|
Картотека дидактических игр для воспитателей
«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГОСЛУХА У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Составил учитель-логопед
Караванов И. А.
Подготовительная группа
Цель:
Совершенствовать фонематический слух, т. е. учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с заданным звуком в тексте, определять место звука в слове (в начале слова, в конце слова, в середине слова), закреплять умение делить слова на слоги.
Сентябрь
Цель: развитие слухового восприятия
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
“Скажи, что ты слышишь?”
|
|
Предложить детям закрыть глаза и внимательно послушать и назвать, что они слышат вокруг себя.
|
II
|
“Будь внимательным”
|
речевой материал, придуманный воспитателем.
|
Воспитатель в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”).
|
III
|
“Доскажи словечко”
|
речевой материал в кабинете логопеда.
|
Воспитатель читает стихотворный текст, не договаривая последнее слово, которое должны проговорить дети хором или по – одному.
|
IV
|
«Белиберда»
|
речевой материал слов имеющих смысл и не имеющих его (крамс, брам, врен и т.п.)
|
Воспитатель называет вразнобой слова, имеющие смысл (сумка, стол, ковер, школа); слова не существующие и предлагает детям определить есть такие слова в жизни или нет.
|
Октябрь
Цель: Научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в дифференциации свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж) на слух и в произношении
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
“Разложи картинки мишке и снеговику и определи, где стоит звук”
|
игрушки мишки и снеговика, предметные картинки, в названиях есть звуки «с»! и «з».,
|
Воспитатель выставляет на наборное полотно плоскостные картинки или игрушки медведя и снеговика и предлагает детям разложить картинки со звуком «С» - снеговику, а со звуком «Ш» - медведю.
|
II
|
“Разложи картинки жуку и комарику и определи, где стоит звук”
|
игрушки или картинки с изображением жука и комарика, предметные картинки со звуком “з”, и “ж”
|
(дифференциация звуков “з” и ”ж” и определение позиции звука)
|
III
|
“Кто быстрее соберет вещи в чемодан”
|
два плоскостных чемодана, предметные картинки, в названии которых есть звуки “с”,”ш”.
|
(дифференциация звуков «с» и «ш» - игра в кабинете логопеда)
Или см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
|
IV
|
«Зоопарк»
|
фланелеграф, животные со звуками «з», и «ж».
|
дифференциация звуков «з», «ж»
|
Ноябрь
Цель: Упражнять детей в различии звуков по звонкости-глухости (на слух с-з, ш-ж, т-д, к-г).
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
“Кто в домике живет”
|
два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “с” и “з”, буквы «С» и «З».
|
Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «с» и «з» (различие “с”-“з”)
|
II
|
“Кто в домике живет”
|
два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “ш” и “ж”, буквы «Ш» и «Ж».
|
Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «ш» и «ж» (различие “ш”-“ж”)
|
III
|
“Кто в домике живет”
|
два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “т” – “д”, буквы «Т» и «Д».
|
Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «т» и «д» (различие “т”-“д”)
|
IV
|
“Кто в домике живет”
|
два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками «к» – «г», буквы «К» и «Г».
|
Дети «заселяют» в домики картинки, в названии которых есть звуки «к» и «г» (различие звуков “к”-“г”)
|
Декабрь
Цель: Продолжать учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове.
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
“Кто больше назовет слов на звук…”
|
разноцветные фишки, которые раздаются за правильный ответ
|
Воспитатель предлагает детям придумать слова на какой-либо звук, за правильно придуманное слово ребёнок получает фишку.
|
II
|
“Какой звук есть во всех словах и где он стоит в слове”
|
полоски-схемы, изображающие позицию звука в слове, фишки. Рекомендуемые слова или картинки: “С” – сани, сом, нос, носки; “З” – зуб, музыка, коза; “Ш” – кошка, шуба, мышь; “Ж” – жук, художник, жираф, жаба; “Щ” – щетка, щипцы, ящик, плащ.
|
Воспитатель выставляет три полоски-схемы с определением позиции звука в слове, объясняя детям, что звуки в словах могут стоять в начале слова, в середине и конце слова. Называет выставленные картинки или игрушки с каким-то одним звуком и просит детей определить какой один и тот же звук есть во всех словах. Затем дети раскладывают картинки или игрушки к полоскам – схемам с позицией звука.
|
III
|
“Придумай слово со звуком «д» и дь”
|
схемы-полоски, фанты.
|
Воспитатель предлагает детям придумать слова на звуки «Д» и «Дь» за правильно придуманные слова дети получают фишки-призы
|
IV
|
«Придумай слово на «т» и «тъ»
|
схемы-полоски, фанты
|
Воспитатель предлагает детям придумать слова на звуки «Т» и «Ть» за правильно придуманные слова дети получают фишки-призы
|
Январь
Цель: Продолжать учить детей придумывать слова с заданным звуком, автоматизация звуков «Р» и «Рь»
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
“Художники”
|
доска, мел, фишки
|
Предложить детям нарисовать дом. Воспитатель мелом рисует стены, потолок. А дети должны дорисовать те части, дома, в названии которых есть звуки “р” и “ръ” (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.
из какого материала будет построен наш дом? (деревянный или кирпичный)
в какой цвет он будет покрашен? (серый, красный, коричневый, оранжевый, розовый).
|
II
|
“Художники” (продолжение)
|
доска, мел, фишки
|
Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: назовите предметы и мебель со звуками “р” “ръ”, которые могут быть дома (шифоньер, сервант, телевизор, торшер, проигрыватель и т.д.)
|
III
|
“Художники” (продолжение)
|
фишки
|
Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: Задание: 1. Кто может жить в доме со звуками “р” и “ръ”: родители, ребята.
2. Что мы нарисуем около дома? (деревья: береза; кустарники: рябина, черемуха, смородина, крыжовник, сирень и т.д.).
3. Цветы: астра, георгин, роза и т.д.
|
IV
|
“Художники” (продолжение)
|
Фишки
|
Дети вспоминают, какой дом они рисовали и получают новое задание: Задание: 1. Какие птицы прилетели к дому со звуками «р» и «ръ»?
2. Какие животные со звуками «р» и «ръ» могут жить в домике?
|
Февраль
Цель: Научить детей делить двухсложные, трехсложные слова на слоги (части). Произносить четко и медленно. Произносить каждый слог отдельно, показать детям последовательное звучание слогов в слове. Научить самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в трехсложные
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
“Отхлопай слово”
|
предметные картинки (рыба, луна, коса, лиса, ваза, шуба, мама и другие).
|
Деление слов, состоящих из двух открытых слогов и называние первого слога
|
II
|
“Дирижер”
|
предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.)
|
Деление слов, состоящих из трех открытых слогов (проговаривая слово, на каждый слог выполняется движение рукой “дирижирования”)
|
III
|
“Построим пирамиду”
|
предметные картинки (сом, дом, рак, лев, лук, жук, сыр. Рысь. Гусь. Шар, мак, мяч и слова, состоящие из двух и трех слогов (игра в кабинете логопеда).
|
Деление слов, состоящих из двух, трех и одного слогов.
|
IV
|
«Измени слово» (преобразование слов, состоящих из одного, из двух слогов в трехсложные)
|
предметные картинки кот-котик-котище; лук-лучок-луковка-луковица; пес-песик-собака; жук-жучок-жучище; шар-шарик-шарище; дом-домик-домище; мак-маки; лиса-лисенок; белка-бельчонок; ежик-ежата и т.д. (игра в кабинете логопеда).
|
Воспитатель предлагает детям отхлопать (разделить на слоги) слово лук. Затем предлагает изменить слово так, чтобы в нём стало два слога (лучок), затем три слога (лу-ков-ка). Каждый слог отмечается условными обозначениями. Например, квадратами.
|
Март
Цель: Продолжать учить детей преобразовывать слова, состоящие из одного слога в слова двухсложные и трехсложные. Упражнять детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков (трех)
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
“Измени слово”
|
плоскостной телевизор, предметные картинки.
|
Чтобы включить телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах-названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово . если оно будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет (рекомендуемые слова: кот, мак, шар, рак, ком).
|
II
|
«Собери слово» (звуковой синтез)
|
предметные картинки или игрушки слов, в названии, которых два слога (лиса, кошка, мышка, кукла и др.)
|
Воспитатель предлагает детям отгадать слово, которое она будет произносить по слогам. Слово говориться медленно чётко с небольшими паузами: ли---са, затем предлагает отгадать какое слово получилось за правильный ответ ребёнок получает фишку
|
III
|
«Собери слово» (звуковой синтез)
|
предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.)
|
Воспитатель предлагает детям отгадать слово, которое она будет произносить по слогам. Слово говориться медленно чётко с небольшими паузами: ку---ри---ца, затем предлагает отгадать какое слово получилось за правильный ответ ребёнок получает фишку
|
IV
|
«Собери слово» (звуковой синтез)
|
карточки с наклеенными 3-4 предметными карти нками.
|
На карточках дети определяют первый звук в словах и составляют из них получившееся слово. Если правильно составил слово, на обратной стороне карточки он увидит картинку-отгадку (игра в кабинете логопеда)
|
Апрель
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов. Продолжать учить детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков.
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
«Построим пирамиду»
(деление слов на слоги)
|
дом-пирамида, предметные картинки,в названии которых от одного до трех слогов. (Игра в кабинете логопеда).
|
см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
|
II
|
“Цветочный магазин» (деление на слоги)
|
открытки с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех слогов, наборное полотно (игра в кабинете логопеда).
|
см. пособие Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
|
III
|
«Отгадай мое слово» (звуковой синтез)
|
речевой материал: с-о-м, к-о-т, м-у-х-а, р-у-к-а, р-у-ч-к-а, м-о-ш-к-а и т.п.
|
Воспитатель называет детям слово, произнося звуки отрывисто, с небольшими паузами.
|
IV
|
“Придумай предложение” (по игрушке)
|
игрушка, схемы предложений.
|
Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения.
|
Май
Цель: Учить детей придумывать предложения, состоящие из 2-3 слов (по игрушкам, сюжетным картинкам) умение делить предложение на слова, называть первое, второе, третье слово. Графически записывать предложение.
Неделя
|
Название игры
|
Оборудование
|
Ход игры
|
I
|
“Придумай предложение” (по игрушке)
|
игрушка, схемы предложений.
|
Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения.
|
II
|
“Придумай предложение” (по игрушке)
|
игрушка, схемы предложений.
|
Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку, придумать о ней слова-признаки, затем слова-действия, а затем придумать про игрушку предложение и выложить схему предложения.
|
III
|
“Придумывание предложений по предложенным схемам»
|
фланелеграф, доска, мел, готовая схема предложения, состоящая из 3-4 слов.
|
Воспитатель предлагает детям рассмотреть схемы предложений и придумать по схеме своё предложение.
|
IV
|
«Составление небольшого рассказа по картинке»
|
несложная сюжетная картинка, тетради, карандаши.
|
Дети рассматривают сюжетную картинку. Придумывают по ней несложные предложения, состоящие из 2-3 слов. Придумывают рассказу название, затем записывают рассказ в тетрадь, например: Весна. Наступила весна. На улице стало тепло. Растаял снег. Прилетели птицы.
|
|
|
|