Конспект
занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
«Как медвежата зиму искали»
Автор – составитель:
Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 129 - детского сада «Зоренька»
города Тулы
Цель: развитие навыков связной речи посредством речевых игр и упражнений.
Задачи: Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространённые и сложные).
Словарь: учить подбирать определения к заданным словам.
Грамматика: совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, учитель-дефектолог записывает рассказ).
Звуковая культура речи: учить правильно пользоваться интонацией вопроса, делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Медвежата»
Учитель – дефектолог:
Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они, и пошли гулять по лесу. Но какие, же медвежата были разные! Первый медвежонок – весёлый, подвижный, очень любит играть. Залез он на дерево. Чует – мёдом пахнет. Обрадовался, полакомился мёдом, слез с дерева и побежал к маме – медведице. Вот какой был медвежонок.
К слову «весёлый» подберите слова, близкие по смыслу.
Дети:
Радостный, оживлённый, шустрый, бодрый, резвый…
Учитель – дефектолог:
Дети:
Помчался, понёсся, полетел стрелой, помчался сломя голову
Учитель – дефектолог:
Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. Как можно сказать о нём по-другому?
Дети:
Неуклюжий, нерасторопный, неловкий, неповоротливый
Учитель – дефектолог:
Дети:
Грустно, невесело, обидно, скучно.
Учитель – дефектолог:
Каким теперь был медвежонок?
Дети:
Грустным, обиженным, огорчённым, печальным.
Учитель – дефектолог:
И к маме он не просто пошёл, а…
Дети:
Побрёл, поплёлся, засеменил, еле-еле переставлял ноги.
Игра «Расскажи о зиме»
Учитель – дефектолог:
Предлагаю вам придумать рассказ о том, как неугомонный и весёлый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность. А для начала, посмотрите, что у меня лежит на столе?
Дети:
Учитель – дефектолог:
(Учитель-дефектолог вместе с детьми открывает конверт и достаёт от туда картинки, на которых нарисована зима. Вместе рассматривают.)
Учитель – дефектолог:
Ребята, а вы знаете, что медвежата никогда не видели зиму
Дети:
Да, потому что медведи зимой спят.
Учитель – дефектолог:
Предлагаю вам сегодня придумать рассказ о зиме. Вспомнить, что бывает только зимой. Чем отличается зима от других времён года. И рассказать об этом нашим медвежатам. Согласны?
Дети:
Учитель – дефектолог:
Какой снег зимой? Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?
Дети:
Хрустит, скрипит, поёт песенку
Учитель – дефектолог:
Какая бывает погода зимой?
Дети:
Холодная, снежная, вьюжная, морозная, ветряная.
Учитель – дефектолог:
Что происходит зимой с деревьями?
Дети:
Они отдыхают, укрывшись снегом
Учитель – дефектолог:
Дети:
Снежная, красивая, морозная, вьюжная, сверкающая…
Весёлая переменка. Физкультминутка.
Организуется игра. Одна половина детей (девочки) изображает снежинки, другая (мальчики) – ветер. Ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.
Игра «О зиме или о снеге»
Учитель – дефектолог:
Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме (холодная, снежная, морозная, вьюжная) и о снеге (пушистый, белый, искристый, скрипучий). А сейчас послушайте и догадайтесь, о чём я буду говорить – о зиме или о снеге.
Холодная….
Учитель – дефектолог:
Дети:
Учитель – дефектолог:
Дети:
Учитель – дефектолог:
Дети:
(интонационно педагог выделяет окончания слов)
Ситуация «письменной речи»
Учитель – дефектолог:
-
А сейчас мы придумаем рассказ о зиме. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали.
Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы подарим нашим медвежатам, чтобы они «нашли» зиму, познакомились с ней.
(педагог записывает рассказы детей, давая детям понять, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет, какой рассказ больше понравился и какой дети подарят медвежатам.
Подведение итога занятия.
Литература:
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
|