольский мир с Польшей на 10 лет с условиями сохранения старых границ

1583 г. – Плюсское перемирие России со Швецией, которая получила Ям, Копорье, Ивангород

- Каковы причины Ливонской войны?

- Какое значение имел для России выход в Балтийское море?

- Почему Россия потерпела поражение в Ливонской войне?

- Почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе?

- Какая связь существует между внутренней и внешней политикой Ивана IV?

Третий вопрос изучается учащимися самостоятельно. В тетрадь записывают определение понятий: «заповедные годы», «урочные лета».

  1. Закрепление и проверка знаний учащихся

Каковы итоги правления Ивана IV?

Рефлексия. Тестирование и самопроверка по предложенному ключу.

Урок 3-4. Урок-суд над Иваном Грозным (2 часа)

Цель: 1) повторить и обобщить знания об эпохе Ивана Грозного; дать оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам;

  1. развитие мышления и речи учащихся, умения вести дискуссию;

  2. воспитание негативного отношения к террору, как способу решения проблем

Оборудование: мультимедийный компьютер, слайдовая презентация, выставка книг об Иване Грозном, памятка «Характеристика исторического деятеля».

На доске высказывание Сенеки: «Кто принимает решение не выслушав обе стороны, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое».

Предварительная подготовка. Учащиеся получают список литературы и задание подготовить выступление в той или иной роли. На консультации текст выступления редактируется, дополняется. Вопросы учащиеся готовят самостоятельно.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Урок-суд над Иваном Грозным. Мы должны дать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и событиям, научиться аргументировано и логично вести дискуссию.

Перед вами лежит памятка «Характеристика исторического деятеля». Дома, пользуясь этой памяткой, вы должны составить характеристику личности Ивана Грозного. А сейчас начинаем суд.

Секретарь. Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Судебное заседание проходит с участием присяжных. Прошу вас принять клятву (дают клятву).

Свидетелями со стороны обвинения выступят Алексей Адашев, Сильвестр, князь Курбский, Марина Нагая. Свидетелями со стороны защиты – Малюта Скуратов, Анастасия Романова, Ермак. Экспертами в данном процессе являются известный отечественный историк С.М. Соловьев и выдающийся русский психиатр, профессор П.И. Ковалевский..
  1   2   3