Главная страница

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития


Скачать 43.45 Kb.
Название Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
составитель
Дата 07.03.2016
Размер 43.45 Kb.
Тип Конспект


Конспект

занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

«Как медвежата зиму искали»


Автор – составитель:

Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения № 129 - детского сада «Зоренька»

города Тулы

Цель: развитие навыков связной речи посредством речевых игр и упражнений.

Задачи: Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространённые и сложные).

Словарь: учить подбирать определения к заданным словам.

Грамматика: совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, учитель-дефектолог записывает рассказ).

Звуковая культура речи: учить правильно пользоваться интонацией вопроса, делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги.
Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Медвежата»

Учитель – дефектолог:

  • Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они, и пошли гулять по лесу. Но какие, же медвежата были разные! Первый медвежонок – весёлый, подвижный, очень любит играть. Залез он на дерево. Чует – мёдом пахнет. Обрадовался, полакомился мёдом, слез с дерева и побежал к маме – медведице. Вот какой был медвежонок.

  • К слову «весёлый» подберите слова, близкие по смыслу.

Дети:

  • Радостный, оживлённый, шустрый, бодрый, резвый…

Учитель – дефектолог:

Дети:

  • Помчался, понёсся, полетел стрелой, помчался сломя голову

Учитель – дефектолог:

  • Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. Как можно сказать о нём по-другому?

Дети:

  • Неуклюжий, нерасторопный, неловкий, неповоротливый

Учитель – дефектолог:

Дети:

  • Грустно, невесело, обидно, скучно.

Учитель – дефектолог:

  • Каким теперь был медвежонок?

Дети:

  • Грустным, обиженным, огорчённым, печальным.

Учитель – дефектолог:

  • И к маме он не просто пошёл, а…

Дети:

  • Побрёл, поплёлся, засеменил, еле-еле переставлял ноги.




  1. Игра «Расскажи о зиме»

Учитель – дефектолог:

  • Предлагаю вам придумать рассказ о том, как неугомонный и весёлый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность. А для начала, посмотрите, что у меня лежит на столе?

Дети:

  • Конверт.

Учитель – дефектолог:

(Учитель-дефектолог вместе с детьми открывает конверт и достаёт от туда картинки, на которых нарисована зима. Вместе рассматривают.)

Учитель – дефектолог:

  • Ребята, а вы знаете, что медвежата никогда не видели зиму

Дети:

  • Да, потому что медведи зимой спят.

Учитель – дефектолог:

  • Предлагаю вам сегодня придумать рассказ о зиме. Вспомнить, что бывает только зимой. Чем отличается зима от других времён года. И рассказать об этом нашим медвежатам. Согласны?

Дети:

  • Да.

Учитель – дефектолог:

  • Какой снег зимой? Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?

Дети:

  • Хрустит, скрипит, поёт песенку

Учитель – дефектолог:

  • Какая бывает погода зимой?

Дети:

  • Холодная, снежная, вьюжная, морозная, ветряная.

Учитель – дефектолог:

  • Что происходит зимой с деревьями?

Дети:

  • Они отдыхают, укрывшись снегом

Учитель – дефектолог:

Дети:

  • Снежная, красивая, морозная, вьюжная, сверкающая…




  1. Весёлая переменка. Физкультминутка.

Организуется игра. Одна половина детей (девочки) изображает снежинки, другая (мальчики) – ветер. Ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.

  1. Игра «О зиме или о снеге»

Учитель – дефектолог:

  • Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме (холодная, снежная, морозная, вьюжная) и о снеге (пушистый, белый, искристый, скрипучий). А сейчас послушайте и догадайтесь, о чём я буду говорить – о зиме или о снеге.

Холодная….

  • Дети:

  • Зима

Учитель – дефектолог:

  • Пушистый…

Дети:

  • Снег

Учитель – дефектолог:

  • Вьюжная

Дети:

  • Зима

Учитель – дефектолог:

  • Скрипучий

Дети:

  • Снег

(интонационно педагог выделяет окончания слов)

  1. Ситуация «письменной речи»

Учитель – дефектолог:

  • А сейчас мы придумаем рассказ о зиме. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали.

  • Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы подарим нашим медвежатам, чтобы они «нашли» зиму, познакомились с ней.

(педагог записывает рассказы детей, давая детям понять, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет, какой рассказ больше понравился и какой дети подарят медвежатам.

Подведение итога занятия.
Литература:

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.